Как наполняется местный бюджет в условиях масштабного финансово-экономического кризиса? Этот и другие вопросы мы задали на днях заместителю главы администрации города по экономическому развитию и финансам Дмитрию Крайнову

– Дмитрий Евгеньевич, говорят, что первая волна кризиса осталась позади. Как сегодня складывается ситуация в области муниципальных финансов? Какие доходные источники остаются приоритетными для города?

– Самым значимым по объему денежных поступлений, разумеется, остается налог на доходы физических лиц. По данным на 19 мая, с начала года по этой статье доходов город получил 118 миллионов рублей. Для сравнения: в прошлом году за аналогичный период в местный бюджет этот налог поступил в размере 125 миллионов рублей. С учетом того, что в соответствии с уже скорректированными плановыми показателями на данный период поступления по НДФЛ ожидались в пределах 130 миллионов, муниципалитет недополучил еще больше средств. Всего в текущем году по данному налогу запланировано 490 миллионов рублей вместо ожидавшихся 525 миллионов.

– Какие меры принимаются для приведения ситуации в соответствие с намеченными планам?

– Делать, конечно, можно все что угодно, в том числе с помощью налоговых органов и судебных приставов выжимать все соки из налогоплательщиков, но если наступил ступор в расчетах между субъектами экономики, денег, которых нет, все равно не получишь. Единственное, чего можно добиться таким путем, – полной парализации деятельности, а то и банкротства предприятий, а это абсолютно никому не нужно.

Сейчас наоборот стоит задача сохранить их работоспособность. И в этом мы стараемся поддерживать руководителей предприятий, которые активно работают с банками и через свои структуры с Москвой – ДААЗ через «АвтоВАЗ», НИИАР через Росатом – добиваются расшивки платежей. Никто без дела не сидит, и результаты общих усилий уже заметны: с марта НИИАР начал платить текущие платежи, с апреля пошли налоговые перечисления и с ДААЗа.

– А как этими предприятиями будет погашаться задолженность за предыдущие месяцы?

– Дирекция ОАО «ГНЦ НИИАР» еще в прошлом месяце подала документы в региональный налоговый орган на получение налоговой отсрочки. Такой же пакет документов на этой неделе собиралось отправить и руководство ОАО «ДААЗ». Поэтому у нас есть полная уверенность в том, что со временем город получит запланированные средства и они, как полагается, будут направлены на обеспечение полномочий муниципалитета. Но до тех пор пока мы не получим этих денег, придется ужимать расходы, отказываясь от финансирования несиюминутных потребностей.

– Вторым по величине источником дохода до недавних пор были поступления от реализации муниципального имущества. Как обстоят дела в этом направлении?

– Несмотря на то, что по плану приватизации за этот год мы собирались получить 6 миллионов 700 тысяч рублей (для сравнения: в прошлом году было получено 16 миллионов) от реализации принадлежащих муниципалитету помещений, реалии данного периода пока не позволили получить ни копейки. Во-первых, потому что свободных помещений у нас становится все меньше. Во-вторых, цены на рынке недвижимости упали настолько, что в данных условиях реализация этого имущества никакой прибыли городу не принесет. Следовательно, заниматься этим пока нет ни малейшего смысла. Это подтверждает и проведение последнего аукциона, который так и не собрал желающих приобрести выставленную на торги недвижимость.

Возможно, все дело в том, что результаты независимой оценки сегодня не соответствуют ожиданиям предпринимателей. Может быть, они просто не хотят расставаться с крупными сумами, поскольку кредитоваться сейчас очень сложно. Как бы там ни было, но результат приватизации пока нулевой.

– Какой же источник доходов муниципалитета теперь занимает второе место по объему поступлений?

– Это единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В данном направлении отмечается перевыполнение плана – уже получено 23 миллиона рублей из 49 миллионов ожидаемых в этом году в соответствии уточненными показателями. Надо сказать, что и к уровню поступлений аналогичного докризисного периода здесь тоже заметна положительная динамика – 111 процентов от уровня прошлого года.

– Чем обусловлен рост этих поступлений?

– Во-первых, увеличением численности плательщиков ЕНВД, то есть индивидуальных предпринимателей. Кроме того, сказалось и изменение требований законодательства, которое в этом году тоже будет совершенствоваться. Поэтому мы можем и дальше рассчитывать на устойчивый рост поступлений по ЕНВД.

– Какой источник доходов замыкает тройку лидеров?

– Это земельный налог, по которому пока удалось собрать 12 миллионов рублей. Для нашего города именно теперь он становится очень актуальным. Если все успеем, то с 1 июля запустим программу инвентаризации городских земельных участков, которая уже успешно действует в других муниципальных образованиях и дает просто фантастические результаты: за два года после внедрения этого программного продукта поступления увеличиваются в 10 раз!

– То есть к середине мая 2011 года город сможет получить уже не 12, а 120 миллионов рублей по земельному налогу?! Как это возможно?

– Надеемся, что сможет. А как это делается, мы намерены изучить в ближайшее время. На следующей неделе димитровградская делегация, в составе которой будут работать специалисты комитета по управлению имуществом и городской налоговой инспекции, отправится в подмосковный город Мытищи, где с 2006 года успешно работает эта программа, чтобы изучить передовой опыт.

– Среди прочих доходных источников значится и предпринимательская деятельность учреждений бюджетной сферы. На апрельской пресс-конференции вы сообщили журналистам, что поступлений по этой статье в первые два месяца совсем не было из-за организационных проблем – отрабатывалась новая система прохождения средств через федеральное казначейство, основанная на новых программных продуктах. Поскольку их «обкатка» давно завершена, то хочется узнать, удается ли наверстывать упущенное?

– На 19 мая поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений бюджетной сферы составили 21 миллион рублей. Отставание от плана сейчас составляет пять миллионов, но если учитывать, что мы начинали работать в этом направлении с гораздо большей задолженностью, то можно сказать, что нынешний показатель даже опережает график выравнивания ситуации. И у меня нет ни малейших сомнений в том, что в начале второго полугодия все упущенное будет наверстано.

– Как сегодня поступают средства из других источников доходов муниципалитета?

– Если говорить о запланированных на этот год областных безвозмездных перечислениях, то они поступают в полном объеме точно по графику без малейших отставаний. По ним, прямо скажем, даже можно сверять часы.

А вот доходы от сдачи в аренду муниципальных зданий и помещений снизились на 2,5 миллиона рублей. В то же время доходы от аренды земельных участков увеличились сразу на пять миллионов.

– Как в этой ситуации городу удается исполнять свои обязательства?

– Что касается приоритетной статьи расходов по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, то здесь мы не допускаем ни малейших срывов. Аванс за май уже перечислен во все муниципальные учреждения.

По расчетам с поставщиками коммунальных услуг есть небольшое отставание – месяц, но оно постепенно сокращается, так как на этой неделе мы уже начали погашать долги за апрель.

В вопросе финансирования детского питания нам удалось кардинально преломить ситуацию по распылению бюджетных средств, выбрав единого поставщика. Им стало недавно созданное группой работающих в этой сфере предпринимателей ООО «Малышок» (по аналогии с ООО «Школьник»), которое взяло на себя обязанность обеспечивать качественным питанием детские сады нашего города. Как показал первый месяц работы этой организации, объединившей под своим крылом всех опытных поваров дошкольных учреждений, сбалансированность питания медиков устраивает, нормы в точности соблюдаются, и дети результатами довольны. А это гораздо важнее экономии бюджетных средств, ведь речь идет о здоровье наших детей, которое в денежном выражении оценить невозможно.

– Судя по всему, с начала года вы серьезно взялись за преобразования…

– Да, поскольку в данных условиях город просто не может позволить себе неэффективного расходования средств. Как оказалось, от непрофильных направлений деятельности наших учреждений и организаций – наибольшие потери бюджета. По этой причине мы были вынуждены создать и централизованную бухгалтерию для образовательных учреждений, которая начала работать совсем недавно…

– Странно, ведь еще и пяти лет не прошло с тех пор, как городские школы, получив статус самостоятельных учреждений, приступили к оборудованию собственных бухгалтерий. Помню, как в 2006 году в первой школе, носившей тогда звание университетского лицея, который как раз заканчивала моя дочь, с родителей собирали деньги на установку решеток, приобретение сейфа и ремонт кабинета, выделенного для бухгалтера. Получается, все эти усилия были напрасными?

– К сожалению, да. И причина в том, что никто тогда просто не просчитал, к каким последствиям это приведет. Кустарный бухучет, поскольку в школы в основном пришли слабо подготовленные специалисты в области бюджетного финансирования, создавшие массу проблем не только с договорами, которые самостоятельные учреждения заключали с подрядными организациями, но и с оплатой труда учителей, аукнулся муниципалитету немалыми финансовыми потерями. А ведь без этого можно было вовсе обойтись, так как при придании самостоятельности образовательным учреждениям нигде не оговаривалось, что школы должны иметь собственную бухгалтерию, а не пользоваться услугами специализированных организаций. Теперь ситуация приводится в соответствие с принятыми стандартами, поскольку в распоряжении наших бухгалтеров имеется единый программный продукт, единая методология, а специалисты регулярно повышают свою квалификацию, обучаясь на курсах и семинарах.

Хотелось бы в этом году таким образом успеть привести в соответствие ситуацию и во всех муниципальных учреждениях, чтобы обеспечить полную прозрачность расходования бюджетных средств.

– Дмитрий Евгеньевич, какие еще «слабые места», на ваш взгляд, требуют приложения дополнительных усилий в плане оптимизации расходов?

– В этом году мы немного поменяли специфику проверок, которые традиционно проводят специалисты контрольно-ревизионного отдела управления финансов администрации города, сориентировав их на определение логичности штатного расписания в каждой бюджетной организации. И надо сказать, что в этом плане тоже выявлены немалые возможности для экономии бюджетных средств, причем без малейшего ущерба для деятельности муниципальных учреждений. Дело в том, что в ряде организаций штатное расписание «раздуто» до необычайных размеров. В тех же школах, например, сейчас появилось по семь завучей, хотя в мое время был всего один, который прекрасно справлялся со своими обязанностями…

– В мое время их было два: по учебной работе и по воспитательной. Сегодня многое изменилось. Некоторые специалисты умудряются совмещать по три-четыре должности, хотя, насколько мне известно, в бухучете было четко определено, что ни один сотрудник по совместительству не может получать более чем 1,75 ставки. Неужели нормативы с тех пор настолько изменились?

– В этом плане абсолютно ничего не менялось, поскольку это было бы нелогично – человек физически не может работать по 32 или 40 часов в сутки. Такие совмещения свидетельствуют лишь о том, что в коллективе либо неправильно распределены функциональные обязанности, либо они непомерно раздуты.

Надо сказать, что прежде с целью сохранения квалифицированных специалистов бюджетной сферы, в том числе и учителей, зарплата которых длительный период была крайне низкой, нам действительно приходилось порой закрывать глаза на такие проявления работоспособности. Теперь же, когда заработок состоит из двух частей – оклада и различных стимулирующих выплат, начисляющихся пропорционально результатам работы, надо приводить ситуацию в соответствие. И этому вопросу мы будем уделять самое серьезное внимание.

– Спасибо за интересную беседу, которая еще раз подтвердила, что деньги любят счет. Тем более это становится актуально во время финансового кризиса. Надеемся, в скором времени усилия муниципалитета по оптимизации расходов дадут хороший эффект.

Светлана КНЯГИНИНА