1 МАЯ 2009 ГОДА ВСТУПИЛ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 123-ФЗ ОТ 22 ИЮЛЯ 2008 Г. «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ». ВЕСЬ КОМПЛЕКС ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, НАЧАЛ ДЕЙСТВОВАТЬ В НОВОМ ПРАВОВОМ ПОЛЕ.

По словам главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Владимира Пчелкина, новый Федеральный закон существенно систематизировал требования пожарной безопасности. До недавнего времени в России действовало более 2 тысяч нормативных правовых документов, которые содержали свыше 150 тысяч требований. Многие из них дублировали или взаимно исключали друг друга. Такое количество нормативных документов значительно затрудняло работу контролирующих органов. «С вступлением в действие Технического регламента количество требований в сфере обеспечения пожарной безопасности сократилось в 100 раз. Теперь все обязательные для исполнения требования изложены в 151-й статье федерального закона, – поясняет Владимир Пчелкин.

– Сопутствующие закону 12 сводов правил и около 90 национальных стандартов носят рекомендательный характер. При этом собственнику достаточно ознакомиться и выполнять те требования, которые касаются непосредственно его объекта”.

Одно из новшеств Федерального закона – это необходимость подачи организациями декларации пожарной безопасности. В ней собственник самостоятельно перечисляет все действующие документы, которыми он руководствуется при реализации требований пожарной безопасности на своем объекте, и делает расчет риска по определённой методике. В уведомительном порядке отправляет декларацию в органы госпожнадзора и продолжает работать в обычном режиме. Подача декларации осуществляется бесплатно. “Новшество крайне важное, – комментирует Владимир Пчелкин. – Заполняя декларацию, собственник не только уведомляет госпожнадзор о том, что его объект соответствует требованиям пожарной безопасности, но и вооружает себя знаниями закона”.

Сотрудник ГПН регистрирует и подшивает декларацию в наблюдательное дело по этому объекту. Проверка декларации осуществляется при проведении планового мероприятия по контролю (по новому закону проверка проводится не чаще одного раза в три года).

В связи с увеличением в стране сектора малого и среднего бизнеса назрела необходимость в появлении системы, при которой собственник сам будет заинтересован в обеспечении безопасности своего объекта и будет нести ответственность за ее соблюдение перед государством и третьими лицами. Для того, чтобы эта система эффективно заработала, необходимо подключить механизмы страхования. Для этого «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» впервые вводит принцип выбора вариантов противопожарной защиты, реализуя конституционное право собственника распоряжаться своим имуществом, в том числе и рисковать им. Помимо традиционных способов контроля, каким был и остается государственный пожарный надзор, введен институт независимой оценки риска.

Предпринимателю крайне важно оценить возможные последствия чрезвычайных ситуаций для непрерывности бизнеса, стоимости активов и публичного имиджа. При этом естественное и вполне рациональное стремление оптимизировать затраты на обеспечение пожарной безопасности вступает в противоречие с желанием обезопасить бизнес от возможных чрезвычайных ситуаций и их последствий. Для разрешения этого противоречия требуется профессиональное управление рисками, составной частью которого является полноценный пожарный аудит предприятия. Суть аудита сводится к передаче части надзорных полномочий от государства независимым экспертам-аудиторам, специализация которых – оказывать платные услуги по анализу качества, надежности и эффективности системы пожарной безопасности на производстве. Масштабы этих рисков призваны определять независимые экспертные организации. От этого напрямую зависят взносы, устанавливаемые страховыми компаниями. При определении суммы страховых сборов необходимо иметь объективную картину уровня его защиты. Страховщик рискует собственными деньгами!

“Собственник сможет выбрать, воспользуется ли он услугами государства – инспектора пожарного надзора, или пригласит аудиторскую компанию, – поясняет Владимир Пчелкин. – Предприниматели смогут самостоятельно задекларировать обеспечение пожарной безопасности на объекте и нести ответственность за ее выполнение перед третьими лицами и государством”. При проведении НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ органы государственного пожарного надзора проверки на таких объектах не планируют.

Среди аудиторских фирм могут быть и такие, которые оказывают услуги некачественно. Чтобы вытеснить их с рынка и привлечь потенциальных клиентов, добросовестные организации должны объединиться. Важным этапом на этом пути станет развитие системы саморегулируемых организаций. В этом случае независимые аудиторские компании, входящие в состав СРО, принимают на себя повышенные обязательства, утверждают свои корпоративные стандарты. Также предусмотрен финансовый (страховой) механизм регулирования ответственности: одно из обязательных требований к аудиторской компании – наличие полиса страхования профессиональной ответственности. Независимый аудитор обязан застраховать свою профессиональную ответственность, и в случае ошибки страховая компания возмещает убытки тому предприятию, для которого он недобросовестно выполнил те или иные работы. Для вступления в состав СРО необходимо будет внести соответствующий взнос в компенсационный фонд, и, если член саморегулируемой организации нарушил какой-либо стандарт, другие организации, входящие в сообщество, несут субсидиарную ответственность за действия нарушителя. Для этого федеральным законом «О саморегулируемых организациях» определены такие процедуры, как третейский суд, система штрафов и прочие.

Страховая компания заинтересована в клиенте так же, как и сам клиент (собственник) заинтересован застраховать свои риски. Независимая аудиторская компания в условиях неминуемой конкуренции будет заинтересована в проведении качественного аудита. Независимые аудиторские компании и их эксперты будут получать аккредитацию на право осуществления независимой оценки рисков в специальных комиссиях МЧС, которые также будут осуществлять контроль качества аудиторских проверок. Таким образом, система независимой оценки рисков в действии весьма эффективна, поскольку каждый из участников процесса заинтересован в четком соблюдении другими сторонами всех установленных требований.