На днях, в беседе с ульяновскими журналистами после представления спектакля «Собачье сердце», известный актер поделился своими мыслями об искусстве, духовности и вечном поиске.
Талант этого актера столь же многогранен, как разнообразны роли, сыгранные им. Валерий Золотухин способен предстать в образе кого угодно – от Бумбараша до Моцарта. Скажем, сейчас он только что закончил работу над ролью старца-мудреца в историческом эпосе «Ярослав» и сразу приступил к участию в съемках «Ефросиньи» -фильме о непростой судьбе охранника женского лагеря, который влюбился в заключенную девушку-дворянку и бежал с ней в тайгу. В каждом образе – характер, глубинное познание человеческой души. Но при этом важнейшим в своей жизни актер по-прежнему считает Театр на Таганке.
– Я – человек театра, но это не значит, что к киноработам я отношусь с меньшей отдачей, – подчеркнул Валерий Сергеевич. – Театр и кино просто не могут соперничать. Кинокамера не способна передать живого процесса общения актера с залом, этого взаимного обмена энергией.
По сравнению с одноименной экранизацией, в спектакле «Собачье сердце» иначе расставлены акценты, но в целом Преображенский-Золотухин солидарен с Булгаковым. Эксперимент профессора олицетворяет извечное стремление человечества к познанию, даже если потом ждет разочарование. История Преображенского созвучна судьбе академика Андрея Сахарова. Им тоже двигал азарт, стремление сделать самое совершенное, самое мощное. Он добился своего, а потом, когда увидел, как человечество распорядилось его открытием, – пришел в ужас. Но у него всегда найдутся последователи. Так и доктор Борменталь, вне всякого сомнения, не остановится и продолжит эксперимент своего учителя.
– Вам как актеру близок образ Преображенского?
– Безусловно. Все роли имеют для меня жизненную предысторию. Скажем, в театре я репетировал Гамлета, а сыграть не довелось. Потом различные находки для этой роли я использовал в спектакле «Мизантроп». При работе над ролью профессора Преображенского мне пригодились наброски из пьесы Максима Горького «Яков Богомолов», где я должен был играть ученого Ландау.
– Вы вели программу памяти Владимира Высоцкого, писали книги воспоминаний о нем. Почему, на Ваш взгляд, сегодня больше уделяется внимания Высоцкому-поэту и незаслуженно забывается Высоцкий-актер?
– Потому что хороших актеров много, великих тоже хватает. А поэты, подобные Владимиру Семеновичу, рождаются раз в сто лет. В его прекрасных стихах есть душевная боль, понятная и близкая многим, но совершенно нет злобы. И еще он был настоящим патриотом своей страны, своей культуры. Все памятники Высоцкому, а их уже более двадцати, созданы не спонсорами-меценатами, их воздвигла народная любовь.
Уверен, доживи поэт до наших дней, сохранил бы он остроту своего стиха и не опустился бы до банальной критики политиков или других однодневных тем.
– Летом прошлого года Вы участвовали в открытии в нашем городе памятника Петру и Февронии. Многие, особенно молодежь, даже не знают, кто это такие. Не стоило ли увековечить других, более известных персонажей?
– Вот для этого памятник и воздвигнут, чтоб люди, особенно молодые, не забывали о своих святых, духовной культуре. Ведь Петр и Феврония – покровители брака, семьи, пример настоящей любви и верности. И очень хорошо, что в Ульяновске это понимают.
Дмитрий Сильнов