В эти выходные православные будут отмечать Пасху – один из важнейших христианских праздников, центральное событие всего народно-церковного календаря. Точнее, вероятно, говорить о целой пасхальной традиции, которую нельзя ограничивать временными рамками исключительно одной недели. К примеру, большое значение для понимания смысла этого праздника имеют и предшествующий пост, и следующие за Светлым Воскресением поминальные дни.
В этой статье мы рассмотрим несколько любопытных «составляющих» Пасхи, опираясь на сведения, записанные именно Ритуальная еда.
Первое, с чем, прежде всего, ассоциируется упомянутый праздник,- это, конечно,куличи и «крашенки». Несмотря на то, что все это сейчас можно легко купить в магазине, до сих пор и на селе, и в городе хозяйки нередко предпочитают готовить их сами. Впрочем, многое здесь зависит от конкретной семейной традиции, то есть от того, занимались ли этим в свое время представители старшего поколения. Если да, то между родственниками происходит обмен рецептами и самой «продукцией»: те, у кого куличи выходят вкуснее, часто пекут их и для близких, и для соседей.
Для окраски яиц в ульяновских селах раньше использовали не только «перья» от лука, но и березовые листья, кору от дуба и даже крапиву. Сейчас по-прежнему популярной является луковая шелуха, но также широко распространены и другие способы изготовления «крашенок»: с использованием специальных наклеек или пищевых красителей.
Гораздо реже готовят так называемую творожную (или «сырную») пасху. Пожилые жители села Лава Сурского района «с аппетитом» рассказывали нам о следующем способе изготовления этого блюда:
– Творог в ступке размешаешь, потом, значит, туда кладут сметанки, изюму, маслица сливочного, сахару, чтобы сладко было. Яйца обязательно. А яйца только белки и – под пресс. И такая формочка специальная есть: там по бокам крестики, – туда все это кладешь – вот и пасха!
В селе Потьме Карсунского района хозяйки старались поставить тесто для куличей в Чистый четверг. Делали их из кислого теста, обливали взбитым яичным белком с сахаром и посыпали крашеным пшеном (могли выкладывать из него же крестик или буквы ХВ – «Христос воскрес»). Перед тем, как начать готовить кулич, обязательно говорили «Господи, благослови!» – чтобы все удалось.
Были и другие интересные особенности: так, в селе Барышская Слобода (Сурский район) украшали куличи восковыми и бумажными цветами, а в Тияпино Инзенского района их делали с начинкой из гречки.
Пасхальные чудеса
В некоторых селах нашего региона раннее утро пасхального воскресенья встречалось по-особому: и дети, и взрослые выходили на улицу, чтобы посмотреть, как солнце «играет».
Вот как описывала нам это пасхальное чудо одна из жительниц села Новосурска Инзенского района: «Ну, всякими лучами, всякие краски, вот, даже вот в радуге-дуге такого нет – всякого цвета. Оно вот переливается-переливается, начнет прыгать, а потом опять всякий цвет от него пойдет!».
Еще одно необычное явление, которое также часто соотносится верующими людьми именно с пасхальными праздниками,- это «обновление икон».
– Вот эдак вот сижу – гляжу: икона светлей, светлей делается – и сделается икона – как в осияньи!
– делилась с нами своими впечатлениями от пережитого бабушка Евдокия, проживающая в селе Чумакино Инзенского района.
Детские «обходы»
Утро пасхального воскресенья – это «горячий сезон» для городских и сельских ребятишек. Дети ходят небольшими группами по 3-5 человек. В настоящее время их поздравление обычно ограничивается фразой: «Христос воскрес!» или просто: «С праздником!».
А бывает даже и так: «Который прибежит и кричит: «Христос! Христос!» – он уж не выговорит полностью, маленький совсем!» – улыбаясь, рассказывала жительница села Новосурска.
Маленьких гостей одаривают «крашенками», конфетами и печеньями. В селах, в отличие от города, стараются вручить пришедшим окрашенное яичко, а печенья и конфеты считаются менее обязательным подарком.
В городе – особенно в молодых семьях – могут относиться к таким утренним визитам вполне терпимо, но без особого энтузиазма: это воспринимается как «дань традиции». В сельской местности к пасхальным обходам детей относятся несколько серьезнее.
Например, в селе Чумакино вспоминали о том, что раньше приходивших христосоваться детей сажали либо на подушку, чтобы велись куры, либо на шубу – для приплода овец. Другими словами, маленькие визитеры расценивались как носители будущего благополучия – вполне в духе мифологической и магической «картины мира».
Что делали с «дарами»?
В глазах самих детей наибольшую ценность имеют «крашенки» яркого и необычного цвета, с цветными наклейками и, естественно, наиболее вкусные конфеты и печенья. После обхода дети обычно собираются у чьего-либо двора или подъезда, рассматривают и обмениваются добытыми сокровищами, что-то съедают, что-то относят своим домашним.
Считается, что «крашенки» (особенно те, которые освещены в церкви) не портятся целый год: их хранят «на божнице», за иконой. В некоторых селах такие хранимые долгое время яйца использовались при пожарах: согласно поверью, кинутая в огонь «крашенка» усмиряет стихию. Иногда пасхальные яйца использовались в лечебных целях: например, скорлупу от них скармливали больным курам для снятия хвори.
Еще одно применение «крашенок» на селе – это игры. О том, как «катали яйца» и в особо удачные дни выигрывали их по целому ведру, помнят те, кому сейчас пятьдесят и старше. Иными словами, «в яйца» играли еще в семидесятые годы прошлого века.
На кладбище
Центральным ритуальным действием, связанным с Пасхой (помимо так называемого «всенощного бдения», происходящего в церкви или на дому), является посещение кладбища. Такие визиты приобрели новый смысл в современных условиях, поскольку нередко те, кто уехал навсегда из своего родного села или города, возвращаются лишь
с одной целью – посетить могилы близких. Мало того, в заброшенных поселениях, в которых не сохранилось уже ни одной избы, кладбище может продолжать «жить» и поддерживаться усилиями как раз тех, кто приезжает туда на Пасху. *
Вообще, по церковным правилам, навещать могилы родных нужно на Радоницу (или в ином написании «Радуницу» – вторник на второй неделе после Пасхи). Однако в Ульяновской области эти правила часто уступают место сложившейся традиции: и в городе, и во многих селах именно пасхальное воскресенье – день массового «паломничества» на кладбище.
Пришедшие наводят порядок, затем трапезничают, оставляя на могилах (у креста или в специальной тарелочке, поставленной на холмик) принесенную еду: те же «крашенки», конфеты, куличи. В некоторых селах – например, в селе Котяково – этот обычай так и называется «христосоваться с родителями, с мертвыми».
Стоит добавить, что запрет посещать кладбище в пасхальное воскресенье иногда объясняется тем, что у покойников в этот день «своя Пасха». Приходя туда в воскресенье, тем самым как бы мешаешь им справлять праздник. В селе Потьма нам не раз рассказывали сновидения, как бы подтверждающие правильность этого представления: умершие во сне просили не беспокоить их в воскресный день.
Евгений Сафронов
В статье использованы материалы словаря в Традиционная культура Ульяновского Присурья» и записи из личного архива автора.