В канун новогодних праздников Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» подарил ульяновцам новый музей – «Дом-ателье Ф.О. Ливчака».
Особенный шик событию в этих стенах придало одновременное открытие здесь представительства Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина из российской столицы.
Но сначала об особняке и его хозяине – талантливом симбирском архитекторе Федоре Осиповиче Ливчаке (1878-1919), украсившим наш город зданиями в стиле модерна.
Дом-ателье он построил для своей семьи, соорудив его из бетонных пустотелых блоков. Эту систему придумал сам Ливчак, который был еще и изобретателем. Наряду с жилыми и подсобными помещениями в особняке размещались кабинет и мастерская хозяина дома.
В ХХ! веке здание, богато украшенное лепниной снаружи и внутри, признано редким примером дошедшей до наших дней жилой усадебной застройки. Оно – один из лучших памятников архитектуры русского модерна начала ХХ века в Симбирске.
Несколько последних лет дом Ливчака, больше известный с советских времен как «Дом актера», находился в состоянии разрухи. Располагавшееся в нем Ульяновское отделение Союза театральных деятелей не в состоянии было его отремонтировать. По счастью, в 2008 году особняк передали Музею-заповеднику. Четыре года назад здесь при поддержке Министерства культуры Российской Федерации начались реставрационные работы.
И вот 23 декабря новый музей распахнул свои двери для посетителей, заполнивших все его помещения до такой степени, что яблоку негде было упасть.
На первом этаже здания в подлинном пространстве ателье разместилась «Мастерская Ф.О. Ливчака», где творил архитектор. На этом же этаже в «большой гостиной» среди костюмов, мебели и предметов декоративно-прикладного искусства того времени легко ощутить стиль эпохи модерна, в котором работал Ливчак.
Но все же большую часть помещений создатели музея посвятили театру. И этому есть объяснение. Ливчак и его жена были завзятыми театралами, в их доме ставились домашние спектакли. Кроме того, долгие годы в здании «квартировало» Ульяновское отделение Союза театральных деятелей России.
В парадных интерьерах «малой гостиной» и «столовой» первого этажа театральный музей имени А.А. Бахрушина разместил шедевры из своего богатейшего собрания. Они рассказывают о самом Бахрушине – страстном театрале и коллекционере театральных раритетов, создателе Театрального музея в Москве. Кого угодно впечатлит, например, миниатюрная балетная туфелька с ноги самой Агриппины Вагановой, оставившей свой автограф на стельке.
Интерактивные экспозиции о театральной жизни Симбирска-Ульяновска и синематографе в Симбирске «поселились» в жилых помещениях второго этажа.
Среди стендов с фотографиями и именами знаменитых актеров, некогда украшавших своей игрой сцену симбирского театра, у зрителей есть возможность заглянуть за кулисы, побывать в гримерной и примерить на себя театральный образ в виртуальной примерочной.
Невозможно не обратить внимания на суфлерскую будку. С подсказки «суфлера» в тот день все желающие могли попробовать себя в качестве актера и с выражением произнести монолог Ромео или Джульетты.
А в маленьком кинозале все напоминало об эпохе «великого немого»: мелькали кадры кинохроники начала ХХ века. Здесь также можно узнать об истории первых кинотеатров в Симбирске и творчестве наших земляков-кинематографистов, творивших в то время.
Директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов, приехавший на открытие представительства своего музея в Ульяновске, пообещал знакомить ульяновцев с новыми выставочными проектами и программами.
Первая выставка была представлена в тот же день в музее «Симбирская фотография». Это – «Джордж Баланчин: Прикосновение к Вечности. Нью-Йорк Сити балет в фотографиях Пола Колника», приуроченная к 110-летнему юбилею этого всемирно известного балетмейстера русско-грузинского происхождения.
Баланчин танцевал на сцене Мариинского театра, ставил балеты для труппы Дягилева, а затем переехал в Америку, где основал Нью-Йорк Сити балет – одну из лучших американских балетных школ, которая успешна до сих пор.
Автор 103 фоторабот в экспозиции – известнейший американский фотограф Пол Колник, который работает в Нью-Йорк Сити балете с 17 лет. На протяжении 40 лет Пол Колник фотографировал уроки, репетиции, спектакли. Именно он запечатлел великолепие уникальных балетов Баланчина.
Ирина Морозова