Выступая перед любой аудиторией, необходимо работать на совесть и полностью раскрываться, – так считает знаменитый актер. На минувшей неделе он, вместе с актрисой Ниной Усатовой, представил на сцене Ленинского мемориала спектакль «Супница, или Кипящие страсти».
У многих театралов сложилось мнение об антрепризных постановках как о чем-то легковесном, не заслуживающем особого внимания. Иные и вовсе называют антрепризу халтурой, намекая, что в подобных спектаклях нет ни стоящего сценария, ни актерской игры. Однако Андрей Ургант с такой постановкой вопроса крайне не согласен.
– Иногда антреприза лучше позволяет актерам раскрыться, нежели работа в государственном театре, – подчеркнул актер. – Получаешь возможность работать с людьми, с которыми тебе интересно, а не трудиться на заводе по производству спектаклей (смеется). Тем более что сегодняшняя постановка – дело рук замечательного режиссера Геннадия Тростянецкого. Мы знакомы более сорока лет, он – ученик Товстоногова и просто очень талантливый человек. Так что не стоит упрекать антрепризу в несерьезности.
– Большинство известных артистов предпочитают выступать в провинции с комедиями. Это более востребовано или незнакомого зрителя проще веселить?
– Для меня нет разницы, что играть – комедию или трагедию. Равно как нет и незнакомого зрителя. С каждым человеком, сидящим в зале, я стараюсь говорить как с равным. Реакцию зрителя я сразу чувствую. Кожей, нервами. И если не нахожу отклик в его душе, значит, плохо стараюсь. Ведь среди зрителей может быть новый Пушкин или Лермонтов, люди тонко чувствующие, возвышенные. Как же можно для них играть плохо?
– Как работается с Ниной Усатовой? Говорят, она очень требовательный партнер?
– Партнер она чудный и женщина просто потрясающая. Мы познакомились в начале 90-х на съемках комедии Юрия Мамина «Окно в Париж», с тех пор дружим, много общаемся. О нас даже легенду сложили, что когда мы летели обратно, я накупил подарков всей семье, а у нее занял восемь долларов на бутылку виски. Вскоре долг вернул, но питерские актеры еще долго меня подкалывали.
У Нины есть стиль, я считаю, что это вне моды и времени. Причем стиль – это не только манера одеваться, но еще и умение выстраивать отношения с людьми. Она пережила и взлеты и падения, но осталась очень близким и дорогим мне человеком.
– В последнее время многие артисты предпочитают общаться с поклонниками в социальных сетях, и Вы не исключение. Какой вопрос чаще всего Вам задают?
– Самый дурацкий: как меня угораздило стать актером? Ведь выбор профессии для меня никогда не стоял – я родился и вырос в театре. Мне приятно быть сыном Нины Ургант и отцом Ивана Урганта, но при этом и самому из себя что-то представлять. Да, у нас известная семья, хотя звездой я себя не чувствую. Настоящей звездой был, пожалуй, лишь Элвис Пресли.
Что же касается социальных сетей, то их больше использует моя жена Елена. Она периодически устраивает мне сцены ревности, если какая-нибудь молодая красотка присылает мне свои фото и заявляет, что она моя невеста. Ничего не поделаешь, это часть нашей профессии.
– Раз уж речь зашла об Иване, не могу не спросить: даете ли Вы ему советы как более опытный актер?
– Мы влияем друг на друга взаимно, несмотря на то что каждый выбрал свой путь. Иван предпочел кино и телевидение и, надо сказать, что там работает достаточно жестко. Я еще ни разу не был в его программе «Вечерний Ургант», но, думаю, мы бы неплохо пообщались в эфире. Ибо, как говорит Дмитрий Нагиев, запретных тем для разговора быть не должно (смеется).
Для меня же театр всегда будет на первом месте. Театр – это живое искусство, здесь нельзя обмануть зрителя, как на киноэкране. И я рад, что сейчас в театр стало ходить больше народа, чем в 90-е годы. Особенно отрадно, что среди зрителей много молодежи.
Кстати, Иван регулярно советуется с бабушкой, и она дает ему рекомендации относительно творчества. Хотя телешоу и незнакомое для нее пространство.
– Тем не менее в кино Вы тоже много снимаетесь, причем прославились, в основном, ролями мошенников, криминальных авторитетов и коррумпированных чиновников. Впрочем, довольно интеллигентных.
– Я часто спрашивал режиссеров: неужели я похож на таких личностей? Они уверяли, что очень. А я мечтал о роли несчастного влюбленного. Подобные образы мне удавалось воплощать в театре.
– В конце 90-х Вы часто вели телепрограмму «Смак» вместе с ее основателем Андреем Макаревичем. Сложилось впечатление, что Вы и сами большой эстет в плане приготовления и поглощения пищи.
– Да, я очень люблю готовить, обожаю, когда гости с аппетитом едят. Коронного блюда у меня нет, разве что отварная картошка с селедкой. Предпочитаю русскую кухню. Недавно получаю смс-сообщение от жены, что я самый лучший в мире муж. Оказывается, они с собакой два дня ели мой рассольник. Сам я свою еду почти не пробую, о готовности сужу по запаху. Такой вот талант, от природы, наверное.
– В последнее время много обсуждают наше советское прошлое, в частности, все, что связано с личностью Владимира Ленина. Сегодня Вы выступаете на сцене мемориального комплекса, носящего его имя…
– Отношение к этому человеку крайне неоднозначное. С одной стороны, нельзя не отметить его гения. С другой, переворот стоил колоссальных жертв. Но память о Ленине – часть нашей истории, и очень правильно, что вы ее сохраняете. Ульяновск – часть культурного наследия страны. Искренне желаю этому музею и вашему городу процветания.
Дмитрий Сильнов