21 октября состоялось юбилейное, сотое заседание гордумы Ульяновска. Первым вопросом заседания стало внесение изменений в устав города. По итогам прошедших 5 октября публичных слушаний был составлен так называемый «итоговый документ», который и рассмотрели депутаты. Итогом рассмотрения стало принятие новой схемы избрания руководства Ульяновска. В марте 2010 года всенародно избранный глава Ульяновска станет еще и председателем гордумы. А главу администрации, обязанности которого по «старому» уставу исполнял глава города, назначат депутаты. По итогам конкурса…

Рассмотрение итогового документа слушаний проходило долго и носило, в основном, технический характер. Председатель гордумы, поясняя какой-либо пункт, часто произносил фразу «поддержано населением» или «самое главное – поддержано населением», имея ввиду прошедшие 5 октября слушания. Слушания, в которых приняло участие около 700 человек, не вместившихся в зале филармонии. Чтобы получить запрограммированный результат, зал задолго до начала мероприятия был забит специально приведенными людьми. Тем же, кто пришел на слушания сознательно и вовремя, пришлось довольствоваться променажем по вестибюлю. В зал они или не попали вовсе, или попали, когда слушания уже заканчивались. Итоги слушания были предрешены…

Кто же хотел отменить всенародные выборы?

В салун зашел и быстро вышел человек.

Один из проезжающих спросил:

– Кто это?

– Это Неуловимый Джо!

– Ну, а что же вы его не ловите?

– А кому он на фиг нужен…

Вечером 21 октября пресс-служба распространила пресс-релиз с подзаголовком: «Всенародные выборы Главы города сохранены». Но до сих пор никто из гордумы так и не ответил на вопрос: а кто же хотел отнять у ульяновцев «всенародные» выборы? Кому так «мужественно» противостояли депутаты во главе со своим председателем? И не ответят. Остающийся в тени «дирижер» отлично справляется с депутатским «оркестром». Но упоминание о «поддержке населением» звучит все же фальшиво.

О том, что будут голосовать против изменений в устав, на заседании заявили только два депутата. Лидия Кутинова (член КПРФ) напомнила о публичных слушаниях: «Не всегда на публичных слушаниях было так много людей. Люди, которые хотели присутствовать на слушаниях, не смогли попасть в зал. А те, кто был туда доставлен заранее, держали наготове желтые карточки для голосования, чтобы проголосовать «за». Нужно было ожидать, что на такие слушания придет много людей. Но почему-то было арендовано маленькое помещение. Правящая партия, умеющая организовывать мероприятия в свою пользу, постаралась, чтобы голосования против изменений в устав не было. Сегодня я не могу проголосовать за эти изменения».

Геннадий Бударин (ЛДПР) сказал, что итог публичных слушаний и изменений в устав ему были известны заранее: «Очень обидно было смотреть на своих коллег, которые мне на ушко говорили, что они против изменений устава, но голосовали «за». Потому что кому-то из них кто-то что-то пообещал, если они проголосуют «правильно». Я видел, как были организованы слушания определенными людьми, которые все четко контролировали и считали, и голосовал против этих изменений».

Но несколько голосов не могли противостоять большинству. Устав изменили. Не без помощи «рядовых» ульяновцев. Чем обернется для ульяновцев юбилейное заседание, станет ясно уже в следующем году. Но это еще не все «сюрпризы».

Из итогов слушаний была убрана часть предложений, касающихся ликвидации городского комитета по регулированию цен и тарифов. По причине нарушения процедуры. Но от ликвидации комитета депутаты не отказались. Вопрос лишь времени: сначала гордума примет отдельное постановление по этому вопросу, а затем, поскольку изменения по комитету должны быть одобрены на публичных слушаниях, состоятся слушания и по ликвидации горкомцен. Думается, что пройдут они по сценарию 5 октября. Или нет?..

Зачем ликвидировать комитет?

Коротко. Об основных аргументах ликвидации комитета. Практически все доводы в пользу передачи функций тарифообразования от специального комитета в администрацию сводятся к усилению депутатского контроля тарифов. Мол, при наличии сегодняшнего комитета (в форме органа местного самоуправления) депутаты контролировать тарифы не могут.

Накануне заседания, 20 октября, депутат Александр Каплин высказал в эфире «Дорожного радио» свое отношение к передаче функций тарифообразования от комитета в городскую администрацию: «Когда предыдущий состав гордумы отказался от полномочий регулирования тарифов, это было ошибкой. Но депутаты таким образом ушли от ответственности перед избирателями. Комитет сегодня руководствуется только законами и расчетами. В случае передачи его функций в администрацию процесс тарифообразования примет политическую окраску. Если 21 октября изменения в устав пройдут (и они прошли – Г. А.), то включать комитет в состав администрации нет никакого смысла…»

В выступлении Игоря Мокевнина прозвучала и короткая история того, как депутаты в свое время «освободились» от ответственности за тарифы, и аргументы в пользу ликвидации комитета: «В прежней думе все тарифы утверждались депутатами, – сказал Мокевнин. – Потом создали комитет, который никому не подчиняется. Что мы сейчас имеем? Как отвечать людям, которые нас спрашивают: а почему тариф такой? В предлагаемой нами схеме (передача полномочий установления тарифов администрации города – Г. А.) огромная ответственность ложится на депутатов следующих созывов. Потому что исполнительная власть будет полностью подотчетна депутатам, чего раньше не было. И теперь (после ликвидации комитета – Г. А.) у депутатов появится прямое влияние и прямой контроль и ответственность. И население будет через депутатов влиять на тарифы».

Василий Гвоздев поддержал коллегу, сказав, что в «новой конструкции» глава администрации будет нести за изменение тарифов полную ответственность перед депутатами, главой города и населением…

Часто звучавшие слова «ответственность» и «контроль» заставили вспомнить, как глава города, он же – глава администрации Ульяновска в 2005 году повышал тарифы.

В пределах компетенции

В марте 2005-го Сергей Морозов подписал постановление, которым установил для Ульяновска предельный стандарт стоимости квадратного метра жилья на 2005 год. И Сергей Ермаков должен был повысить тарифы для Ульяновска. Мэр очень не хотел этого делать. И в мае Ермаков, ссылаясь на постановления правительства и губернатора, в письме Василию Гвоздеву просит председателя рассмотреть вопрос о приведении уровня платежей до требуемого уровня.

Но гордума запросила заключение в прокуратуре Ленинского района, потому что засомневалась в том, что регулирование тарифов на горячую воду и тепло (а только на две эти услуги повышались тарифы) относится к ее компетенции. Сделали свои оценки полномочий думы и ее правовая служба, и счетно-контрольная палата. Вывод, который направил председатель гордумы главе города короткий: «Полномочия по установлению предлагаемых вами тарифов не отнесены к компетенции гордумы». И предложили депутаты мэру повысить тарифы самому…

В «пределах компетенции» Сергея Ермакова ульяновцы получили повышение тарифа на горячую воду на 27%, на тепло – почти на 30%. А «ответственные» депутаты остались в стороне.

В «новой конструкции» тарифы будет устанавливать администрация, а не депутаты. И возникает большое сомнение, что сегодняшние лозунги «контроля» и «ответственности» не лопнут, как мыльные пузыри. Основание для сомнения? Да хотя бы пример 2005-го года. И председатель гордумы, и депутаты тогда были те же, что и сегодня…

Геннадий Антонцев