Большая часть тех огромных очередей, которые сегодня образуются в местных учреждениях здравоохранения, состоит из тех, кто пытается открыть, закрыть или продлить больничный. Большинство вынуждены просидеть по несколько часов в очереди среди других больных, чтобы получить заветную справку. Этот факт также подтверждают и наши комментаторы. Разберёмся в ситуации с открытием/закрытием больничных в нашем регионе, а также уточним в региональном Минздраве, что нам мешает пойти по опыту столицы, где все это уже доступно в дистанционном формате.

В Москве практику дистанционного закрытия/открытия больничных уже ввели с 28 января. Когда она в полной мере распространится по регионам, неизвестно, т.к для этого (по комментарию Минздрава) необходимо внести изменения в законодательство. Однако депутаты пока вопрос даже не ставят. Второй вопрос: почему имеющиеся нормативы не остановили введение этой необходимейшей сейчас практики в Москве?

Как это работает у них? Алгоритм открытия и закрытия больничного для жителей Москвы кратко и понятно прописан на сайте mos.ru.

Схема: 

Для того чтобы открыть больничный, требуется оставить заявку на первичную аудиоконсультацию с врачом и поставить галочку о необходимости оформления больничного, после чего врач дистанционно откроет его на семь дней после консультации. В случае с ковидом, результаты ПЦР попадают в единую систему автоматически, после чего с вами связывается врач, проводит аудиоконсультацию и аналогичным образом открывает больничный дистанционно.

Закрытие больничного проходит дистанционно во всех случаях. Работодателю его направляют автоматически. Сам документ доступен в электронной медкарте. После аудиоконсультации с врачом больничный могут закрыть или продлить. Больничный для контактных лиц закрывается дистанционно автоматически через семь дней, продлить его не могут. Кроме того закрыть больничный можно и через кол-центр “122” (с 4 февраля)

В Ульяновской области дистанционно оформить больничный или закрыть его можно, уверяет директор Центра телемедицины Ольга Свирид. Однако без очного визита врача на дом не обойтись.

К настоящему времени мы запустили алгоритм дистанционного открытия/закрытия больничного. Пациенту необходимо позвонить в колл-центр 122 и в тоновом режиме набрать цифру 1, после чего он будет перенаправлен в центр телемедицины. Наши специалисты оценивают состояние по критериям, которые нам “спустило” Министерство здравоохранения РФ после чего автоматически оформляется очная консультация. На дом доктор все равно должен прийти для оказания очной консультации. Сам больничный будет оформлен с того дня, когда пациент обратился к нам в телемедицинский центр. Закрыть больничный можно по этой же системе, – рассказала Ольга Свирид.

В Министерстве здравоохранения поясняют, что технические возможности для полного перехода на дистанционный формат выдачи больничных по ОРВИ или ковиду по опыту Москвы имеются, однако есть законодательные нюансы. В России пока никаких нормативных документов нет — должно быть постановление правительства о внесении изменений в порядок выдачи листов нетрудоспособности. В приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 ноября 2021 года четко прописан алгоритм действий медицинских работников. Только после осмотра медицинского специалиста, участкового врача в поликлинике или на дому закрывается листок нетрудоспособности. Открыть больничный могут заочно после звонка в Центр телемедицины (122 #1), однако врач обязан вас посетить для осмотра, чтобы подтвердить наличие заболевания и назначить лечение.