Галина Викторовна Смолянкина – депутат со стажем. Три раза подряд ульяновцы избирали ее депутатом гордумы. Сегодня она занимает пост заместителя председателя комитета по местному самоуправлению, правам человека и обращениям граждан и является кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области по Заволжскому одномандатному избирательному округ №9. Хотя выборы у Смолянкиной – не первые, легкими она их не считает. Больше того, говорит, что такого прессинга и препятствий раньше не было…

– Галина Викторовна, в последнее время много говорят о 131-м законе, законе о местном самоуправлении. Этот закон действительно дал местной власти дополнительную возможность САМОуправления?

– 131-й закон в некоторых случаях, по сути, ограничил в правах это самое самоуправление. Например, районный отдел образования у нас фактически уничтожен. В результате реорганизации руководители, бухгалтеры и работники наших 30-и школ, 30-и детских дошкольных учреждений вынуждены постоянно ездить на правый берег, когда каждая поездка – настоящее испытание для заволжцев. В Железнодорожный район переведен и архивный отдел, что создает дополнительные трудности для учителей Заволжского района. В нашем районе ликвидирован и научно-методический центр, который считался одним из лучших инновационных центров в РФ.

Недавно вышла статья Солженицына о местном самоуправлении. Очень своевременная публикация! В ней Александр Исаевич пишет: «Голос народа – где он? И как ему проявиться? То есть, как различить голоса простолюдинов, не украшенных наклейками «политологов», «аналитиков», «референтов»? Да позволим же, наконец, и в России существовать местному самоуправлению, где безстеснительно, каждый раз по жизненным, всем понятным поводам раскрывались бы уста. Если мы не научимся брать в свои руки и деятельно обеспечивать близкие, жизненные наши нужды, не видать нам благоденствия ни при каких золотовалютных запасах. За годы же после моего возврата в Россию я был свидетелем подавления новоявленных очагов местного самоуправления – то губернаторами, то губернскими советниками, всегда – отказами в финансовой помощи, а ни от одной Государственной Думы не возник в поддержку местных самоуправлений ни один четкий, дельный, благоприятный закон».

Ведь каким должно быть САМОуправление? Все идеи, инициативы, предложения должны исходить снизу и лишь потом собираться на городском или областном уровнях, превращаться в бюджеты. Сегодня, даже с принятием специального закона, ситуация с самоуправлением не выправилась. По-прежнему остается возможность «задушить» финансами, «отнять» полномочия.

– Солженицын пишет о необходимости услышать «глас народа», комментаторы 131-го закона говорили, что его основная цель – приблизить власть к народу. Удалось «приблизить»?

– Действительно, с одной стороны, 131-й ДОЛЖЕН приблизить власть к народу. С другой стороны, например, в этом году, в соответствии с этим законом, у города «забрали» социальную защиту. И по началу у ветеранов и инвалидов возникли сомнения, смогут ли они и далее пользоваться субсидиями на оплату жилищно-коммунальных услуг. Не придется ли за оформлением документов и получением субсидий ездить в Департамент социальной защиты. К тому же ликвидирован городской комитет по субсидиям. К счастью, ситуацию удалось стабилизировать.

А сколько было шума, когда прокуратура оспаривала решение гордумы о 15-и категориях льготников, которым мы давали право на получение субсидий! Ведь для 15-и категорий горожан были снижены пороги права на получение субсидий с 22% от совокупного дохода до 10-15%. Да, мы нашли хотя бы такой выход для поддержки людей и сохранили комитет по социальным компенсационным выплатам.

– Приведите, пожалуйста, несколько примеров того, КАК житель Нового города может УПРАВЛЯТЬ с помощью 131-го закона?

– Есть такие примеры! Мы приняли программу «Городские дороги», и впервые 2 года подряд выделяются деньги на ремонт внутриквартальных дорог. В нашем округе программа реализовалась так: мы, депутаты, вместе с жителями решали, какие дороги нужно отремонтировать в первую очередь. Вымеряли вплоть до метра длину и ширину участков. Учитывали даже тот факт, что в доме проживает, например, инвалид, который пользуется инвалидной коляской. Разве это не пример участия людей в принятии решений? А уличное освещение? Депутаты не только собирали от жителей информацию о темных дворах, но и контролировали замену ламп!

Или детские площадки, которые устанавливались по программе «Симбирский дворик». Перед тем, как принять решение обустройства площадки для детей, мы проводили сходы.

Третий пример с так называемыми резервными фондами депутатов. Я никогда не ждала, когда ко мне придет, например, директор школы. Сама шла в школы, в детсады, где мы собирались с директорами и решали – на что нужно потратить деньги в первую очередь? Так, в одном детском саду появились противопожарные двери (установить их потребовали пожарные), в другой школе заменили раковины для мойки посуды и установили водонагреватель. Закупили для кружков школ комплекты шашек и шахмат, теперь приобретаем теннисные столы.

– Сегодня Вы идете в Законодательное Собрание. Почему? У Вас не хватает полномочий на городском уровне?

– Когда начинаешь анализировать полномочия городской и областной власти, то понимаешь, что больше возможностей отстоять интересы района – на областном уровне. Например, есть закон об Ульяновске как областном центре. По этому закону Ульяновск должен получать дополнительное финансирование. Но почему-то этот закон не исполняется. У меня вопрос депутатам Законодательного Собрания, которые баллотировались от городских округов: «Почему вы перестали чувствовать себя горожанами?»

Необходимо изменить эту ситуацию. Депутат любого уровня, хоть Госдумы, должен заниматься, в первую очередь, решением проблем людей, которые за него голосовали.

Дальше… Законодательное Собрание области обладает правом обсуждения проектов федеральных законов. Ведь до утверждения на Госдуме проекты рассылаются по органам законодательной власти областей России для того, чтобы областные депутаты внесли свои предложения в эти проекты. Но почему-то ульяновского «голоса» не было слышно во время принятия законов о монетизации, по лекарственному обеспечению, Жилищного Кодекса. Считаю, что областным депутатам нужно быть смелее и последовательнее в защите прав людей. Нужно использовать все возможности для того, чтобы российские законы не ухудшали положение простого человека, а наоборот – улучшали…

К сожалению, сегодня на содержание законов больше всего влияет именно исполнительная, но не законодательная власть. Опять же, отсутствует анализ работы нового закона. Нужно, чтобы, например, через полгода-год проверялось: как исполняется закон, как он повлиял на положение населения, какие прорехи появились в законе.

– Галина Викторовна, сейчас Вы много встречаетесь с людьми. Что больше всего волнует избирателей?

– На первом месте – проблемы жилищно-коммунального хозяйства, лекарственного обеспечения. И еще в ряду серьезных проблем люди называют хамство, грубость чиновников и работников ЖКХ…

– Могут ли депутаты повлиять на размер тарифов? Ведь известно, что, например, горячая вода в Ульяновске – самая дорогая в Приволжском федеральном округе?

– Дело в том, что тарифы на тепло, которые сильно влияют на цену горячей воды, устанавливаются не городской властью, а областным комитетом цен и тарифов. Именно эти тарифы «превращаются» в высокую стоимость горячей воды. Но областной комитет цен – это подразделение правительства области. Правда, депутаты Законодательного Собрания обладают определенными полномочиями контроля за деятельностью исполнительной власти. Но, к сожалению, депутаты ограничиваются лишь «заслушиванием» на своих заседаниях докладов министров областного правительства о том, как, например, идет реформирование ЖКХ. Вот один случай, это было в прошлом году, когда областные депутаты выступили против непомерно увеличенных тарифов на электроэнергию для предпринимателей. И тогда, кстати, областной комитет цен и тарифов пересмотрел свое решение…

– В последнее время жители Нового города часто жалуются на управляющие компании, которые проводят общие собрания жильцов с нарушениями и утверждают на них тарифы на содержание и ремонт жилья. Что вы думаете по этому поводу?

– Это, кстати, последствия той ситуации, о которой мы говорили выше. Ведь все упирается в Жилищный Кодекс, по которому мы вдруг стали собственниками жилья. А повлиять на содержание Жилищного Кодекса депутаты Законодательного Собрания все-таки имели право, но не воспользовались им.

В итоге люди оказались просто неготовыми к реформе. Нельзя было проводить реформирование ЖКХ в таком стремительном темпе. Нельзя было передавать жителям в управление дома, которые много лет не ремонтировали, хотя деньги на ремонт с людей собирались. Что делать – это уже произошло. Но на управляющие компании есть управа.

Ведь третья часть квартир в Ульяновске еще не приватизирована. И от имени проживающих в этих квартирах людей за тариф на ремонт и обслуживание жилья голосует комитет ЖКХ города. То есть, городская исполнительная власть может влиять на поведение управляющих компаний. Муниципалитет – такой же собственник. Уверена, муниципалитету нужно более принципиально подходить к оценке деятельности управляющих компаний. Тогда они станут более дисциплинированными.

– Одни управляющие компании включают уборку подъездов в стоимость тарифа на ремонт и обслуживание жилья, другие – нет. Что собственникам квартир делать в этом случае?

– Об этом меня часто спрашивают на встречах. Считаю, что по всем законам и постановлениям Правительства России уборка подъезда должна включаться в этот тариф. И управляющие компании, которые пытаются взять с людей за уборку дополнительную плату, поступают неправильно. Жителям нельзя молча это проглатывать. Да, это трудно, но нужно восставать: писать заявления в управляющие компании, областную жилищную инспекцию, самим организовывать и проводить собрания. Одним словом, требовать, чтобы исполнялся закон. Люди, к сожалению, привыкли, что решения за них всегда принимал кто-то, но не они сами.

Но сегодня изменились и полномочия даже самой местной власти. Очень похожая ситуация: полномочия и власти, и людям дали, но реальных финансовых рычагов нет.

– Галина Викторовна, насколько чисто проходит предвыборная кампания?

– Жаль, но, похоже, что даже недавние выборы в Госдуму ничему кандидатов не научили. С самого начала кампании я столкнулась с неприятностями. Полтора десятка людей, не стану говорить из какой молодежной организации, на моих встречах сначала слушают то, что я говорю, и записывают на сотовые телефоны. Потом оттесняют людей и начинают «заваливать» меня своими вопросами. Сначала мы даже растерялись. Но позже мои помощники «раскусили» провокаторов и стали их фотографировать. Помогло! Но дополнительные трудности они нам все-таки создали. Раньше мы расклеивали объявления о встречах с избирателями на стенах домов, но по объявлениям, как по следам, шли конкуренты. Вчера, например, сотрудниками РУВД был задержан молодой человек из упомянутой выше организации, который срывал агитационные материалы. Сейчас мои агитаторы просто ходят по подъездам и приглашают людей на встречи со мною.

Не говоря о набившем оскомину административном ресурсе, который используется некоторыми моими соперниками. Кстати, избиратели мне звонят и пишут (но не представляются при этом, потому что боятся), и сообщают о странных родительских собраниях, на которых выступают кандидаты в депутаты. Но больше всего мне хотелось бы избежать волны компромата. Есть опасения, что компромат появится как раз перед голосованием. Так что я призываю всех кандидатов не опускаться до «грязи». А моих избирателей прошу не верить всякой чепухе. Лучше приходите на встречи со мною!

Оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области четвертого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу №9 Смолянкиной Г.В.