Мы продолжаем рассказывать о тех предприятиях, которые появились в Ульяновске в годы великой отечественной войны.
Осенью 1941 года в Ульяновск эвакуировали цеха Московского завода им. Сталина. На месте, где сейчас находится предприятие, город уже заканчивался, стояли только склады таможни. Эти помещения не были приспособлены для производства, но близость к железнодорожным путям сыграла решающую роль. В ноябре в Ульяновск из Москвы прибыли первые эшелоны с оборудованием и 1500 работников.
Рано наступившая зима застала людей врасплох. В пятидесятиградусный мороз им приходилось поверх пальто надевать несколько мешков с дырками для рук и головы, чтобы хоть как-то согреться. Выгружали оборудование вручную, техники никакой не было. Станки ставили на большие металлические листы, привязывали к тросам и тащили, как бурлаки, к складам. Первым заработал цех капитального ремонта – там чинили станки, которые переломались по дороге из Москвы. Затем открылся цех по выпуску бронебойных авиационных снарядов (инструментальный цех №2). Этот цех называли на заводе женским – женщины стояли здесь на разливке чугуна. Приходилось вручную поднимать ковш массой 100 кг с раскаленным чугуном, который нужно было аккуратно разлить в формы.
Собирать первые автомобили оказалось делом непростым. В столице их производили по всем правилам – на конвейере; здесь же все надо было строить с нуля. Не дожидаясь пуска конвейера, заводчане стали собирать машины вручную. Для этого установили сварные металлические подставы, трехтонные козлы и катучую балку для подъема деталей и подачи их на сборку. Первая машина увидела свет в апреле 1942-го, когда на первомайской демонстрации она проехала по улицам города. Летом таким методом собирали до тридцати ЗИС-5 ежедневно. В октябре запустили конвейер, что позволило в 1942 году отправить на фронт почти две тысячи машин. Тогда же наладили и выпуск малолитражных двигателей, что стало основой современного моторного завода. Движки служили на фронте мини-электростанциями для освещения блиндажей, полевых госпиталей и зарядки аккумуляторов.
В годы войны на заводе работали 300 подростков, кому еще не исполнилось восемнадцати лет. Многие приходили на завод совсем детьми.
Жилья для всех работников завода не хватало – они жили в подъездах домов, в коридорах учреждений, в школе. Кто-то жил в бараке без удобств, рассчитанном на 110 человек. Тем, кто жил в общежитии (ныне здание тубдиспансера на улице Кирова), приходилось легче – там хотя бы была баня. Но все равно умываться ходили в кювет в районе речного порта.