К 10-летию своего образования «NEBOLSHOY театр» (ТЮЗ) приготовил сюрприз и для взрослых зрителей -премьеру спектакля «Человекообразные».
В основу постановки режиссера Марины Корневой легли рассказы сатириков и юмористов «серебряного века» Аркадия Аверченко, Надежды Тэффи и Аркадия Бухова.
Кажется, зря плеяда блистательных литераторов начала XX века так старалась, когда растрачивала свой сарказм, высмеивая пороки и недостатки. Должно быть, была надежда на перемены к лучшему в человеческой природе. Но за сто прошедших лет мало что изменилось. Пошлость, глупость, лживость, ограниченность, мздоимство и прочее все так же правят бал. Увы, смеясь, мы так и не расстались с дурным в себе.
Даже не с человекообразными, а с насекомыми ассоциируют авторы спектакля своих многочисленных героев. Они так же суетятся, вылезая из больших платяных шкафов, которые служат декорациями (сценическое оформление Эдуарда Терехова), и – никогда не смотрят в небо. Сходство с членистоногими подчеркивается и костюмами (художник Ирина Кохан, Украина): платья и сюртуки на спинах разделены линией застегнутой «молнии» и напоминают сложенные крылья жуков. Расправить их, чтобы взлететь над обыденностью или над своими привычками, никому и в голову не приходит.
Из тех шкафов, через дверцы которых персонажи выходят на всеобщее обозрение (или выползают, как тараканы?), вместе с ними своеобразными «скелетами» «вываливаются» и их несуразности, глупости, мелкие и большие пакости.
Десять сюжетов рисуют весьма неприглядную карикатуру на человеческое общество, вернее, на его худших представителей.
Каких типажей тут только нет! И похотливая, навязчивая пьяная дамочка с претензией на роковую женщину (Татьяна Зверева), и тупой гуляка (Николай Авдеев), жаждущий получить все удовольствия, пока суровый и щедрый на оплеухи папаша в отъезде (Александр Наугольнов), и напыщенный светский щеголь, готовый по глупости положить на алтарь моды здоровье жены (Артемий Курчатов), и проныра коммивояжер, которого выгоняют в дверь, а он лезет в окно (Артемий Курчатов), и неверная жена, с легкостью меняющая любовников (Елена Мякушина)…
В общем, ни доброты, ни ума, ни благородства здесь вы не найдете. И, кажется, – никакого шанса на перемены. Но, чу! Вдруг на сцене среди этого бедлама раздается звон колокола. Его голос в финальной истории спектакля настолько прекрасен, что всякий, кто покривил душой, начинает плакать и каяться в содеянном. И вот уже наши герои все вместе бегут к полицмейстеру (Артемий Курчатов) и спешат рассказать ему, как жульничали, воровали, грешили душой и телом. И начинает казаться, что за спиной у них уже не крылья жуков, а крылья ангелов, и что еще немного усилий – и они раскроются. Но, вы сами понимаете, что так не бывает. В жизни все иначе, и, конечно же, блюститель закона велит остановить звонаря и снять колокол, и никто уже взлететь не сможет…
Стоит отметить игру актеров, многие из которых выкладываются по полной. Их герои смешны и жалки одновременно, отчего становится грустно. Соблюдены дух и стиль начала прошлого века, когда царствовал модерн. Из граммофона, шипя, льется в зал мелодия «жестокого» романса: «Не говорите мне о нем…». Ах, не говорите…
Ирина Морозова