Татьяна АЛЬФОНСКАЯ

В местной культуре страсти кипят не только на сценах, но и в неменьшей степени – в кабинетах и закулисье. Удивляетесь? Да, конечно, работники культуры «несут искусство в массы», сеют доброе и вечное, хранят традиции.

Но почему-то именно в этой сфере деятельности «мелкие бесы» чувствуют себя особенно комфортно.

…Когда директору ДК им. 1 Мая Михаилу Миронову присвоили звание заслуженного работника культуры РФ, поздравляя его, губернатор Сергей Морозов отметил: «Профессионализм, творческий подход к работе, организаторский талант снискали Вам авторитет и уважение среди работников культуры и многих жителей Ульяновска и области. Признанием Вашего вклада в сохранение и преумножение культурных традиций, организацию работы художественных самодеятельных коллективов области стало присвоение почетного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Искренне желаю Вам новых успехов в работе».

Вряд ли в тот момент кто-то из коллег Миронова сомневался в том, что за успехами дело не станет – человек он известный, и не только в культурной сфере. Воспользуюсь данными из официальных документов: «Мироновым М.М. сделано многое по укреплению материально-технической базы, модернизации оборудования ДК им.1 Мая. Благодаря усилиям Миронова создано более 60 коллективов народного творчества и любительских объединений ДК им. 1 Мая, многие из которых неоднократно становились лауреатами российских и международных конкурсов. При непосредственном участии Миронова в ДК проводятся дни семейного отдыха, дни театра, фестивали музыки для детей и юношества, фестиваль «Родные волжские напевы», «Лики Терпсихоры», «Красные маки», турнир спортивных бальных танцев и другие мероприятия. Миронов М.М. – автор проекта по организации и проведению областной выставки работ мастеров и любителей декоративно-прикладного искусства «Золотые россыпи». За разработанную им экспозицию, представленную на Международных выставках художественных промыслов в 2001 и 2002 годах, ДК им. 1 Мая был удостоен диплома и Почетной грамоты оргкомитета выставки».

Так ли много у нас специалистов с подобными профессиональными достижениями?(Замечу, что он также работал в обкоме комсомола и в горкоме партии – курировал культуру, отвечал за проведение массовых мероприятий, позже возглавлял Дворец профсоюзов). Однако не прошло и трех лет… 1 июня нынешнего года Миронова уволили с поста директора «в связи с истечением срока действия трудового договора». Как удобна такая формулировка для любого начальника! И не нужно растолковывать за что и почему, что сделал и в чем провинился. Договор истек. Все свободны.

Мы уже писали о том, что по воле обуреваемого страстью к реформированию местного департамента культуры ДК им.1 Мая в 2008 году вместе с другими заведениями вошел в ЦНК (Центр народной культуры). Спустя полгода я попыталась взять комментарии у Миронова на тему «что изменилось в работе ДК». Разговор состоялся, но статья тогда не вышла. Хотя Михаил Михайлович признался, что никаких изменений к лучшему не произошло, дворец и его люди по-прежнему работали на полную катушку, а вот в правах и возможностях коллектив урезали основательно. Ликвидировали отделы по работе с детьми, по работе с молодежью, театрально-концертный отдел, упразднили должность художественного руководителя. Коллективы ДК перестали выезжать с концертами в районы и окрестные села – не стало ни транспорта, ни средств. Стала единой бухгалтерия и, соответственно, смета. До того в ДК знали, на какую сумму могут что-то организовать, да и хозяйство постоянно требовало мелких расходов. После реорганизации за каждой бумажкой, каждой копейкой приходилось кататься в центр, в ЦНК. И постоянно слышать: ищите спонсоров.

Конечно, Миронову (как, наверное, и другим заинтересованным работникам культуры) хотелось получить у руководства ответы на многие вопросы – и по ходу процесса, и по его итогам, и по «кройке» финансов и штатов. Имелось у него и собственное мнение на происходящие события. И по данной причине он превратился в неудобного директора. «Я никогда не боялся начальства, робость перед ним не испытывал. Я как понимаю вопрос, так и говорю. Не знаю – молчу и слушаю. Иначе – какой смысл назначать руководителя, у которого нет своего мнения?» – говорит сам Миронов.

Поводы заменить неудобного удобным можно найти всегда. В данном случае началась канитель с трудовым договором. «Я увидел в нем определенные глупости, – рассказывает Миронов. – Написал: с условиями договора не согласен. Составляют второй, мол, в связи с окончанием срока первого (ну того, с которым не согласен). Читаю. Суть в двух словах: он составлен так, будто я только что с улицы пришел, а не работаю в ДК 20 лет. Не подписываю. Вызывают в департамент: не подпишешь – уволим. А 31 мая нынешнего года приходит ко мне новый директор ЦНК Елена Сафронова. Вместе с …новым директором ДК им.1 Мая, прежде никогда не работавшим в домах культуры. Я что – совсем дряхлый? Да у меня полна голова мыслей и идей о работе дворца».

Когда в 1989-м его пригласили работать в ДК им.1 Мая, никто не мешал осуществлять творческие идеи. Директор завода им. Володарского, которому принадлежал ДК, принимал Миронова без очереди. С перестройкой в судьбе дворца случилось немало зигзагов. Михаил Михайлович даже ходил на прием к Юрию Горячеву, с помощью которого ДК не исчез в небытие, а был передан в собственность области. А уж каких планов понастроил Миронов, когда в 2007-м на юбилейном концерте хора русской песни в присутствии директора областного департамента культуры Татьяны Ившиной губернатор заявил, что сделает ДК лучшей площадкой в области. Ведь дворец-то с 1989 года ни разу не ремонтировался. Миронов составил для департамента пакет документов по каждому виду работ и по техническому оснащению концертного зала. Прошло полгода – денег выделили только на дырявую кровлю. На этом ремонт закончился (возобновится он с приходом нового директора).

А чуть позже возник вопрос о том, что некоторые надоевшие департаменту, требующие вложения денег дворцы (в том числе ДК им.1 Мая), надо бы передать городу. Вновь назначенный начальник городского управления культуры вроде бы не против. Но каждый новый начальник приводит с собой новые кадры – с этим фактом спорить бессмысленно. В общем, по всем «фронтам» судьба Миронова была предрешена. Тем более что его критические реплики попали в одну из местных газет…

Михаилу Михайловичу 66 лет. Выглядит замечательно. Интереса к работе не потерял. После его увольнения замдиректора областного департамента культуры Александр Колтун посочувствовал Миронову: всем придется уходить на заслуженный отдых. «Но не таким же образом! – восклицает Миронов. – Даже не собрали коллектив, с которым проработал 21 год, я сказал бы всем «спасибо». Да и мне спасибо не сказали. А еще Колтун пообещал – без работы не оставим».С той поры прошло четыре с половиной месяца. Ни слова, ни звонка. Наивный Миронов не прячется, сотовый не отключает. Только не удержался, задал мне риторический вопрос: «Ну как можно было меня оставить без работы? Это значит отнять у меня жизнь, оставить меня умирать. Сердце болит»…

Чиновники от культуры с трибун говорят про таких, как Миронов: эти люди и их идеи устарели. Но без них пока ничего нового на сценических площадках пока не происходит. Потому что народную, массовую культуру, сохранение и развитие ее традиций с наскока не освоишь. Тут опыт нужен, творческая инициатива, бережное отношение к талантам, а не нанотехнологии. Можно освоить компьютер и заносить туда отчеты о «проведенных мероприятиях», но при этом не понимать, откуда взялась, что с ней делать и зачем она нужна – эта народная культура.

Убеждена: в сфере культуры (так же, как и в моей родной журналистике) крайне вредно доверять дело людям по принципу «родственник», «свой человек», «поддакивающий начальству и не имеющий своего мнения». И именно этот вредный вирус поселился сегодня в местной культуре. А ведь здесь, как нигде, нужны личности, талантливые и фонтанирующие идеями, ценен опыт и профессиональная репутация – ведь эти люди работают в духовной сфере. Иначе трудно удержаться даже на уровне ремесленничества. Иначе безликость, безличностность опускают культуру ниже плинтуса.

В истории, случившейся с Михаилом Михайловичем, отразились «типичные черты» взаимоотношений между нынешними чиновниками от культуры и ее кадрами. Теми, кто этой культуре отдал всю жизнь. Миронов предпочитал будоражить, а не отсиживаться или тихо брать под козырек. А ценность ныне представляют те, чья рука к козырьку прилипла.