Управляющие компании, получающие жалобы от жильцов на протечки кровли, выставляют условия: до тех пор, пока не примете на общем собрании повышенные тарифы на ремонт и содержание жилья и не «поработаете с должниками», ремонта крыш не ждите. Обитатели домов расценивают такие действия УК как откровенный шантаж. С ними соглашаются и юристы.
Если капитальный ремонт кровель в городе хоть как-то ведется (на эти цели из городского бюджета в 2011 году было выделено 150 миллионов рублей), то с устранением отдельных протечек – настоящая беда. И это несмотря на то, что эти работы оплачиваются самими жильцами по строке «Ремонт и содержание жилья».
В редакцию «СК» поступает масса обращений от жителей заливаемых квартир. Все они обращаются в газету, потому что, по их словам, уже не верят в возможность достучаться до своих управляющих компаний. Татьяна Владимировна, жительница дома №94 по проспекту Нариманова, с лета живет в своей квартире «под дождем». «Все мои жалобы в УК не дают никакого результата. Коммунальщики твердят, как заклинание: якобы принятый нами тариф на ремонт и содержание жилья очень маленький и его хватает только на расчистку крыши от снега. Но куда еще больше? Мы и так платим за квартиру каждый месяц по 2000-2500 рублей!» – возмущается женщина. Представители УК предлагают Татьяне Владимировне самой организовать в своем доме общее собрание, чтобы уговорить соседей утвердить повышенный тариф.
У семьи Григорьевых (улица Терешковой, 22) ситуация схожая. Однако, по их словам, ремонтировать крышу на этом доме коммунальщики отказываются, ссылаясь на большие долги жителей за коммунальные услуги. «Нам предлагают лично поработать с должниками в доме, тогда, глядишь, и крышу починят, – рассказывает Александр Васильевич. – Но разве это наша обязанность? Мы платим исправно, месяц в месяц, и за это должны делать ремонт в квартире дважды в год».
Константин Толкачев, юрист Центра защиты прав потребителей, считает такие действия управляющих компаний незаконными. «Если собственник исправно оплачивает жилищно-коммунальные услуги, то он вправе потребовать от исполнителя (УК) выполнения своих обязательств. Согласно Гражданскому кодексу РФ, жилищному законодательству, а также Закону «О защите прав потребителей», добросовестный потребитель не должен страдать от действий (или бездействий) других лиц. Тем более управляющие компании не вправе заставлять жильцов каким-то образом воздействовать на неплательщиков, ведь сбор платежей – это прямая обязанность УК. Если речь идет о старом доме (постройки до 1993 года), который ни разу капитально не ремонтировался, я бы посоветовал жильцам обратиться в суд. В исковом заявлении следует обязать прежнего собственника (муниципалитет) капитально отремонтировать кровлю. Другое дело, что такие решения исполняются очень медленно».
Дмитрий МИНАЕВ