При участии юриста Алмаза Кучембаева власти отказались засчитывать гостевые парковки в счет требований к наличию постоянных машино-мест при строительстве высотки.

Гостевая парковка во дворе многоквартирного дома стала предметом спора с участием юридического агентства «Кучембаев и партнеры». Алмаз Кучембаев представил интересы жителей частного сектора  в споре против точечной застройки. В итоге муниципалитет отказался засчитывать гостевые парковки в счет требований к наличию постоянных мест хранения авто.

При этом, отметил юрист, собственники квартир в таком доме не как потребители вправе требовать по своему выбору уменьшения цены, расторжения договора или устранения недостатков: «В таком случае застройщик будет обязан предоставить дому дополнительные парковочные места».

Гостевая парковка и постоянная парковка: отличия

Согласно СП 42.13330.2016, гостевая стоянка автомобилей — это открытая площадка, предназначенная для временного паркования легковых автомобилей посетителей жилых зон на незакрепленных за конкретными владельцами машино-местах (п. 3.7).

Гостевые стоянки для посетителей жилой застройки рекомендуется предусматривать из расчета не менее 30 машино-мест на 1 000 жителей. Постоянные места для хранения и паркования автомобилей должны быть предусмотрены в границах земельных участков жилых домов из расчета не менее 1,0 машино-места на одну квартиру (п. 11.33 СНиП 2.07.01-89).

Таким образом, одно из основных различий между двумя видами стоянок — количество соответствующих парковочных мест. Важно понимать, что число машино-мест определяет и  уровень комфорта проживания в нем, что влияет и на класс жилья.

При этом в местных правилах землепользования и застройки норматив количества парковочных мест сильно занижен. И даже он не соблюдается. Дело в том, что для постоянных парковок должен быть соблюден санитарный разрыв от окон домов.

Санитарный разрыв от парковки

В соответствии с таблицей  7.1.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разрыв от автостоянок и гаражей-стоянок до жилых домов составляет от 10 до 50 м, в зависимости от количества места на стоянке.

Таким образом, места для хранения автомобилей (гараж-стоянка) должны размещаться на расстоянии минимум 10 м от фасадов жилых домов. А это в свою очередь означает, что площадь участка должна это позволять.

При этом парковки, нарушающие норму о санитарном разрыве, могут признаваться гостевыми и не идут в зачет требований к количеству постоянных парковочных мест.

Решение вопроса

Учитывая развивающийся тренд «двор без машин», решение вопроса лежит  в строительстве парковочных мест, которые будут продаваться. И лучший выход тут так называемый подземный паркинг.

В Москве застройщики также просили  мэрию дать им возможность размещать плоскостные парковки рядом с многоквартирными домами. Строить подземные гаражи им зачастую невыгодно из-за их высокой себестоимости.

Алмаз Кучембаев выступал против такой практики, указывая, что «при получении разрешения на строительство домов может возникнуть риск, что норматив количества необходимых парковочных мест будет рассчитываться не только за счет машино-мест, крытых парковок и мест во дворах, но и за счет придорожных карманов и плоскостных парковок рядом с жилым комплексом».

Другое решение заключается в планировании территории через обустройство постоянных парковочных мест в рамках квартала застройки. Согласно п. 11.32 СП 42.13330.2016 постоянные стоянки в зонах жилой застройки должны быть расположены в шаговой доступности (800-1200 м).

Учитывая набирающий обороты механизм комплексного развития территории (КРТ) такое вполне возможно. При этом минимальные требования могут достигаться квартальными стоянками, которые не будут располагаться в непосредственной близости к домам. А улучшение класса жилья будет достигаться  обустройством машиномест в подземном паркинге в самом доме.