Ну, любит димитровградское начальство памятники и – все тут! Уж столько их всяких-разных по всему городу наставили, что впору забеспокоиться – это ведь навязчивой идеей, манией какой-то попахивает…
В самом деле, перечисление димитровградских памятников может занять немало времени и места. А найти среди них те, которые имеют к истории этого города прямое отношение, – не так-то просто. Разве что памятник купца Маркова можно отнести к этому ряду. Остальные же стоят на улицах и площадях Димитровграда, что называется, «от балды». Например, к авиационной промышленности (как и к авиации, вообще) город атомщиков отношения не имеет ровно никакого. А списанный учебно-боевой самолет Л -29 зачем-то на подпорки водрузили. Да где – в на взгорочке аккурат возле учреждения УИН, именуемого в народе «тройкой»!
Писатель Гончаров, возможно, о посаде под названием Мелекесс даже и не слышал. Но сегодня сидит классик на проспекте Димитрова, как бомж.
А теперь вот вознамерилась димитровградская власть еще и автору знаменитого романа «Железный поток», советскому классику Александру Серафимовичу памятник поставить. В виде бюста возле Центральной городской библиотеки. За то, что «осчастливил» писатель Мелекесс-Димитровград своим присутствием на местной железнодорожной станции, где проторчал в теплушке 10 часов в далеком 1918 году. И написал об этом короткий очерк, который так и называется «В теплушке». О самом Мелекессе или его жителях в том очерке нет ни слова – не покидал Серафимович теплушки. Досталось «на орехи» только железнодорожникам и станционному начальству. В частности, он (тогда еще не советский писатель, а красный комиссар и корреспондент газеты «Правда») писал: “На железной дороге Симбирск-Бугульма было мало вагонов и мало паровозов. И все железнодорожники, коменданты со злорадством ссылались на это, как на причину медленного движения. …Необходимо с корнем, беспощадно вырвать из тела народного эту железнодорожную гангрену… малейшая халатность должна караться без пощады, вплоть до расстрела!»
Серафимович был одним из тех, кого в советские времена называли профессиональными революционерами и пламенными борцами. Наверное, этим и оправдывается бескомпромиссность и беспощадность процитированных строк. Кстати, мало кто знает, но он был соучастником покушения на царя Александра III, за что был сослан в Архангельскую губернию.
Второй раз классик советской литературы посетил Мелекесс в 1921 году, когда в Поволжье свирепствовал голод, а город и окрестности были охвачены эпидемией чумы. Приезжал он, говорят, для того, чтобы ускорить вывоз из зачумленного района не заразившихся страшной болезнью детей.
Надо сказать, что далеко не всем в Димитровграде понравилась идея администрации увековечить образ террориста-комиссара-писателя именно в их городе. Как не все в нашей стране ностальгируют по дням ставшей историей советской эпохи. И к творчеству автора «Железного потока» люди относятся по-разному. В общем, сколько людей, столько и мнений, как говорится. И многие жители Димитровграда считают, что памятники нужно бы ставить, посоветовавшись с людьми. А вдруг они скажут, что памятники и бюсты в Димитровграде нужно ставить писателям, родившимся или работавшим здесь. Например, писателю-демократу Василию Щелгунову, 180 лет со дня рождения которого исполняется в этом году. Или Артему Веселому, родившемуся в Мелекессе 105 лет назад.
Но есть и еще мнения. Скажем, такие, что в наше тяжелое время с сооружением памятников можно было бы и подождать. Денег на отопление домов не хватает, а димитровградские чиновники их в бетон и бронзу изваяний вбухивают. С какой-то маниакальной настойчивостью…