Сегодня на заседании Гордумы избрали нового мэра Ульяновска. За Александра Болдакина проголосовали 33 из 34 присутствующих депутатов. Один голос ушел Дмитрию Грачеву. Планы у новоиспеченного градоначальника амбициозные – обещает приложить все усилия, чтобы Ульяновск стал одним из лучших городов России. Цитируем его программу.
– Я надеюсь, что объединенные общими политическим интересами, целями и задачами развития, мы с вами на основе конструктивного взаимодействия и взаимопонимания сможем добиться хороших результатов и превратить Ульяновск в один из лучших городов России. Все предлагаемые шаги нацелены на достижение главной цели, которую я перед собой ставлю – повышение качества уровня жизни жителей Ульяновска.
Это и ключ к решению наиболее сложной проблемы – демографической. Только с 2004 года естественная убыль населения составила порядка 24 тысяч человек. Мы теряем человеческий потенциал. Это негативно сказывается на социально-экономической активности, высокотехнологичных и инновационных проектах. Изменилась и структура населения. За этот же период доля людей старше трудоспособного возраста выросла с 18 до 25%. Сложившаяся структура населения задает новые требования к социальной сфере – увеличивается нагрузка на бюджет. Универсального решения демографической проблемы нет. Город должен стать интересен самим гражданам, чтобы они смогли полностью реализоваться в Ульяновске и работать здесь. Город должен быть интересен для внешних мигрантов и притягивать трудовые ресурсы. Для этого необходима комплексная и системная работа. Именно на таком подходе базируется моя программа – добиться позитивных изменений по разным направлениям: в развитии городского хозяйства, создании комфортной городской среды, в работе с городской власти. Результаты дадут нам возможность двигаться к достижению основной цели, повышать уровень качества жизни горожан.
Теперь о конкретных действиях. Не буду углубляться в само проблемное поле. Вам, коллеги, оно также хорошо известно. Остановлюсь на действиях.
Начну с городского хозяйства. Здесь на сегодня сконцентрированы самые проблемные зоны, здесь и основная ответственность городской власти.
Дороги. Три главных направления.Первое – будем увеличивать долю дорожного полотна, отвечающего нормативным требованиям. Задача – довести до 85% к концу 2025 года и до 90% к концу 2028 года. Еще одна важная сторона – паспортизация и выявление бесхозных дорог. Второе – займемся расширением дорожной сети, строительством новых дорог, развязок, мостов, расширением полос на перегруженных действующих дорогах. Ключевые объекты – реконструкция путепровода по улице Кирова, строительство развязок на проспекте Гая в поселок Белый Ключ и по Димитровградскому шоссе, дорога на мкрн. Искра. Также мы соединим Промышленную и Локомотивную новым мостом через Свиягу. Третье – будем совершенствовать инфраструктуру для повышения безопасности и удобства участников ПДД. Первоочередные шаги: реконструкция подъездных путей к социальной сфере и обустройство безопасных тротуаров, обустройство пешеходных переходов и новых мер регулирования в местах концентрации ДТП. Цель – безопасный пешеходный город. Введем умную систему управления дорожным движением, т.н. “зеленую волну”, тем самым сократим простои и пробки на дорогах.
Велодорожки. Здесь важно сохранить и поддерживать в нормативном состоянии имеющиеся, расширять и обустраивать новые, особенно в зонах новой жилой застройки.
Транспортное обслуживание. Никого не устраивает ситуация, которую мы наблюдаем в пассажирских перевозках. У города имеется программа модернизации транспорта. Надо сохранить традиционный для Ульяновска электротранспорт – трамваи и троллейбусы. Свяжем троллейбусами на автономном ходу левый и правый берег. Электротранспортом будем обеспечивать и новые микрорайоны города. Используем все возможности для закупки новых единиц подвижного состава и капитального ремонта трамвайных путей. Очень важно улучшить техническую базу предприятий автотранспорта, повышать престиж профессии через повышение оплаты труда и выделение муниципального жилья отличившимся работникам отрасли. Продолжим наращивать долю муниципальных автобусных перевозок, продолжим закупать автобусы большой вместимости.
Сфера ЖКХ. В рамках отдельной программы приступим к плановой замене инженерных сетей. Сейчас аварии на сетях происходят ежедневно. До 2027 года реконструируем 70 км водопровода и 30 км канализационных сетей. До конца 2024 года завершим реконструкцию очистных в правобережье и левобережье. Начнем строительство комплексов механической очистки и ультрафиолетового обеззараживания сточных вод. В проблему очистки сточных вод будем вовлекать и бизнес. Горожан волнует существенно выросшие за последний год тарифы организаций естественных монополий. Мы должны реализовать контроль за исполнением этими организациями заявленных инвестиционных программ. Наведем порядок в работе УК методом их рейтингования, поддержим лучших и будем добиваться наказания тех, кто не справляется. Усилим персональную ответственность руководителей муниципальных предприятий ЖКХ за непринятие мер по недопущению аварийных ситуаций и плохую работу МУПов. Также в городе не может быть серых зон, за которыми ни одна городская служба не закреплена. Особое внимание – работникам муниципальных предприятий. Будет строгий контроль за соблюдением мер охраны труда, за созданием достойных условий работы и оплаты.
Город нельзя привести в порядок без решения вопроса механизации городского хозяйства. Необходимо технически дооснастить организации ЖКХ. Разработаем отдельный план-график закупок, рассчитанный на несколько лет. Недостаток специализированной коммунальной техники составляет более 80 единиц. Решать проблему будем через лизинг.
Вопрос капремонта МКД. Имеются сотни обязывающих администрацию города судебных решений. На исполнение решений судов ориентировочно потребуется 5 млрд рублей, но большинство цифр, на которые мы ориентируемся, уже устарели. Проведем актуализацию списка объектов и объемов предстоящих работ, подготовим план-график, рассчитанный до 2028 года. Дополнительно будем обсуждать с областным правительством возможность решения программы переселения граждан из аварийного жилья. Сейчас в городе большое количество бесхозных площадок, где скапливается мусор, развивается антисанитария. У каждой такой площадки должен быть свой хозяин.
Вопросы благоустройства. Важно создать и новые комфортные, безопасные общественные пространства и реконструировать существующие. Парки должны стать интересными и посещаемыми. Приоритетом является создание рекреационных зон по берегам Волги и Свияги, реконструкция исторического центра города. Уже разработана концепция строительства волжской набережной с развитой инфраструктурой. Работу проведем в рамках намеченных противооползневых мероприятий и берегоукрепления волжского склона. Сохраним программу благоустройства дворов и придомовых территорий. Также важно организовать работу с собственниками территорий объектов по вопросам их содержания. Решения, требующие дополнительных средств, синхронизация разных видов ремонтных работ на реконструируемых городских улицах. Ответственность за реализацию этого принципа будет на инициаторах.
В градостроительной политике будем придерживаться принципа сохранения исторического и культурного наследия, архитектурного и стилевого разнообразия, ухода от точечных застроек, особенно в центральной части города.
Социальная инфраструктура. Нужно улучшать инфраструктуру для семей с детьми, охранять репродуктивное здоровье, обеспечивать доступное и качественное образование. За минувший год я часто бывал в учреждениях социальной сферы и, увы, иногда, входя в здание, попадаешь буквально в прошлый век – текущие крыши, облезшие стены, осыпавшаяся штукатурка и морально устаревшее оборудование. К первоочередным своим целям отношу ремонт в организациях соцсферы. Мы должны победить ветхость.
В ближайшие несколько лет отремонтируем 36 школ и порядка 40 детских садов. Для всех организаций соцсферы разработаем пятилетнюю программу капремонта кровель. Продолжим практику создания модельных библиотек. Будем ежегодно приводить к стандартам до 2 библиотек. Небольшие библиотеки будем ремонтировать и дооснащать за счет муниципальных средств, начнем реализацию этих мероприятий уже с 2024 года. Отдельное внимание уделим детским спортшколам, они в плачевном состоянии. Задача, чтобы абсолютное большинство школ, библиотек, спортзалов, площадок отвечали самым современным требованиям и по созданным материальным условия, и по качеству социальных услуг.
Еще одна важная и востребованная программа – обеспечение безопасности всех соцобъектов. Особенно с пребыванием детей. Здесь уже приняты ряд решений. Дополним и расширим их с учетом всех объектов. Кадровые вопросы в учреждениях соцсферы будем решать через целевой набор с опорой на жилпрограммы. Используем инструменты предоставления социального жилья. В 2023 году подготовим необходимые расчеты для привлечения молодых специалистов в городские больницы и школы. В 2024 году заложим деньги в городской бюджет на эти цели. Для повышения качества образования введем дополнительные городские меры стимулирования педагогов, подготовивших победителей и призеров олимпиад. Буду предлагать рассмотреть возможность восстановления ранее действующих в городе практик шефского сотрудничества крупных градообразующих предприятий со школами для профориентации и привлечения школьников к обучению и дальнейшему трудоустройству.
Система управления. Необходимо донастроить систему стратегического планирования. Стратегия социально-экономического развития Ульяновска до 2030 года разрабатывалась на основе данных 2013-2014 гг, но они устарели. Уже в этом году приведем цели и задачи стратегии в соответствие с национальными целями развития страны и стратегическими целями развития Ульяновской области. Изменим подходы к реализации муниципальных программ. Большинство программ реализуется с 2014 года, они перегружены, что затрудняет мониторинг и не позволяет оценить степень достижения целей. Эти программы также требуют обновления. Будем двигаться в сторону цифровой трансформации управления. Подготовим соответствующую программу на пятилетний срок. Она будет включать в себя сервисы, внедряемые в систему ЖКХ, дополнительного образования, культуры, спорта, сферу предоставления муниципальных услуг, взаимодействия с бизнесом. Исхожу из того, что власть города – это его жители. Задача администрации города – создать механизмы, которые смогут обеспечить сочетание интересов различных социалдьных групп. Для этого будут совершенствоваться механизмы обратной связи с населением. Необходимо синхронизировать работу всех служб и подразделений администрации грода, ЦУГом, областным ЦУРом и ситуационным центром губернатора области.
Как я уже сказал в самом начале, я рассчитываю на постоянный диалог и конструктивную работу с депутатским корпусом.
Вопросы финансов. Новые управленческие решения должны быть найдены и в вопросах наращивания собственной налоговой базы. Считаю, что уже в горизонте 2025 года город должен выйти как минимум на 10 млрд собственных доходов. Город должен иметь собственную программу поддержки малого, среднего бизнеса и самозанятых, а сама программа должна содержать KPI, ориентированный на результат работы получателя помощи. Активизируем работу по формированию реестра свободных инвестиционных площадок. Надо также наращивать и объем частных инвестиций в наиболее перспективные наши городские экономики: авиастроение, приборостроение, it-сектор, производство мебели, туризм, легкую, пищевую промышленность, общественный транспорт. Создать высокопроизводительные рабочие места, сокращать неформальную занятость и объемы зарплат в конвертах. Также необходимо увеличить объемы средств, вволекаемых из бюджета разных уровней и внебюджетные источники. Здесь важны согласованные действия в рамках единой команды с правительством Ульяновской области, депутатским корпусом всех уровней.
В заключении еще одна тема, которую я не имею права обойти. Я говорю об СВО. Это испытание на прочность не только для тех, кто сегодня рискует жизнью и находится на передовой, но это и момент истины и для нас свами. Считаю своим долгом и святой обязанностью обеспечить поддержку семей бойцов. Мы сохраним и будем совершенствовать уже имеющиеся меры социальной поддерджки. Важно, чтобы каждый понимал, что он не один, и какой бы сложной проблема не оказалась, она будет решена. Ни одна семья не должна быть обделена нашим вниманием. Для этого для каждой семьи участника СВО сформируем социальный паспорт и будем вести работу совместно с общественными организациями, партиями, волонтерами, бизнесом, неравнодушными гражданами. Необходимо наладить взаимодействие с фондом поддержки участников СВО. Считаю, что уже в самое ближайшее время следует создать единый городской центр поддержки участников СВО и их семей.