Перед началом пресс-конференции Иосифа Кобзона на входе в Мемцентр остановили строители – те, для кого он пел 40 лет назад на торжественном открытии мемориального комплекса. Попросили сфотографироваться на память, вспомнили, как на этом же месте снимались в тот праздничный день.
Представители городских СМИ приготовили для легендарного певца и артиста самые разные вопросы, в том числе и неудобные, а порой и не совсем тактичные. Он ответил на все.
– У каждого артиста есть любимые и нелюбимые концертные залы, – сказал Иосиф Кобзон, – мы не любим выступать во Дворце Съездов, это холодное по настрою, неуютное помещение, а вот в Украине – замечательный концертный зал с таким же названием. В Большом зале Ленинского мемориала я выступаю с большим удовольствием и уже сейчас предвкушаю выступление на его сцене. Мне очень импонирует сохранение памяти, толерантное отношение к различным диаспорам и общинам. Хорошо, что не снесли памятник Владимиру Ильичу – это же история. Вы посмотрите, о чем пишут и говорят сегодня ваши коллеги в Москве, которые обсуждают тему Сталина в предстоящем юбилее Дня Победы. Я – дитя военного времени, и когда у меня спросили: «Вы за то, чтоб на параде Победы портреты Сталина были?», – я ответил: «Да». Потому что, когда все возвращались с фронта, впереди на фронтоне каждого паровоза был портрет Сталина. С именем Сталина шли в бой за Родину.
Да, скажете, что Сталин был «плохой». Но это – другой вопрос. Почему не стирают из памяти французской нации Наполеона? Жанна д’Арк была не самой положительной, но она для французов – героиня! А почему мы должны вычеркивать из памяти Ленина? Ведь он создал государство, подобного которому в мире не было. Зачем сносить памятники Ленину и убирать портреты Сталина? У вас в Ульяновске сумели сохранить историческое прошлое в соединении с сегодняшним днем и сегодняшней политикой. Администрации Ульяновской области и города это удается.
На вопрос об его отношении к средствам массовой информации Иосиф Давыдович дал развернутый ответ.
– Я – неудобный собеседник для журналистов, потому что говорю то, что думаю, а не пытаюсь отвечать на ваши вопросы конъюнктурно, – сказал Кобзон, – я очень уважаю профессию журналиста, у меня среди них много настоящих друзей – Генрих Боровик, Леонид Золотаревский, который весь Афганистан объездил. Я люблю эту профессию, мужественную, творческую, но, к огромному сожалению, наша пресса слишком ангажирована. Не так писали в годы войны и после нее, во времена грандиозных строек типа Братской ГЭС – искренне писали тогда, писали так, как велела душа. А когда начинают копаться в бытовке: «Кто с кем? Кто кого? Кто из-за кого?» – это ничего кроме раздражения не вызывает. И я стараюсь в таких случаях как можно меньше общаться.
Я очень не люблю телевизионную передачу «Ты не поверишь!» с ее ужимками и кокетством. И еще я очень не люблю программу «Пусть говорят». Андрюша Малахов – талантливый человек, но он все время изыскивает какую-то гадость, какую-то интригу, и я к нему на программу не хожу никогда, хотя лично ему я симпатизирую как талантливому человеку. Вот была у Вали Леонтьевой передача «От всей души», сейчас подобную программу делают Игорь Кваша с Марией Шукшиной – их смотреть приятно, потому что они заранее нацелены на добро, они работают на нас и для нас.
Известие о моем недуге именно ваши коллеги растиражировали по всей стране. С одной стороны – мне до сих пор со всех концов России шлют рецепты, как лечиться домашними средствами, а с другой – бестактно делать сенсацию на ситуации, которую наша семья переживала очень тяжело.
Корреспондент «Ульяновска сегодня» не остался в стороне от разговора:
– Вы тепло вспоминаете Ульяновск, поскольку Вы здесь – частый любимый гость. Но и город наш помнит Вас, в частности, тот эпизод, когда Вы, узнав о том, что в школе №1 имени В.И. Ленина провожают на пенсию ее директора, старейшего нашего педагога и Вашего поклонника, после выступления по местному телевидению приехали в школу и спели для человека по имени Учитель, как сейчас говорят, безвозмездно.
– Я помню, и вот сейчас, когда я проезжал мимо, то сказал своим спутникам: «Вот, сейчас будет первая школа, я здесь выступал». Сегодня у меня просто физически не было времени, а то я бы зашел в первую школу. Это слово «безвозмездно» немного раздражает. У меня – два детских дома, которым я постоянно помогаю, кроме того, я – заместитель президента общества «Филантроп», оказывающего помощь детям-инвалидам. Я, к сожалению, только сегодня узнал об акции, которую проводит ваш Центр иппотерапии «Лучик», где работают с детьми, больными ДЦП. Я мог бы привезти из Москвы сувениры, которые пошли бы на благотворительный аукцион. Но без материальной поддержки этот Центр я не оставлю. К великому огорчению, в нашей стране положение людей с ограниченными возможностями, положение беспризорников не находит должного понимания, потому что не хватает культуры общества. На днях я провел в Москве «круглый стол» под названием «Культура и время». У меня вышла книга, которая называется «Исцеление культурой». Так вот, на этом заседании был знаменитый скрипач Дмитрий Коган, который сказал, на мой взгляд, потрясающую фразу: «Мы говорим о культуре, а она ведь у нас – золушка, самая бедная отрасль в стране по выделению средств на ее содержание. Мы проводим Год России во Франции, в Китае, в Болгарии. Но пора уже провести Год России в России! У нас нет ничего русского. Коганы и Кобзоны борются за то, чтоб в России была Россия». А я прямо сказал, что «только спьяну или сдуру средств жалеют на культуру». У нас даже на «Русском радио» не звучат песни о России, нигде не печатаются стихи русских поэтов о Родине. Я принял участие в последней программе «Единой России», потому что они заявили о культурном развитии страны, о духовности. Умные люди понимают, что духовность – это и моральное и физическое состояние человека, его образование. Я четвертый раз избираюсь в Государственную Думу, но я – не политик. Просто у меня есть жизненная позиция, я прошел все стадии, которые выпали на судьбу мою. Это Великая Отечественная, это разруха, голод и холод, это восстановление страны, служба в армии, учеба в институте и жизнь на стипендию в общежитии с подработками всякими в свободное от учебы время. Я все это прошел и считаю, что происходящее сегодня в Думе – это больше фарс, чем дело. А я очень люблю свою общественную работу, я люблю помогать людям по возможности, принимать участие в каких-то полезных делах. У меня есть фонд «Щит и Лира» для поддержки семей сотрудников милиции, погибших при исполнении служебных обязанностей, повторю, у меня есть два детских дома: один – в Туле, другой – в Ясной Поляне. Так и тут, – это я вам, господа журналисты, говорю, – зашевелились ваши коллеги: мол, проверить надо, что это там у него за благотворительные заведения. И приезжали туда поинтересоваться, какие у нас там отношения. Стыдно им было потом.
Что касается творчества, то получаю огромное удовлетворение от творческой работы. Уже 51 год я выхожу на эстраду и прекрасно понимаю, что есть молодые артисты, есть время бездуховное, бессодержательное. Мои песни написаны, я считаю, в эпоху, когда писали музыку выдающиеся композиторы – Дунаевский, Блантер, Фрадкин, Островский, Колмановский. Замечательные стихи писали великие поэты. Вот мы говорили об учителе, которого мне довелось поздравить. Ведь самая трудная, самая ответственная профессия -педагог, самая сложная профессия, и боюсь только одного – чтоб она не перевелась, эта профессия, ввиду того, что мизерные зарплаты педагогов заставляют их менять профессию, чтоб прокормить семьи. Поэтому я пытаюсь и сегодня петь то, что соответствовало уровню и жизненной позиции моих слушателей. Вот, написал Дунаевский «Школьный вальс» – вечная получилась песня. Ко мне на концерты приходят уже четыре поколения слушателей, и мне не надо бегать и прыгать по сцене, чтобы привлечь слушателя, потому что с ними говорит песня. А на днях я был на выпуске молодых артистов эстрады, которые подготовили песни о войне. Они хотели отдать дань великим тем годам, а получились приблатненные декламации в современных ритмах. А с такими песнями нужно очень бережно обращаться. Получается, что петь их научили, а о культуре забыли совсем.
Я проводил необычный эксперимент. Меня пригласили возглавить университет эстрады при телевидении в Останкино. Я сказал им: «В связи с тем, что вы избрали себе профессию песенника, вы должны знать историю песни. Давайте проведем такую игру: я буду петь песни, если вы знаете их – подпойте, если нет – не надо». Что получилось: я пел им песни Пахмутовой, Островского, я им напел песен семь-восемь. И они все подпевали! А потом предложил моим юным коллегам выйти и спеть современные песни, но, чтоб они были такими же массовыми, я попросил их спеть то, что с ними народ запоет. Они захихикали… и не спели ни одной песни. Рано ушла из жизни Валя Толкунова, но песни ее не ушли. Почему? Да потому, что пела она их сердцем. Это были близкие человеку песни, которые можно было спеть и на работе, и в компании, и просто для себя дома. А сейчас песен таких нет.
Я сожалею о том, что уходит наше поколение, когда певцы становились легендами. Перечислить их по именам – одной руки хватит. Очень многие сошли с дистанции. Приходя в нее, не надо думать о том, что завтра ты должен проснуться популярным. Известными и популярными можно стать при одном условии: надо безумно любить свою профессию.
От редакции. После пресс-конференции Иосиф Кобзон дал большой концерт на открытии юбилейных торжеств, посвященных 40-летию Ленинского мемориала. А Центру иппотерапии «Лучик», как и обещал, оказал материальную помощь.
Галина Антончик