Детство – пора, к которой для большинства нет возврата. Но есть люди – наивные художники, которые способны и сами возвращаться в эту счастливую пору, и возвращать в нее других.

Совершить путешествие в детство с их помощью можно теперь и в нашем городе.

В течение февраля в Музее народного творчества выставляется московская экспозиция «Фестнаив-2010». Привез ее к нам московский Музей наивного искусства. Из полутысячи работ, выставлявшихся в столичных залах, в Ульяновск добралось около сотни полотен. Но и их вполне достаточно, чтобы вернуться в детство.

«Есть градация: дети, наивные художники, аутсайдеры и сумасшедшие. Наивные художники и аутсайдеры близки между собой.

Но с какой-то степенью психической подвинутости. А в общем, они те же самые художники, только по-другому выражают это в силу своих особенностей», объясняет ульяновской публике, почему в названии проекта указано «фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров», директор московского Музея наивного искусства Владимир Грозин.

Впрочем, при изучении привезенных к нам работ наивов и аутсайдеров гораздо очевиднее их близость к первому пункту озвученной градации творцов к детям. «У этих художников все идет от них самих. Они мыслят неординарно, смотрят на все неординарно. Они непрофессионалы. Никто из них не учился живописи. Они, как дети, берут карандаш и начинают рисовать. Это увлечение души.

Обычно как происходит? Мы заканчиваем школу и забываем, что рисовали. Начинается поиск хлеба насущного, а потом вдруг появляется свободное время несчастная любовь, травма какая-нибудь, пенсия, и эти люди начинают творить, проявляя то, что было зажато после детских лет. И так как времени у них остается мало, чаще всего из-за состояния здоровья, они стремятся как можно быстрее и ярче вылить это все в своих работах», рассказывает Владимир Грозин о пути обычного человека к наивам.

Висящие вокруг него на стенах Музея народного творчества полотна слова подтверждают. «Борщ», «Ярмарка», «Пасха», «Рождество» уже сами названия работ украинца Андрея Липатова настраивают на праздник.

Над его ярмаркой парят облака из свиней, а в рождественском небе дым над хатами украшают бублики и калачи.

Удивительно, что такие же яркие цвета царят и в работах советского времени. Выставка разделена на две части, объясняет ее куратор Ольга Дьяконицына. В первый раздел вошли художники советские, создававшие свои работы с 1920-х по 1991-й года.

Тогда их называли не наивами, а самодеятельными художниками, но ни названия, ни жизнь при советском строе сути наива не изменили. Он был так же ярок, как и наивное искусство в глубоко буржуазных странах. А вот тематика работ тех лет все-таки была особой. Самодеятельные художники, как и все творческие личности в Союзе, откликались на пятилетки, советские юбилеи и просто окружающую обстановку. И выходил наивный соцреализм такой, как картина «Приглашение на обед» Григория Кусочкина с лозунгом «Да здравствует нормализация желудочно-кишечного тракта!».

Второй раздел выставки современный объединен темой «Экология и культура». Собирая эти работы, организаторы, рассказывает Ольга Дьяконицына, убедились, что наивы могут в своих картинах ставить серьезные проблемы. Но и при этом они не отказываются от ярких красок. «Мир красота равновесие, формулирует она позицию наивного художника. Даже говоря об экологии, о ее проблемах, они передают их через то, к чему надо стремиться, то, как бы было хорошо». О том, как бы было хорошо, «Серафим Саровский» Элеоноры Бобровой сидящий на цветочной поляне в окружении животных. Чем не вопрос о мирном сосуществовании человека и природы?

Но не только о современных проблемах, но и о самой сути творчества нет-нет, да и проговорятся наивы в своих работах. «Когда я была маленькой» картины Елены Дудковой.

Очутившись перед ней, подсознательно пытаешься создать в воображении собственное «а вот когда я была маленькой». С этого момента путешествие в мир детства и начинается. Отправление из Музея народного творчества.

Лидия Пехтерева