«Не нужно ждать, что власть сделает людей счастливыми. У неё на это не хватит полномочий», – так определяет возможности бюрократической системы Валерий Костин – заместитель по информатизации в Министерстве труда и социального развития Ульяновской области. Про него можно сказать «свой среди чужих, чужой среди своих». Айтишник во власти, Валерий находится между двух огней: активным ульяновским ИТ-сообществом и статичной властной структурой. А его работа – ежедневный эксперимент в области того, что могут менять в бюрократической системе отдельно взятые энтузиасты.

– Валерий, расскажите, как в Ульяновске становятся чиновниками?

– Мой путь начался с проекта «Информационные технологии в Ульяновске» (http://it.ul-online.ru) в 2008 году.

Эльсон Алеев – директор департамента информационных технологий на тот момент – пригласил меня участвовать в выставке «E-communications» и использовать it.ul-online.ru как информационную площадку. Тогда я впервые познакомился с «чиновниками от айти». На моё «Потрясающе! В Правительстве Ульяновской области есть целый департамент информационных технологий! А чем вы занимаетесь-то?» получил стопку распечаток с планами и даже один отчёт за первый месяц 2008 года. Унёс домой – посмотреть.

Задачи, которые они прописывали в планах на год и квартал, показались мне интересными. Но больше всего заинтересовало, как силами нескольких человек департамента эти задачи предлагалось решать без значимого финансирования.

Познакомился с материалами поближе и понял, что сфера социально значимых проектов в сфере ИТ – это и трудно, и важно. То есть то, чем можно и нужно заниматься.

– Логичный вопрос: решение каких задач сейчас стоит перед Вами?

– В Министерстве идёт внедрение информационной системы по персонифицированному учёту жителей Ульяновской области, которые имеют право на меры социальной поддержки – «Электронный социальный регистр населения Ульяновской области» на базе платформы SiTex (назовём его ЭСРН). ЭСРН должен собрать в себе информацию из нескольких сотен разнородных баз данных.

ЭСРН также позволит не требовать от гражданина данные, которые уже есть в информационной системе. Кроме того, те документы, которые имеются в распоряжении органов власти, чиновники с 1 июля 2012 года должны будут запрашивать самостоятельно (либо в электронном виде, либо в форме обычных писем).

Для внедрения ЭСРН в 2011 году доустановлено серверное оборудование и софт во всех территориальных органах Министерства в области, проведена конвертация данных из старых информационных систем, обучены пользователи.

С конца 2011 года начала функционировать корпоративная защищённая сеть передачи данных органов социальной защиты населения. Она объединяет все управления Министерства в районах Ульяновской области, областные учреждения социальной защиты населения и Министерство.

Главная задача на 2012 год – интеграция ЭСРН с региональным сегментом системы межведомственного электронного взаимодействия.

– Вас прочили на роль министра ИТ. Как-то объясняете, почему назначения не произошло?

– Должность министра должен занимать человек с большим опытом управленческой работы в государственных структурах. Кроме того, необходимо иметь «за плечами» ряд успешно реализованных крупных ИТ-проектов. Помимо этого, на момент ухода Елены Балашовой за мной уже была закреплена достаточно большая зона ответственности по реализации ИТ-проектов в системе социальной защиты населения.

– Вы – бывший бизнесмен.  Не жалеете о сделанном выборе в пользу работы чиновника?

– У меня никогда не было желания посвятить себя бизнесу. Всегда привлекали социально значимые проекты. Каждый человек в этой жизни имеет право на свои ценности. Например, всегда есть вещи, которые не сделает никто, кроме тебя.

Мне кажется, те люди, которые их нашли и ими занимаются, получают достаточную мотивацию, чтобы продолжать. И тут на второй план могут уйти и масштаб, и материальное вознаграждение. Совершенно без разницы, вкручиваешь ли ты много лет подряд лампочку на лестничной площадке или занимаешься спасением популяции китов Тихого океана (смеётся).

– Сейчас, проведя четыре года в кресле госслужащего, Вы точно можете сказать, под силу ли одному человеку что-то сделать во власти или это всё же неподъёмный груз?

– В сфере информационных технологий во власти в Ульяновской области с 2008 года всегда был и работает целый коллектив. Если приходит новый человек со своими планами и задачами, он должен быть способен к командообразованию в тех условиях, которые уже заданы ситуацией. По-другому ничего сделать нельзя. Бюрократическая машина функционирует по своим законам, нравится тебе это или нет.

– А чего ульяновские айтишники могут ожидать от власти, а чего – нет?

– Мне непонятна ситуация с их ожиданиями. Не помню, чтобы хоть раз кому-то было отказано в поддержке инициативы. Тем не менее, нужно помнить, что у власти своя функция. Не нужно ожидать, что приедет кто-то и сделает всех счастливыми. А потом, всегда есть вакансии в Правительстве и в Министерствах. Хотите что-то изменить – приходите и работайте.

– Валерий, а что должна делать власть в отношении развития информационных технологий в Ульяновской области в первую очередь?

– По моему личному мнению, в первую очередь – это популяризация и всяческое подчёркивание статуса и роли информационных технологий во всех сферах общественной жизни. Высокие чиновники от Правительства должны быть постоянными участниками всех мероприятий, где происходит сколь-либо значимый шаг в направлении внедрения информационных технологий и развития информационного общества. С пресс-службой, телевидением и всеми имеющимися в распоряжении СМИ. Чем больше, тем лучше.

Прошу простить за «штампы», но значимость перехода госструктур  на использование современных технологий, неизбежность реформирования и модернизации на основе ИТ всех сфер общественной жизни, важность и результативность внедрения ИТ в бизнесе, популяризация информационных технологий среди населения – такие сюжеты не должны сходить с экранов региональных новостей, газет, сайтов.

Тем самым можно вовлекать новые и новые кадры в эту отрасль (школьников, студентов, пенсионеров), стимулировать освоение ИКТ населением (это будет стимулировать и спрос на высокотехнологичные товары и услуги). В конце концов, внушать чиновникам всех уровней неизбежность и неотвратимость перехода к новым технологиям.

– А сами ИТ-компании как-то стремятся к общению с властью?

– Кстати, отсутствие инициативы – серьёзная ульяновская проблема. Будучи в Правительстве, пришлось участвовать в разработке плана по стимулированию и поддержке ИТ-компаний. Сделали рассылку с просьбой дать предложения. Из 113 адресатов откликнулось двое. Одно из писем – от Калимуллина Камиля, который сейчас успешно реализует совместно с Правительством общественно значимые проекты (например, http://itc73.ru/, http://moi-golos.ru/, http://nastachku.ru/).

– Ваше Министерство работает с ульяновскими компаниями? Использует их разработки?

– По итогам конкурсов нашими разработчиками который раз становятся компании из Питера и Саранска. Но мы с удовольствием начали бы работать с ульяновцами, если они готовы осваивать специфическую систему электронного социального регистра населения на базе SiTex и побеждать конкурентов на этапе конкурсного отбора. Кто желает попробовать свои силы в создании электронных сервисов (http://smev.gosuslugi.ru) для ЭСРН – может всегда обратиться (моя почта есть на http://sobes73.ru/). Это сейчас самая актуальная для нас задача.

Текст – Анна Казакова

Фото – Юлия Липатова