Остается чуть больше двух месяцев до окончания учебы у школьников и до «горячей» поры выпускных экзаменов. За это время им предстоит хорошо подготовиться как умственно, так и морально, что, кстати, многим дается нелегко. Помимо страха просто не справиться с заданиями, старшеклассников беспокоит необходимость сдавать экзамены под камерами, что также достаточно волнительно. Педагог-психолог из Центра «Росток» Светлана Козырева рассказала корреспонденту ultoday73.ru, как выпускникам подготовится к ЕГЭ и взять себя в руки во время экзамена.
— Светлана, почему ЕГЭ у выпускников вызывает волнение и тревогу?
— Для них это решающее событие. От того, как ученик сдаст экзамен, зависит, получит ли он аттестат, куда он поступит, какие перспективы ему откроются в будущем. Это некий переломный момент в жизни, в связи с чем многие ребята ожидают его со страхом, трепетом. Школьные предметы остались прежними, просто в последнее время волнение усилилось, потому что ЕГЭ стал и выпускным, и вступительным экзаменом. В целом выпускные испытания испокон веков всегда вызывали стресс, и многие через это прошли.
— Много ли ульяновских школьников обращается к вам за помощью?
— Бывает. На самом деле детей можно разделить на три категории: ребята, которые относятся к сдаче ЕГЭ пренебрежительно, другая часть — чрезмерно тревожно, и те, кто относятся спокойно. Мы ведем работу со всеми категориями, но больше тревогу и опасение у учителей и родителей вызывают дети, которые сильно беспокоятся перед этим событием. Ведь это очень сказывается на усвоение информации ребенком, а также мешает ему и на самом экзамене. Нам даже девочки рассказывали, как многие, придя на экзамен, по 40 минут приходили в себя. Они настолько сильно нервничали, что долгое время не могли оценить ситуацию и даже элементарно прочесть задания с бланка. Поэтому мы на занятиях в нашем центре стараемся всячески помочь таким детям, учим их методам снятия стресса, разговариваем об экзаменах, обсуждаем их жизненные цели, составляем план подготовки к ЕГЭ. В этом случае им становится легче, они приходят в себя и начинают адекватно работать.
— На ваш взгляд, какой самый лучший возраст у детей для определения будущей профессии?
— После 15 лет. В этом возрасте школьники могут осознавать себя и адекватно выбирать профессию. Склонности могут проявляться и раньше, но конкретно осознание выбора будущей специальности приходит именно после 15 лет.
— Какие симптомы говорят о том, что выпускнику требуется помощь психолога?
— Для начала необходимо проследить за лексикой ученика. Например, если он произносит определенные слова: «страшно», «ужасно», «зачем это ЕГЭ нужно», «боюсь», «не хочу», — стоит задуматься. Во-вторых, нужно проанализировать его деятельность, продуктивна ли она. Посмотреть на режим дня, как ребенок учится, сколько времени он посвящает подготовке к занятиям, усвоению материала. Может быть, такое, что он вкладывает много сил, а результат невысокий. Это и является признаком стресса, который и мешает усваивать адекватно информацию. Ну и физические признаки. Необходимо присмотреться, не делает ли ребенок навязчивые движения: грызет ногти, покусывает пальцы, руки могут дрожать, когда заходит речь об экзаменах, или же бросать в пот. Оценив все эти признаки, можно понять, что ребёнок находится в стрессе и ему требуется помощь.
— Правильно ли поступают родители, которые давят на своих детей, заставляют их сидеть за кипой книг и штудировать пройденный материал?
— В период подготовки экзаменов мы настоятельно рекомендуем родителям ни в коем случае не давить на ребенка, а только помогать ему. От мам и пап ребенок должен чувствовать поддержку. Родители должны в этот момент следить за хорошим питанием своего чада, организовать хорошее учебное место, при необходимости найти ему репетитора, и самое главное, разговаривать с ребенком на тему будущего поступления. Важно узнать, что он хочет, чем увлекается, вместе с ним посмотреть курсы, которые помогут ему при поступлении. Давление на школьника вызывает у него только стресс, поэтому от того, что родители будут заставлять учиться, его продуктивность не вырастет.
— Как провести выпускникам последние месяцы школьной жизни?
— Все-таки нужно немного остановиться, взглянуть назад и оценить свой уровень знаний, дать оценку уровню своей готовности. Если нужно, то пересмотреть свой план подготовки к экзаменам. Нужно верить в себя, настраиваться на то, что экзамен — это тяжелая работа, которую просто нужно сделать. Без ЕГЭ ничего не получится, поэтому необходимо собраться и хорошо подготовиться к выполнению экзаменационных заданий. Следующий момент, нужно оценить насколько стрессует сам ученик. Если он понимает, что уже сам не справляется со своими эмоциями, то еще не поздно обратиться к психологу. Тем более что такие специалисты сейчас имеются во всех школах. А можно обратиться к нам в центр.
– Есть ли метод, с помощью которого можно быстро запомнить материал?
— Да, конечно. Они называются приемами мнемоники. Мы их применяем на занятиях. Они помогают лучше запомнить материалы, усвоить какие-либо темы. В том числе, есть способы, которые помогают детям лучше и быстрее запомнить цифры, формулы, чертежи.
– Лучше за день до экзамена отдохнуть или все же не снижать темпов и продолжить усиленно готовиться?
— Это кому как. Но я бы рекомендовала последние дни перед экзаменом посвятить обобщению и повторению. Просто посмотреть задания, чтобы информация «уложилась». Читать что-то новое лучше не стоит.
— Порой многие школьники винят себя за отдых, это плохо?
— Чтобы этого избежать, мы советуем составлять план подготовки и план на каждый день, затем смотреть, сколько ученик тратит на отдых, а сколько — на работу. Следует помнить, что без полноценного отдыха у детей продуктивность снижается. Необходимо спать не менее 8 часов. Совершенно нормально, если отдых будет состоять из ничегонеделания, так как это важный момент восстановления. Тем более уставший сможет выучить меньше, что немаловажно для выпускника. Надо относиться к этому с разумом, делать все сбалансировано и без фанатизма.
– Как вы относитесь к тому, что многие верят в приметы и, к примеру, не моют перед экзаменом голову, по утрам пьют энергетики и так отправляются на экзамен?
— Я к приметам отношусь абсолютно спокойно. От того, что выпускник не помоет голову, ничего страшного не случится, наоборот, порой соблюдение определенных ритуалов даже снимает у них стресс. А вот в кофе и энергетиках опасность вижу, так как они могут вызвать повышение давления, что может привести к спазмам. Кроме того, они дают пиковую активность, которая может резко как повышаться, так и понижаться, и не факт, что это позволит ребенку просидеть на экзамене адекватно четыре часа. Лучше выпить воду.
– Как быть ученику, если он внезапно запаниковал во время экзамена?
— Закрыть глаза и считать до дести, при этом спокойно дышать. Кроме того, в этот момент четко представлять цифру, которую он про себя произносит. У кого-то она может быть яркая, светящаяся, а у кого-то, наоборот, едва проглядываться из тумана. Таким образом, пока выпускник досчитает до десяти, он успокоится. Еще можно задержать ненадолго дыхание, что позволит быстро прийти в рабочее состояние. Есть также множество других методов. Кстати, помочь отвлечься может глоток теплой воды и вкусная шоколадка.
– Какие пять простых советов вы бы дали выпускникам, чтобы успокоиться перед ЕГЭ?
— Во-первых, накануне экзамена рекомендую не ходить на какие-либо вечеринки. Лучше полдня посвятить повторению усвоенных тем, а потом сходить прогуляться к Волге или Свияге, а вечер провести с семьей. Важно хорошо выспаться, плотно позавтракать, после чего проверить, все ли взял на экзамен: паспорт, ручки. Еще один совет я дала бы от себя — удобно одеться. У нас учителя любят, чтобы ученики приходили на экзамен в парадной форме. На мой взгляд, ребенок должен быть одет удобно, ведь впереди выпускника ждет тяжелая работа. Например, зачем мучиться четыре часа в тесных лакированных туфлях, лучше прийти в более комфортных кроссовках. А еще важно не забыть взять с собой на экзамен воду, шоколадный батончик, улыбнуться маме с папой и с бодрым настроем отправиться на экзамен.