Рост цен на продовольствие, уровень зарплат, социальная защищенность различных слоев населения – эти острые вопросы продолжают оставаться в повестке дня. Для решения этих проблем, помимо прочих условий, нужна эффективная законодательная база. Что сделано областным Законодательным Собранием в этом направлении за последнее время, на что направлена социальная политика регионального парламента? Разговор об этом -с председателем Законодательного Собрания Ульяновской области Борисом Зотовым.

– Борис Иванович, в советское время был такой лозунг: «Все во благо человека, все во имя человека». Может, есть смысл взять его на вооружение и в современных условиях?

– Состояние экономики Ульяновской области сегодня позволяет уделять больше внимания законам социальной направленности, насущным проблемам конкретного человека. Президент Российской Федерации и председатель правительства также говорят о том, что в настоящее время нужно активнее проводить действенную социальную политику, поддерживать слабо защищенные слои населения. Это особенно актуально в условиях постоянного роста коммунальных тарифов и цен на продукты. Ненормально, когда у человека все средства уходят только на питание и квартплату. У него еще масса других потребностей, в том числе и духовных, культурных, образовательных. И на них тоже должно хватать денег. Задача исполнительной и законодательной власти заключается в том, чтобы создать для людей условия, в которых удовлетворялось бы наибольшее число насущных человеческих потребностей, чтобы сделать достойной жизнь как можно большего количества граждан в Ульяновской области. Показательно, что большое количество обращений в Законодательное Собрание – это просьбы помочь решить те или иные социальные проблемы. Не все удается решить сразу, но я считаю, что государственная власть обязана искать и находить решения, чтобы обеспечивать нормальную жизнь населения области.

– Сегодня все говорят о росте цен на продовольственные товары. Их то «замораживают», то они, «оттаяв», вновь ползут вверх. Есть ли у власти реальные механизмы сдерживания цен?

– Это особая, весьма болезненная проблема. Как следствие – человек, получающий низкую зарплату или пенсию, вынужден ограничивать себя в питании. Отсюда – проблемы со здоровьем, невозможность полноценно жить и работать. Да, мы не можем повлиять на общемировую и общероссийскую тенденцию удорожания продуктов. Но мы вполне способны постараться ликвидировать источник этой проблемы на территории Ульяновской области: развивать некогда позаброшенное свое сельское хозяйство, оказывать местным сельхозпроизводителям бюджетную поддержку, сотрудничать с добросовестными инвесторами, формировать региональный фонд зерна, снижать себестоимость продукции, внедрять энерго- и ресурсосберегающие технологии, модернизировать производство, восстановить систему производственной кооперации и так далее. Сегодня идет серьезная работа по восстановлению продовольственной безопасности Ульяновской области, хотя одномоментно решить ее нельзя. И если в настоящее время определенные слои населения страдают от высоких цен на продукты, им должна быть оказана конкретная социальная поддержка.

– Какие из последних законодательных актов, принятых Законодательным Собранием, призваны работать на решение задачи помощи населению?

– Безусловно, один из таких действенных законов – «О звании «Ветеран труда Ульяновской области». Ранее у нас не было возможности принять такой правовой акт – скудость областного бюджета не позволяла. Реальность такова, что люди, добросовестно трудившиеся в Ульяновской области не один десяток лет, при выходе на пенсию оказались малообеспеченными. Например, те, кто всю жизнь проработал в колхозах, в медицине, в сфере культуры – им обычно платили небольшую зарплату. И, конечно, низкая пенсия для них сегодня не представляется справедливой. Сегодня, благодаря вступлению в силу областного закона о ветеранах труда, в июле более 37 тысяч человек получили пусть и небольшие, но денежные выплаты – по 300 рублей. Планируется, что в следующем году эта цифра будет расти – до 480 рублей. Кроме того, в перспективе (начиная со второй половины 2009 года) к этой выплате прибавится ежемесячная компенсация оплаты жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов регионального стандарта их стоимости для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Таким образом, региональное звание «Ветеран труда» будет приближено по льготной обеспеченности к аналогичному федеральному званию.

– Какие еще категории граждан затронуты социальной поддержкой, закрепленной в региональных законах, которые рассмотрены и приняты депутатами?

– Это прежде всего дети и родители. Так, недавно принят Закон «О внесении изменений в статью 6 Закона Ульяновской области «О пособиях на детей в Ульяновской области». В соответствии с ним дополнительное единовременное пособие при рождении (усыновлении) составит на первого ребенка 1100 рублей, второго – 2000 рублей, третьего – 3000 рублей. Предполагается также внести изменения в законы «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области», «О социальной поддержке инвалидов боевых действий». Также принят закон, предусматривающий выплату именного капитала «Семья» в размере 100 тысяч рублей тем семьям, возраст родителей которых не превышает 35 лет при рождении третьего и последующего детей. Кроме того, приняты изменения в законы «Об исчислении объема субвенций местным бюджетам на финансирование образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы на территории Ульяновской области», «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье, в Ульяновской области» и «О ежемесячном пособии на содержание ребенка, выплачиваемом опекуну (попечителю) в Ульяновской области». Все эти законы предусматривают увеличение размера социальных выплат.

– Налицо у нас две вроде бы противоречащие друг другу проблемы: нехватка детских садов и сокращение числа образовательных учреждений. Между тем сбережение населения – задача для сегодняшней России стратегическая.

– Дефицит мест в детских садиках характерен прежде всего для областного центра. Областное министерство образования совместно с комитетом Законодательного Собрания по социальной политике занимается этим вопросом. Сегодня постепенно открываются новые места в дошкольных образовательных учреждениях, выделяются на это средства. В ближайшие годы в Ульяновске устроить ребенка в детский садик не будет проблемой. Уже в этом году количество мест в детских садах в Ульяновске должно увеличиться на 1035 единиц.

Что касается оптимизации и реструктуризации областной образовательной сети, то к нам часто обращаются из сел, где много малокомплектных школ, в которых осталось очень мало учащихся. Содержать такие учреждения накладно, но главное – они зачастую уже не могут дать полноценного образования. Поэтому приходится организовывать для ребят обучение в других населенных пунктах, возить их туда на автобусах. Совершенно понятны опасения родителей: они тревожатся за своих детей, ежедневно уезжающих из родного села. И само село без школы бесперспективно, обречено на вымирание. Позиция Законодательного Собрания здесь такова: каждый случай определения судьбы образовательного учреждения нужно решать внимательно, взвешенно, и по возможности надо попытаться сохранять школьные коллективы. Далеко не всегда большие школы дают более высокое качество образования, много фактов, когда именно выпускники из глубинных сельских школ становятся видными учеными, руководителями. Самое важное – как учителя на начальном и среднем уровне школьного образования привили ученикам тягу к знаниям. Сейчас на первый план в оценке качества знаний выходит ЕГЭ. При всех его издержках он все же ясно доказывает, что учителям и управленцам от образования надо много работать для повышения качества образования. Развитие Ульяновской области должно идти по благоприятному сценарию, мы к этому стремимся -и школы нам еще пригодятся, и в них будет, кого учить. Нужно учесть и ошибки прошлых лет, когда типовые здания детсадов передавали или продавали сторонним организациям, а сейчас так трудно решается проблема мест в детских учреждениях. Особенно актуально это для нового города.

– Периодические перебои в системе дополнительного лекарственного обеспечения для льготных категорий граждан в Ульяневской области вызывают раздражение у людей. Какова позиция Законодательного Собрания по этому вопросу?

– Действительно, в начале июля область пережила очередное обострение этой проблемы. Некоторым льготникам вообще перестали выписывать бесплатные рецепты, а если люди их и получали, то нужных медикаментов не оказывалось в аптеках. Дополнительное лекарственное обеспечение для отдельных категорий граждан – это прежде всего обязательство федеральных органов власти и поставщиков лекарственных средств. Но мы видим, что до сих пор система обеспечения льготников работает неэффективно. Проблема нехватки определенных лекарств возникает в Ульяновской области за последние годы нередко. Из федерального бюджета на 2008 год выделяется 224 млн рублей, из расчета 423 рубля на каждого льготника. Фактически же нужно больше. Есть определенные заболевания, требующие значительных средств. Региональная власть постоянно занимается проблемой ДЛО, поднимает этот вопрос перед федеральными структурами. В настоящее время рассматривается вопрос о дополнительном финансировании из областного бюджета. Очевидно, что система ДЛО требует корректировки в целом, денег на эти цели должно выделяться больше, а расходоваться они должны эффективнее.

– Согласно официальной статистике, в Ульяновской области из года в год снижается уровень бедности. Сегодня малоимущих в регионе – около 20%. Этому можно верить?

– Если проследить динамику изменения числа малоимущих за последние пять-семь лет, то вывод однозначный: количество людей, получающих доходы ниже прожиточного минимума (а сегодня в среднем это сумма более четырех тысяч рублей), сократилось. Такая тенденция – повод для осторожного оптимизма. Но в вопросе определения уровня бедности есть несколько «подводных камней». Во-первых, нужно стремиться к тому, чтобы бедного населения не было вообще. Во-вторых, сама планка доходов, при которой о человеке говорят как о малоимущем, у нас крайне низка. Это прожиточный минимум, который сам по себе не позволяет человеку жить достойно. И третья проблема: при формировании официальных цифр используются, как правило, средние, общие показатели. Это также несколько размывает объективную социальную картину региона.

К сожалению, разрыв между беднейшими слоями населения и людьми с высокими доходами очень велик. Это большая опасность и «головная боль» не только для Ульяновской области, но и для всей Российской Федерации. Первостепенная задача региональной власти – максимально защитить население от бедности, сократить ее реальный уровень.

Хочу обратить внимание читателей еще и на то, что решение многих острых социальных проблем далеко не всегда требует бюджетных вложений. Разве повышение уровня культуры, борьба с табакокурением, алкоголизмом не забота самих людей, всего общества? Я, например, стою на позиции, что наряду с усилиями государства тут огромную роль играет пример руководителей различных уровней, педагогов, журналистов, врачей, всех тех, кто хочет видеть нашу страну и нашу область более культурными, экономически и духовно развитыми. Ведь так?

Беседовал Андрей ЦУХЛОВ