В Ульяновском областном художественном музее работает выставка «Жизнь картины».
В экспозиции около 50 произведений живописи – от икон до постмодернистских полотен – и декоративно-прикладного искусства. Время – с XVI по XX века. Все работы – из коллекции музея.
Авторы выставки ставили своей целью показать, как на протяжении последнего тысячелетия картина развивалась и видоизменялась, отображая не только время, но и раскрывая человечеству его собственный облик и предназначение.
В эпоху Средневековья на Руси икона была своеобразным окном из мира чувственного в мир небесный. А мастера Ренессанса превращали картину в окно в мир реальный, в микрокосм, подобный реальности большого мира. В этом плане «Мадонну с щегленком» Рафаэля, в повторении неизвестного европейского художника, можно считать эталонной.
Настоящим гимном красоте мира стала картина «Возвращение Дианы с охоты» – копия с полотна Рубенса (эпоха барокко). По предположениям искусствоведов, копия была сделана в XIX веке уроженцем Симбирской губернии художником В. Худяковым.
Классицизм XVIII века представлен полотном «Пирам и Фисба» кисти неизвестного немецкого мастера. Сюжет заимствован из Овидия и рассказывает о любви античных Ромео и Джульетты. Эта картина – одно из первых пожертвований музею, сделанное 115 лет назад симбирянином А. Бейтером.
Русский авангард второй волны характеризуют работы известных художников-нонконформистов Э. Белютина и И. Рябининой. В XX веке живописцы стремились освободиться от принципов академизма.
Экспозиция выставки демонстрирует живой процесс развития картины как высшего проявления художнического мировоззрения.
Ирина Морозова