Признайтесь, когда такое было, чтобы в театре в вас бросали большущих черных
пауков или угощали колорадскими жуками в кляре, или грозили пристрелить за то, что вы забыли отключить мобильный телефон?
В новом спектакле с элементами «черного» юмора «Те самые Аддамсы» в «NEBOLSHOM театре» таких неожиданностей более чем достаточно. Это элементы игры, в которой все наоборот. В нее и предлагают включиться юным и взрослым зрителям создатели постановки, а именно: режиссер и автор пьесы, написанной по мотивам знаменитых комиксов американца Чарльза Аддамса, Марина Корнева из Самары, художник, лауреат национальной премии «Золотая маска» Дмитрий Аксенов и молодые актеры.
Дети старше 12-ти (тем, кто младше, смотреть спектакль не рекомендуется) с восторгом принимают предложенные условия и уже в антракте кричат друг другу: «Класс!». А их родителям, чтобы проникнуться, достаточно припомнить страшилки из своего детства типа «черной-черной руки» или «красной комнаты». Это та ситуация, когда тебя пугают, но ты только делаешь вид, что тебе страшно. На самом деле, «леденящий душу» антураж с висящими клочьями паутины, виселицей, ружьями, топором, волчьим воем, «страшной» музыкой и странные, с шокирующими манерами и привычками чада и домочадцы семейства Аддамс – приманка для публики, которой предлагается поиронизировать над собой и окружающими, посопереживать кому-то из персонажей с их проблемами, так похожими на твои или кого-то из твоих друзей-знакомых.
Итак, в спектакле все сначала становится с ног на голову: страшное – это веселое, уродливое – прекрасное и так далее. Сумасшедший дом? Только на первый взгляд. Гротесковые члены дружной семейки Аддамс при всей своей жутковатости вполне нормальны. Гомез (артист Николай Авдеев), хоть и похож на Дракулу, -образцовый муж и отец, а его супруга Мортисия (артистка Татьяна Леонова) -только внешне женщин-вамп, на самом деле – добропорядочна, хозяйственна, нежна и заботлива в отношении близких. Нелепейший слуга Макс (артист Артемий Курчатов) – хром, с дефектами дикции, с заплаткой на лысине, ботинки повернуты задом- наперед – воплощенная преданность и услужливость. Есть сынок Пигслей (артист Николай Шишигин) – не ангел, конечно, – вполне обычный сорванец. Моложавая Бабушка (артистка Елена Дворянскова) – садистка по повадкам, но это не мешает ей проявить милосердие и спасти решившуюся на самоубийство девушку.
Эти и другие персонажи вполне самодостаточны и довольны жизнью. И история на сцене могла бы превратиться в набор трюков и забавных мизансцен, если бы не парочка неудачников. Благодаря им действо обратно возвращается с головы на ноги, потому что речь – об одиночестве, таком тривиальном и одновременно актуальном, будь ты человек или вурдалак. Брат Гомеза Фетид (артист Алексей Храбсков) закомплексован и неуверен в себе до такой степени, что надеется найти свою половину только благодаря брачному объявлению в газете. А личная трагедия юной Деменции (артистка Ольга Ангурьянова) в том, что никто и никогда не замечал ее, даже родители. Это до такой степени приводило в отчаяние молодую особу, что однажды она решила проверить, заметит ли ее на рельсах машинист поезда… И хотя попытки свести счеты с жизнью комичны и нелепы, сердца многих зрителей замирают: а вдруг?.. Но, как водится на сцене, тем более детского театра, все заканчивается веселой свадьбой. Фетид и Деменция нашли друг друга. И вся семейка Аддамсов в восторге кричит им: «Пресно!!!»
Обычную, в общем-то, историю создатели спектакля разыгрывают увлекательно, с большой фантазией и выдумкой. Чего стоит только персонаж-шалун по имени Гибрид (артист Григорий Андрианов), являющий собой соединение машины с флорой и фауной. Это нечто вроде домашнего животного издает звуки пулеметных очередей, хрюкает, ржет, каркает, питаясь DVD-дисками, проигрывает мелодии разных шлягеров, а еще иногда выбирается их своей «скорлупы» и превращается в сиреневую гусеницу. Или – Хэнди (артист Алексей Гущин) – черная рука в белой аристократической перчатке, периодически появляющаяся в прорезах занавесей и ведущая себя совершенно непредсказуемо. Благодаря Хэнди действие временами превращается в захватывающее шоу с пантомимой: он может взбеситься и пытаться задушить своих хозяев, может оказаться при смерти и ему делают «искусственное дыхание». Хенди умеет картинно держать сигару или рюмку коньяку, общаться при помощи азбуки Морзе и так далее.
Спектакль при всей его внешней «ужастиковости» говорит со зрителем о любви и сострадании, ненавязчиво учит терпимости к тому, кто так не похож на тебя.
Ирина Печеркина