Персональная фотовыставка Дмитрия Потапова «Зеркало времени» в музее «Симбирская фотография» отражает мир с неожиданной стороны.
Заслуживает внимания не только экспозиция из 60 снимков, но и личность их автора. Наш земляк Дмитрий Потапов – скульптор, член Союза художников России, участник областных и всероссийских художественных выставок. Это мастер, искусство которого тривиальным не назовешь. Его работы из дерева не только красивы и изящны по форме, в каждой сокрыты смыслы и эмоции. Он любит играть в ассоциации, загадывать зрителю загадки. В этом смысле он себе не изменяет и в искусстве фотографии.
За хорошим снимком Потапову нет необходимости отправляться куда-то далеко, за моря и океаны. Ему достаточно утром выйти с фотоаппаратом, чтобы по дороге в мастерскую или обратно домой, или на прогулке, увидеть и запечатлеть столько всего необыкновенного, на чем «замыленный» глаз обычного горожанина вряд ли остановится. Особенно Дмитрий любит пешком переходить мост через Свиягу. Его он считает как бы порталом во времени, местом, как он говорит, где много «интересных штук и бесконечных интерпретаций всего».
Видение профессионального художника, конечно же, не могло не наложить свой отпечаток и на фотографию. Однако здесь Потапов, как мне кажется, проявляет себя больше как график и живописец. Впрочем, скульптор, судя по снимкам, из него тоже «прорывается». Это особенно видно там, где Дмитрий играет формами, запечатлевая плоды, объемные предметы, лица людей.
Поэтическое восприятие жизни у автора выставки сплетается в цепочки ассоциаций. Черно-белые моченые яблоки, снятые к тому же в темноте, навевают воспоминания о морщинистых щеках стариков.
Иные фотографии, кажется, выполнены резцом графика. В реальность освещенных белым светом маляра, красящего стену дома, и стоящей рядом с ним лестницей не сразу веришь, потому что столь филигранны лаконичные линии силуэтов и глубоки тени от фигуры и предмета.
А сколько весенней радости бытия в следующем
сюжете: на фоне выкрашенного в желтый цвет забора в летний ослепительно-солнечный день стоит девушка, разговаривающая – хочется верить, о чем-то радостном, – по телефону! И вся она тоже – в желтом: ботинки, брюки, майка. И даже волосы отливают золотом! Такое вот неожиданное пронзительное желтое счастье…
Необычные ракурсы Дмитрий находит и в портретах.
Голова Ленина на главном фасаде Мемориала отбрасывает на стену тень, и мы видим в ней гротескный профиль неприятного старика, что вполне согласуется с современными трактовками революционного вождя, чаще, к слову сказать, не вполне справедливыми.
– Мне была интересна эта скульптурная голова на плоскости. Но совершенно неожиданно оказалось, что тень от нее существует сама по себе, – объясняет Потапов.
Останавливает взгляд портрет мэтра журналистики Юрия Роста, пару лет назад приезжавшего со своей выставкой в Ульяновск. Создавший огромное количество фотоизображений людей известных и мало кому известных, он сам попал в поле зрения объектива Дмитрия Потапова. На зрителя с добродушным и в то же время хитрым прищуром смотрит немолодой, но полный жизни и обаяния человек. Этот снимок – предмет гордости Дмитрия, ведь в 2016 году он вошел в каталог The best of Russia.
«Хеллоуин» – постановочный снимок из серии о женщинах. На одном из них лицо преображено и кажется неживым из-за накинутого на него и натянутого узкого шарфа, а черно-белые тона делают модель еще больше похожей на привидение из мира теней или на персонажа из фильма ужасов.
Дмитрий любит придумывать и создавать на фото казусы. Полиэтиленовый пакет с абрикосами, если изображение перевернуть, превращается в букет или в одуванчик. А рассыпанные гвоздики похожи на паука со множеством устрашающих лапок. Пятерня, держащая горлышко стеклянной банки, запечатлена изнутри этой самой банки.
Еще более необычными получаются фотографии известных нам городских зданий и пейзажей, из которых Дмитрий, разрезая их пополам или на четыре части и совмещая в единое целое, создает новую реальность, а вернее – ирреальность.
Такие отражения производят с объектами волшебные преображения. Дерево с причудливо изогнутым стволом из карамзинского садика автор с помощью коллажа превращает в подобие скульптуры. Старинное здание Симбирской гимназии с его легкой руки обретает черты барочного дворца. Завораживают своей ритмичностью повторенные многократно изображения поручня моста с крепежами для флагов. А вырастающий из синих небес с облаками тройной Спасо-Вознесенский собор, кажется, «звучит» бахов-ской Токкатой ре минор.
– А сколько я красивых кадров упустил! – досадует Дмитрий Потапов. – Либо ты не успеваешь додуматься, среагировать вовремя. Либо смалодушничаешь: мол, еще будут. Но потом такого не будет.
Профессиональным фотографом он себя не считает.
– Фотография приносит мне удовольствие, – говорит он. – Иногда сделаешь кадр, и возникает чувство, как будто что-то украл, поэтому иногда ощущаю себя неким хранителем ценностей.
– Снимаю для того, чтобы разглядеть мир, – продолжает Дмитрий. – В этом есть какая-то забавность, и я совершаю некое открытие, «выдергивая» моменты. И дальше должно произойти следующее событие или действие. Я должен что-то совершить, чтобы новый процесс запустился. Для меня это поступательное действие, знаете, – как пузыри от дождя лопаются. Я прыгаю вместе с ними: чпокс, чпокс… И брызги разлетаются! Может, я себя так развлекаю. Мне интересно.
Ирина Морозова