В конце 2025 года увидела свет кинопремьера от ульяновского режиссера Натальи Цукановой. Она при поддержке Президентского фонда культурных инициатив сняла в Ульяновской области и Татарстане фильм «Удивительные клады Волги». Основан он на вышедшей в прошлом году одноименной книге профессора УлГПУ, историка, автора многих других изданий Евгения Бурдина. «Улпресса» расспросила Евгения Анатольевича о книге и фильме, о работе над историей Волжской цивилизации и сформулированном им понятии речной культуры, а также об общении с писателем Алексеем Ивановым.
В Ульяновске и Татарстане (Болгаре) уже прошло несколько показов фильма «Удивительные клады Волги». Планируется, что в начале 2026 года авторы выложат его в сети. Книга, ставшая его основой, написана в жанре «художественный нон-фикшн», как его называет сам Евгений Бурдин. В ней автор не только изложил исторические факты, но и дополнил их яркими зарисовками, рассказывающими о том, в каких обстоятельствах могли быть спрятаны теперь уже ставшие легендарными сокровища.
— Евгений Анатольевич, вы являетесь автором уже многих книг, но в последнее время от научных и научно-популярных текстов переходите к использованию художественных приемов. Почему решили к ним обратиться? И, учитывая ваши знания истории, насколько приближенным к возможным реальным событиям стоит считать зарисовки в книге «Удивительные клады Волги»?

— Приемы художественного текста я уже использовал точечно в книгах «Волжская Атлантида» и «По следам Спасителя», рассказывающей об истории христианства в Среднем Поволжье. И уж совсем широко, целиком весь текст написал в стиле художественного научпопа в 2022 году. Это книга «Герои Волжской вольницы» — о волжских разбойниках.
Почему я решил писать книги в таком стиле? Если кратко – для популяризации научных знаний, ведь наше население из рук вон плохо знает историю. А через такие популярные тексты история «заходит» гораздо лучше.
А вот более подробное объяснение на примере книги о кладах. Её цель – через призму каждого сокровища увлекательно рассказать о той или иной эпохе, создать яркие художественные образы кладов. Смысл книги – не в щепетильном изложении фактов, а в возрастании общественного интереса и уважения к ним. Если читатель захочет узнать всё доподлинно, он будет искать и читать научные публикации. Художественный нон-фикшн не претендует на истину в последней инстанции, но позволяет заинтересовать читателя и выдвинуть смелые предположения о том, как это могло быть. Жанр помогает выйти за рамки порой скудных научных знаний.
Почти в каждой главе есть рассказ вымышленного персонажа — хозяина клада, с именем, отражающим его предполагаемую этническую принадлежность: тюрк, прабалт, праславянин и так далее. Все истории основаны на реальных событиях, но художественно переработаны и развёрнуты. После такого рассказа комментируются все сведения, связанные с этим кладом. Основаны они на научных фактах, предположениях и здравом смысле. Интересным дополнением к каждой главе служат цитаты из разных научных и литературных источников. Они расширяют контекст, что очень важно в современной мультикультурной ситуации.

— Книга позволила рассказать о 14 кладах. Какой из них вы бы назвали самым известным в народе и можно ли выделить какой-то, который для вас лично является самым интересным и ценным?
— В книге рассказывается как о реально найденных кладах, так и о не найденных. Сознание человека устроено так, что его будоражит всё неизвестное и тайное. Поэтому не найденные сокровища до сих пор волнуют многих людей – например, казна последнего казанского хана, клады Стеньки Разина и спрятанная под Казанью часть золотого запаса Российской империи. К ним можно добавить клады Кудеяра, Пугачёва и других знаменитых разбойников и бунтовщиков. Клады прочно вошли в национальную историческую мифологию. И по сей день она постоянно подпитывается слухами и реальными ценными находками.
Самый популярный клад, точнее, клады — сокровища Степана Разина, так до сих пор и не найденные. Народ сложил про легендарного атамана сотни, если не тысячи, фольклорных сюжетов. Не случайно, как это ни парадоксально, донской казак Степан Разин – главный культурный герой Волги, этакий разбойник и одновременно богатырь-защитник. А по законам исторической памяти и фольклора, народный герой должен уходить под землю или воду и прятать там свои сокровища. Кстати, до XX века бытовали предания, что Разин не умер, а жив и сидит в пещере/под землёй/водой и ждёт своего часа – чтобы, когда в России настанут тяжёлые времена, выйти на свет и спасти страну.
Для меня каждый из описанных в книге кладов интересен по-своему. И всё-таки, пожалуй, одним из самых ценных является Коминтерновский клад эпохи великого переселения народов. Это VII век, именьковская эпоха. Предположительно, он представляет собой вещи из могилы тюркского вождя.
— В фильме удалось рассказать только о пяти кладах, при этом его время и так пришлось увеличить по сравнению с запланированным. В чем были причины и какие еще были сложности в съемках? А, возможно, вы за это время смогли открыть какие-то новые факты и для себя?

— Мы увеличили время фильма, чтобы лучше показать уникальное археологическое наследие Старомайнского района.
Сложностей было много – дождаться хороших погодных условий, получить разрешение на съемки квадрокоптером, а потом отобрать отснятый материал – приходилось резать по живому. Много интересных кадров осталось «за бортом» фильма. И нас в очередной раз приятно удивила природа нашего края!
Новые факты для себя я открыл во время работы над книгой – прежде всего благодаря тому, что нашёл людей, которые обнаруживали клады и вместе с ними выехал на место находок.
Все клады – сокровища, но не все сокровища – клады. Однако притяжение кладов так велико, что порой люди, даже известные учёные, стремятся объявить любые найденные артефакты кладом. На самом же деле это далеко не всегда так. Тот же эпичный Коминтерновский клад оказался, видимо, погребальным вещевым комплексом, а Щербетьский клад скорее всего был складом. Но, согласитесь, всё это нисколько не умаляет ценности этих сокровищ. И даже наоборот – создаёт вокруг них ореол таинственности и придаёт очарование старины.
— Изучая историю Волги, вы сформулировали понятие «речной культуры». На ваш взгляд, в каком состоянии она находится сейчас?
— Речная культура включает в себя способы взаимодействия человека, живущего на берегу, или пришедшего на берег, с рекой. Сейчас в Поволжье она переживает далеко не лучшие времена, её традиции почти утеряны. Много ли сейчас можно услышать песен, сказаний, частушек и других произведений устного народного творчества, посвящённых Волге и воде вообще? А варварские способы рыбалки? Между тем ещё в сравнительно недалёком историческом прошлом, ещё 50–100 лет назад, те же рыбаки брали только «мерную», то есть взрослую рыбу, а молодь отпускали обратно в реку. А сколько последователей деда Мазая на лодках спасали в весеннее половодье зайцев и другую живность, оказавшуюся на небольших островках посреди разлившейся воды?
Волжане издавна приходили на реку не только рыбачить, но и отдыхать, купаться, любоваться красотой водного зеркала, закатом… В ледоход местные жители под оглушительный треск ломающегося льда любовались этим природным чудом. Никто и не думал мусорить. А сейчас берега водохранилища завалены пластиком, стеклом и другими отходами.
Нередко в пределах водоохранной зоны стоят загородные дома с высоченными заборами, которые перекрывают доступ к воде. Причины этого — в отсутствии культуры, плохом знании истории, непривитом экологическом сознании.

— Наталья Цуканова, руководитель творческого объединения «Почерк», которая снимала фильм с участием средств Президентского фонда культурных инициатив, получила новый грант на фильм «От Ра до Волги», как раз посвященный теме состояния Волги и отношения к ней жителей. Будете ли вы тоже принимать участие в съемках?
— Да, я заявлен консультантом фильма. Съёмки будут проходить только на территории Ульяновской области.
— И вы работаете сейчас над новой книгой, которая также связана с этой темой?
— Да, но она шире по тематике. Рабочее название книги «Волжская цивилизация». По сути, это финальный итог той работы, которую я провожу с начала двухтысячных годов. Книга будет также в жанре художественного нон-фикшна. Мы эту книгу обговаривали с писателем Алексеем Ивановым. Ее начало — это «Реки и люди», глава о роли рек в истории человечества, начиная с Нила, с Тигра и Евфрата, заканчивая Волгой. Вторая глава — это «Волга символическая» — о белуге, ветлах и осокорях. И еще о Молодецком кургане — символе Волжской вольницы. Затем идет глава «Волга изначальная» — о том, какой была старая Волга. Заканчивается книга главой «Волга погибающая» — о гибели Волжской цивилизации. Последняя глава рассказывает о гидростроительстве, как был создан Волжский каскад ГЭС и к чему это привело. Мы попытались проработать эту тему не только с точки зрения истории, но и найти культурологические смыслы, культурологический контекст.
— Почему такой пессимистичный настрой — вы говорите, что цивилизация погибла? Ведь даже если она уходит, она чем-то заменяется?
— Во-первых, я начал разрабатывать эту тему сравнительно недавно. Поэтому концепция Волжской цивилизации в дальнейшем может корректироваться. Но пока мое понимание таково, что Волжская цивилизация зародилась в середине XVI века. Это эпоха Ивана Грозного. И как бы мы ни ругали Московское централизованное государство, но только Москва сумела взять под свой контроль всю Волгу и обеспечить сквозное транзитное судоходство на ней. Расцвет — это XIX век. И гибель этого самобытного мира, мира старой природы, деревянных кораблей, пароходов — это приблизительно середина XX века, время «великих строек коммунизма». Волжская цивилизация сложилась вокруг судоходства, как Горнозаводская цивилизация Урала – вокруг металлургии. Если сравнить количество судов, например, в XIX веке и сейчас — это будет небо и земля. В начале XX века река буквально кишела кораблями. Поэтому я говорю все-таки о гибели Волжской цивилизации в её традиционном изводе. Она покоится на дне Волжской Атлантиды, хотя по берегам ещё можно встретить её осколки. Опять же это образные сравнения, которые понятны простому человеку.
И ещё у меня готов второй вариант книги про волжских разбойников. Рабочее название «Сарынь на кичку: История Волжского разбоя». В ней, по сравнению с первой книгой («Герои Волжской вольницы», 2024 год), меньше исторических фактов, больше культурного осмысления. Например, разбойники — это одни из отцов-основателей Волжской цивилизации. Они внесли большой вклад в формирование волжской идентичности: именно благодаря лиходеям на Волге были в почёте такие качества, как предприимчивость, смелость и свободолюбие.
— Вы говорите, что консультировались с писателем Алексеем Ивановым, и на книге о кладах на обложке стоит его отзыв. Вы часто общаетесь?
— С Алексеем Ивановым мы познакомились по интернету где-то примерно году в 2005-м. Я случайно нашёл его электронную почту и написал. Мы решили обменяться книгами, я ему послал «Волжскую Атлантиду». Он прислал «Message: Чусовая». Так постепенно с ним стали общаться. В прошлом году впервые лично познакомились в Казани на книжной ярмарке. Я уважаю его как писателя, культуролога, он меня — как историка. Постоянно обмениваемся мнениями.
— В последнее время вы сосредоточились на обработке результатов своих исследований и презентации их для широкого круга читателей. Или еще есть не закрытые темы и планируются новые исследования?
— В чисто научном плане что хотел — я сделал. Теперь мне интересно продолжать заниматься популяризацией и осмыслением имеющихся материалов, на стыке географии, истории и культурологии. Я обязательно посещаю все места, которые описываю, причём акцент делаю на поиске смыслов, а не детализации фактов. Поверьте, это тоже позволяет сделать немало открытий. Это новый, интересный взгляд на историю и культуру.