Участники «круглого стола» на тему «Присяга машиниста. «ЗА» или «ПРОТИВ»? пришли к мнению о необходимости возрождения одной из лучших традиции на транспорте
В материале «Возрождая традиции» («КЖ» № 44, 2009 г.) мы рассказали своим читателям об инициативе коллектива эксплуатационного локомотивного депо Ульяновск, с которой они обратились к начальнику Куйбышевской железной дороги Сергею Кобзеву и председателю дорпрофсожа Михаилу Миронову. Деповчане предложили вернуться к «хорошо забытому старому», когда в машинисты посвящали в торжественной обстановке, и новобранец постоянно чувствовал ответственность за результаты своей работы – и перед самим собой, и перед товарищами. Перед коллективом, который доверил ему важнейшую на стальной магистрали миссию по перевозке пассажиров и грузов. И особенно прочувствовать такую огромную ответственность помогала «Присяга молодого машиниста».
К сожалению, эта добрая, красивая традиция осталась в прошлом. Однако реалии сегодняшнего дня не позволяют нам все это «сдать в архив». Ульяновцы убеждены: присяга при вступлении в должность машиниста могла бы стать одним из рычагов для повышения ответственности локомотивных бригад за безопасность движения поездов и маневровой работы во всех локомотивных депо дороги.
В свою очередь, редакция «КЖ» и дорпрофсож откликнулись на эту инициативу предложением о проведении «круглого стола» на тему «Присяга машиниста. «ЗА» или «ПРОТИВ»?
Это мероприятие прошло в дорпрофсоже 26 ноября 2009 года. Его участниками стали ветераны локомотивного хозяйства и железнодорожного транспорта, директор музея истории Куйбышевской железной дороги, руководители службы локомотивного хозяйства, машинисты и помощники машинистов, студенты Самарского железнодорожного техникума, профсоюзные работники и редактор отдела «Новости ОАО «РЖД» газеты «Куйбышевский железнодорожник».
Среди них не было равнодушных. В ходе неформального обсуждения предложенной темы, которое порой носило эмоциональный характер, разговор вышел за ее рамки. Но иначе не могло и быть, ведь, по большому счету, речь идет о поднятии престижа профессии машиниста – по всем направлениям – и возрождении замечательных традиций, накопленных многими поколениями железнодорожников.
Важно и то, что ветераны и молодежь во многом оказались солидарны. Значит, связь поколений на транспорте не прервана. Об этом, в сущности, и говорили участники «круглого стола».
Связь времен
Виктор Чурсин, председатель Совета ветеранов ТЧ-10 (Самара):
– Сегодня, к сожалению, встает вопрос о том, что необходимо поднимать престиж профессии машиниста.
Присяга могла бы стать одним из атрибутов этого процесса. Слова ее должны исходить как будто из души каждого молодого человека. И звучать она должна обязательно на торжественном мероприятии посвящения в машинисты, публично, в присутствии всего коллектива. Значит, и ответ держать перед коллективом, глядя всем в глаза. В том числе, и ветеранам. Присяга – это своего рода связующая нить, символизирующая преемственность поколений машинистов.
Двойная ответственность
Геннадий Фролов, машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Ульяновск:
– Традиция принимать присягу молодыми машинистами, вступающими в должность, сложилась в нашем коллективе в 90-е годы. Это было непростое и для экономики страны в целом, и для нашей отрасли время. Порой работать на транспорт приходили люди из других отраслей промышленности. И не все из них, к сожалению, имели высокие морально-деловые качества.
Именно тогда наши локомотивщики вышли с предложением о принятии «Присяги машиниста». Руководство и профсоюзная организация депо нас поддержали.
Присяга не стала чем-то обыденным и формальным. Она дисциплинировала. Придавала ответственности не только молодежи, но и нам, машинистам со стажем. Ведь человек сам брал на себя ответственность за качество своей работы. Никто не заставлял его этого делать.
Присяга – это двойная ответственность: перед товарищами и перед страной. У нас, машинистов, нет права на ошибку.
Не хлебом единым
Юрий Менчик, директор музея истории Куйбышевской железной дороги:
– Железная дорога во все времена славилась своими замечательными традициями.
Посвящение в машинисты – одна из лучших наших традиций. Когда молодой человек произносил слова присяги, он чувствовал огромное волнение, ответственность и гордость за свою профессию, за высокое звание железнодорожника. При таком доверии коллектива он не мог подвести товарищей, родное предприятие. Это сплачивало коллектив.
Сегодня для возрождения и поддержания этой прекрасной традиции не потребуется больших материальных затрат. Зато такие долгосрочные «вложения» окупятся сторицей.
Элита транспорта
Михаил Дудик, Почетный железнодорожник, ветеран транспорта:
– У меня эта инициатива ульяновских деповчан вызывает двойственное чувство.
С одной стороны, в воспитательных целях это начинание вполне имеет право на существование. Если, конечно, не превратится в пустую формальность или в «добровольно-принудительную» обязанность.
С другой стороны, я убежден: если человек пришел работать на железную дорогу и мечтает стать машинистом, он и сам вполне осознает, какой неизмеримый груз ответственности на него ложится. Насколько ему необходимо быть высокопрофессиональным, грамотным специалистом и сильным духом человеком, чтобы с честью и без потерь суметь выйти из любой нештатной ситуации в пути.
Поэтому, по большому счету, не вижу особого смысла брать с машиниста клятву (ведь присяга и клятва – понятия одного ряда).
Кроме того, я считаю, престиж профессии нужно поднимать во всех направлениях. Тем более это касается машинистов, которые во все времена были элитой железнодорожного транспорта.
Но, к сожалению, с течением времени акценты сместились не в лучшую сторону. И такое положение дел необходимо исправлять.
Когда в 1952 году я по окончании института получил распределение на Южно-Уральскую железную дорогу в должности помощника машиниста с достойным окладом 800 рублей, получил карточку на 800 граммов хлеба в сутки (в то время как остальным выдавали максимум по 600), то в очередной раз ощутил престижность своей профессии, подобающее, уважительное отношение к ее представителям со стороны государства. Не говоря уж об уважении железнодорожников других специальностей и обычных граждан.
Позже, когда меня назначали на должность машиниста, на Дне безопасности перед всем коллективом поздравили и наградили знаком «Ударнику сталинского призыва». Было приятно. Меня переполняли гордость и ответственность за порученное дело. Но притом никто с меня никакой клятвы не брал. Незачем было. Такая «присяга» жила внутри каждого из нас. Так должно быть и сегодня.
Приобщиться к лучшим
Дмитрий Горбонос, начальник отдела эксплуатации службы локомотивного хозяйства:
– Сегодня на Куйбышевской порядка 7200 локомотивных бригад. Примерно пятая часть всего состава – молодежь. Что же касается помощников машинистов, то, в основном, это молодые люди. И многие из них мечтают стать машинистами.
Наша служба заинтересована в том, чтобы они стали высококвалифицированными, дисциплинированными специалистами, с ответственным отношением к порученному делу. Поэтому мы поддерживаем инициативу коллектива эксплуатационного локомотивного депо Ульяновск по принятию присяги молодыми машинистами. Это психологически верное направление работы.
Нужен ли конкретный текст присяги или каждый принимающий ее будет произносить свои слова? Но ведь не все способны импровизировать. Кто-то вообще стесняется говорить при большом стечении людей. Поэтому нужно составить конкретный, лаконичный текст присяги, которую будут принимать молодые машинисты во всех эксплуатационных локомотивных депо Куйбышевской магистрали. Ведь суть присяги – это не формальный акт «для галочки», а своего рода приобщение к товариществу, братству лучших машинистов, на которых равняются в депо, на дороге, в компании.
Я – за присягу
Алексей Земсков, помощник машиниста электровоза ТЧ-12 (Кинель):
– Я из железнодорожной династии. Мой дед всю жизн ь отработал машинистом, был очень уважаемым человеком. И я всегда гордился этим. Кем быть? Такой вопрос передо мной никогда не стоял. Только железнодорожником!
Получил высшее образование в СамГУПС. Пришел работать в депо. В конце августа этого года окончил Кинельскую дортехшколу. Работаю помощником машиниста с правами управления. Пока идет «обкатка». Месяца через три-четыре надеюсь стать машинистом.
Когда меня пригласили для участия в «круглом столе» и объяснили, о чем пойдет речь – у меня мурашки по коже побежали. Принятие присяги на железнодорожном транспорте сродни принятию присяги боевым офицером. Нарушить присягу нельзя ни при каких обстоятельствах. Это и самодисциплина, и своего рода обещание перед коллективом работать достойно, и обещание перед компанией «РЖД», перед страной…
Скажу честно: я – ЗА присягу. Уверен, для меня этот день станет одним из самых важных в жизни.
Уважайте машинистов!
Алексей Петров, студент 4-го курса Самарского техникума железнодорожного транспорта:
– С июня по сентябрь 2009 года, на протяжении четырех месяцев, я проходил производственную практику в одном из подразделений эксплуатационного локомотивного депо Кинель в должности помощника машиниста. Работа мне нравится. Но вот отношение к локомотивным бригадам и, в частности, к машинистам со стороны диспетчеров, составителей поездов и других железнодорожников, на мой взгляд, пренебрежительное. Каждый стремится «тянуть одеяло» на себя. Какая уж тут «элита»! А ведь МАШИНИСТ – это должно звучать гордо! Как и было во все времена.
Присяга – это хорошо. Но машинист и сам знает свои обязанности. Он сознательно идет на эту работу. Здесь ошибаться нельзя.
Традиции – на пользу дела
Василий Монец, председатель ППО эксплуатационного локомотивного депо Самара:
– Необходимо коренным образом менять отношение к машинистам. И принятие присяги молодежью могло бы стать одной из ступенек на этом пути.
У машиниста вообще нет права на ошибку. Наоборот: в экстремальной ситуации нужно сделать все, чтобы, если понадобится, спасти людей. Как и было во время первого крушения «Невского экспресса», когда только благодаря профессиональным действиям машиниста удалось избежать жертв.
На мой взгляд, в идее принятия присяги есть рациональное зерно.
Но главное, чтобы она принималась осознанно, искренне, с большой степенью ответственности.
Нужна торжественность момента
Артем Сажаев, помощник машиниста тепловоза ТЧ-14 (Ульяновск):
– В тексте проекта присяги, который был опубликован в «Куйбышевском железнодорожнике», все то же самое, что и в инструкциях. К ним мы и так относимся серьезно, понимая, для чего пришли на железную дорогу.
Торжественность момента перевода в машинисты, действительно, на сегодняшний день потеряна. Все происходит обыденно.
День принятия в машинисты должен быть по-настоящему торжественным, запоминающимся.
Идею принятия присяги считаю правильной. То, что она лишний раз будет напоминанием о жесткой самодисциплине и прибавит ответственности – это точно.
Присяга как атрибут посвящения в профессию
Михаил Миронов, председатель дорпрофсожа:
– Предложение коллектива работников эксплуатационного локомотивного депо Ульяновск о возрождении на дороге доброй традиции – присяги для молодых машинистов, – важное, нужное и своевременное.
Неудивительно, что и большинство участников «круглого стола» высказалось за это.
Немаловажно и то, что за поднятие престижа профессии машиниста по всем направлениям выступают и ветераны, и молодежь. И в этом – основная цель принятия присяги, направленной на повышение ответственности на железнодорожном транспорте.
Традицию принятия присяги молодыми машинистами, вступающими в должность, на Куйбышевской железной дороге нужно возродить. Присяга машиниста должна стать одним из атрибутов коллективного мероприятия – торжественного посвящения в машинисты. С этим согласились участники «круглого стола» и предложили составить единый текст присяги – в лаконичной форме, изложив его простыми, проникновенными словами.
Торжественное посвящение в машинисты должно проходить в коллективах, на Днях безопасности, с вручением атрибутов машиниста: свидетельства на право управления локомотивом, погон, часов с логотипом ОАО «РЖД». Это на всю жизнь останется в памяти молодого железнодорожника и поднимет степень ответственности за порученное дело.
Автор: Людмила Межниеце