В заключительной части путешествия в Симбирск с книгой В.Сидорова – картины одного художника. Павел Ильич Пузыревский (1860-1922) приехал в Симбирск в 1891 году, вскоре после окончания Петербургской Академии художеств. Одним из его учителей в Академии был М.К.Клодт. В Симбирске Пузыревский не только рисовал, но и преподавал живопись: в кадетском корпусе, в художественной школе-студии, давал частные уроки. Его другом и учеником был Дмитрий Иванович Архангельский. П.И.Пузыревский – инициатор и организатор ряда художественных выставок, в т.ч. Гончаровской выставки картин и этюдов Волги (1911 г.) – в Симбирске, Санкт-Петербурге. Он рисовал Волгу, окрестности Симбирска, городские сады… Многие из работ П.И.Пузыревского сейчас находятся в собрании Ульяновского художественного музея.

ИЗ КНИГИ ВАСИЛИЯ СИДОРОВА «ВОЛГА. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ. ОТ ВАЛДАЯ ДО КАСПИЯ. 1894 год» (окончание).
Здесь, около Симбирска, в 3,5 верстах от города находится «Киндяковка», где жили и Вера, и Марфинька, и бабушка, где у забора ожидал Марк Волохов Веру, где показывают обрыв, уверяя, что это тот самый, именем которого Гончаров назвал один из лучших своих романов. И благодаря этой легенде глядишь совсем иными глазами на эти свесившиеся черёмухи, на эту гущу кустов, на эти жёлтые пески, и в ушах раздаются знакомые речи, а перед глазами скользят знакомые тени, дорогие каждому русскому сердцу, и кажется, что вот-вот из-за кустов покажется милая бабушка или эта сонная тишина огласится резвым смехом Марфиньки. Киндяковский обрыв, здесь на берегах Волги, стал достопримечательностью, и симбирцы часто избирают его поэтические уголки целью летних прогулок. Другое прелестное местечко около Симбирска, лежащее на самом Волжском берегу, в 7 верстах от города, где помещается лагерь Симбирского кадетского корпуса – Поливный враг возле деревеньки Поливны. Маленькие дачки жмутся по изломам берега, горы высятся красивой зелёной декорацией, а цветущие луговины пёстрыми коврами сбегают к реке. Белые палатки сверкают на солнце и оживляют этот красивый уголок. Для туриста в Симбирске любопытного мало, если не считать старинный иконостас Николаевского собора, весь золотой, курьёзной резьбы, со старыми потускневшими иконами, бледные лики которых сурово и печально глядят на обширную церковь и на напрестольный крест, находящийся в том же соборе, присланный Алексеем Михайловичем. Крест пробит пулей одним из ратников Стеньки Разина, во время Крестного хода, когда симбирцы несли вокруг города этот серебряный крест со святыми мощами. Из предметов старины интересна утварь из Соловецкого монастыря, хранящаяся в Смоленской приходской церкви. Масса садов, которых в городе до 300, скверы, разбитые на многочисленных площадях, придают Симбирску нарядный вид, которого нельзя предполагать, глядя на торговую слободу у пристаней, полную трактиров, амбаров, скверных деревянных домишек и контор. По дороге к городу, где Петропавловский спуск выходит на площадку, на половине горы, и где он соединяется с другим более крутым Тихвинским спуском, плещет среди садика фонтан, придавая много живописности этому уголку.
Небольшой пароходик постоянно переезжает Волгу, бегая от Симбирской пристани к противоположному Самарскому берегу, к заволжским слободам, и оживляет своим беспрестанным резким криком покой величавой реки, катящей свои волны к синеющим вдали горам, к прославленным Жигулям, лучшей части не только этого Самарского плёса, но и всей Волги, Жигулям, полным легенд и преданий, полным рассказам и истории, полным мягкой, поэтической красоты и тёмных, непроходимых лесов, где Волга, ещё более широкая, ещё более могучая, ещё более прекрасная, является во всем ореоле русской царицы европейских рек и до того поглощает внимание каждого проезжего развертывающимися картинами, что жалеешь, оставляя Самарскую луку, этот капризный зигзаг, этот внезапный короткий забег Волги на восток.
За Симбирском целый ряд сёл и деревень. Село Криуши, с массой барж у берега, первое большое село, которое остановило моё внимание. Сам город Сенгилей с его новой красивой часовенкой, в память спасения царской семьи 17 октября 1891 г. во время железнодорожной катастрофы, жалкое село, окружённое высокими горами: «Сенгилеевыми ушами». Основанный ещё в 17 столетии, лежит он против большого острова, на большое расстояние растянувшегося среди Волги.

Павел Ильич Пузыревский. «Заливные луга у Симбирска», репродукция на открытке
16nIXXoJXsc

П.И.Пузыревский. «Лунная ночь на Волге. Церковь Петра и Павла в Симбирске»
1lm3cmUlblY

«Обрыв на Волге»
7pIyJmBVft4

Симбирск. Общий вид (Николаевский сад, Дворянское собрание, Никольская церковь, часть Соборной площади).
T1BtIK_lr6s

Свияга около Симбирска?
j6M4V_eXhME

Симбирск. Киндяковка.
_NJC3pY2__g

Руины масонского храма в Винновской роще («Киндяковская беседка»).
zaKMvouN9Do

Вид на Симбирск с левого берега Волги, 1890 год.
3lE7KHTlGUI

П.И.Пузыревский. «Дорога в Поливну».
8eCQ0R6fVn8

П.И.Пузыревский. «Деревня Поливна».
Y1Mv1Qh986E

ПРАКТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ ТУРИСТА. Город СИМБИРСК (40 т. жителей).
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. Николаевский собор. Троицкий собор. Памятник Карамзину. Бульвар. Вознесенский собор.
ГОСТИНИЦЫ. Номера Андреева (на Казанской площади). Номера Языковой. Троицкие номера.
РЕСТОРАНЫ. Пиц (в Большой ул.). В Николаевском саду курзал.
ИЗВОЗЧИКИ. С пристани в город 60 к., обратно 40 к. Конец в город 15 к. За час 40 к.
ПАРОХОДЫ. Вверх по Волге до Казани (3 р. 50, 2 р. 20 и 1 р. 20). Вниз до Самары (2 р. 85, 2 р. и 1 p. 10), до Саратова (7 р. 50, 5 р. и 2 р. 70), до Астрахани (17 p., 11 р. 50 и 6 р. 50). До Спасского затона (2 р. 15, 1 р. 40 и 80 к.).
БИБЛИОТЕКА. Карамзинская (на Карамзинской пл.).
РАЗВЛЕЧЕНИЯ. Городской театр. Летний театр (оперетка). Дворянское собрание. Военное и Соединённое собрания. Ловля рыбы на Свияге.
ПРОГУЛКИ. Поливный враг (у д.Поливны в 7 верстах от города). Лагерь и кумысолечебное заведение. Киндяковка с рощей в 3,5 верстах («Обрыв»).
ЯРМАРКИ. Соборная (на 1-й неделе Великого поста).
ВИДЫ. Фотография Бика.

Санкт-Петербург, типография А.Катанского и К°, 1894.

Тему не закрываем, следующее запланированное путешествие – в Ульяновск с путеводителем 1955 года.