18 июня Россия отмечает 200-летие со дня рождения великого русского писателя Ивана Гончарова (АУДИО).
“Великая любовь неразлучна с глубоким умом. Широта ума равняется глубине сердца”. Эту “теорему” жизни блестяще доказал своим творчеством Иван Гончаров.

Именно он создал литературный образ, который до сих пор многими воспринимается как символ русского характера, русской ментальности – Обломов. “Лентяй, всю жизнь лежащий на диване, – таков стойкий стереотип восприятия этого героя”, – комментирует в интервью “Голосу России” историк литературы Игорь Золотусский, автор фильма о Гончарове, созданного к юбилею писателя.

“В этом фильме мы хотим отойти от стереотипов толкования творчества Гончарова и подойти к его сверхреалистической идее. Фильм называется “Три “О” Ивана Гончарова”. Начитанный человек сразу поймет, в чем тут смысл. Названия всех трех романов Гончарова начинаются с буквы “О”: “Обыкновенная история”, “Обломов” и “Обрыв”. В реалистической прозе Гончарова мы имеем дело с открытыми и закрытыми символами, которые выходят за пределы повествования, списанного исключительно с натуры. Например, родина Обломова, деревня Обломовка – это замкнутое царство равновесия, покоя и самодостаточной жизни. Она, как небесное тело, имеет силу тяготения и высший смысловой центр. Наше светило, наша Земля, орбиты планет тоже заключены в окружности, которая держит их в мировом пространстве. На этом стоит мировой порядок. А Гончаров как раз был сторонником и поэтом порядка, спокойствия и натуральной жизни, текущей по своим законам. А значит, круглая буква «О» – это иероглиф бытия, его удел и даже предел. Это закодированный идеал всех романов Гончарова и его собственный идеал”.

Иван Гончаров прожил 79 лет. Он практически постоянно находился на государственной службе. В том числе в качестве переводчика в департаменте внешней торговли министерства финансов, затем – секретарем адмирала в двухлетней морской экспедиции, целью которой было установление политических и торговых отношений с Японией. Побывав в Англии, Южной Африке, Индонезии, Японии, Китае, на Филиппинах, Гончаров издал цикл путевых очерков “Фрегат Паллада”, в котором он декларирует, что интерес к разнообразию культур, открытость “чужому” есть реальная специфика русского сознания. После путешествия Гончаров получил хлопотливую и довольно двусмысленную должность литературного цензора: в прогрессивных слоях общества тогда укоренилось представление о цензоре как о тупом и жестоком гонителе вольной мысли. Действительно, Гончаров открыто выступал против нарождавшегося нигилизма, отрицавшего общепринятые нравственные и культурные ценности, говорил о “жалких и несамостоятельных доктринах материализма, социализма и коммунизма”. И одновременно писал роман “Обломов”.

Ульяновск: в поисках нового бренда (Передача 2-я)

Роман принес Гончарову огромный успех у современников. Философское осмысление русского национального характера, указание на возможность особого нравственного пути России, противостоящего суете “прогресса” – так многие поняли образ Обломова, который прямо “шел вразрез” с исторической ситуацией, требовавшей активного действия. Обломов же не действует: не служит, не занимается обустройством своего поместья, даже не принимает любви “вулканической” интеллектуалки Ольги. “Его идеал женщины – домовитая хозяйка. А идеал жизни – тот мир, в котором ничего нельзя изменить, как, скажем, нельзя изменить место своего рождения. Это и есть источник пресловутой лени Обломова”, – утверждает Игорь Золотусский.

“Обломов не лентяй. Из двадцати лет, прожитых им в Петербурге, он двенадцать лет пробыл на службе, бывал в обществе, в театрах, любил женщин и так далее. То есть он знает жизнь, но он обходит ее, потому что сердце его не принимает этой жизни. А сердце у него золотое, как говорит его друг Штольц. Редко кто обращает внимание на то, что все романы Гончарова посвящены не столько социальной проблематике, сколько самому главному чувству, которое переживает человек при жизни, – любви. Все три романа Гончарова – о любви, о том, что все поступки, мысли и сама философия русского человека связана с сердцем. Это делает книги Гончарова сверхсовременными на фоне того, что исчезает наивность, простодушие, идеальность. Да и сам идеал”.

“Многие иностранные исследователи ставят популярность “Обломова” наравне с “Анной Карениной” Льва Толстого”, – замечает Игорь Золотусский.

“За рубежом часто ставят Гончарова. И толкуют его Обломова не как образ “русской неподвижности”, а как хранителя гуманного начала. Благодаря Гончарову в сознание западного человека неотвратимо входит мысль о том, что русский человек – не революционный, не агрессивный, не амбициозный”.

Каким сегодня представляют героев Гончарова – на этот вопрос в определенной мере ответит международный театральный фестиваль, который открывается на родине писателя в честь юбилея, в волжском городе Ульяновске.