Автомобильная промышленность считается одним из локомотивов экономики страны, поскольку, как считают специалисты, одно рабочее место в автопроме обеспечивает работой от 10 до 12 человек в смежных отраслях. А признаком «здоровья» автомобилестроения всегда были продажи новых автомобилей: чем выше потребительский спрос, тем лучше чувствует себя население страны в экономическом плане.

Исследование РИА «Рейтинг», обнародованное в середине октября, показывает, что среднестатистическому работнику на покупку нового автомобиля нужно копить почти восемь лет, точнее 7,6 года. А чтобы купить машину с пробегом — 4,5 года. Данные для разных регионов значительно разнятся: от 3,7 года в Чукотском АО до 11,3 года в Ингушетии и Кабардино-Балкарии для нового автомобиля и от 2,2 до 7 лет соответственно для подержанного.

Регионы ПФО в рейтинге занимают места от 30-го (Пермский край — 8,1 и 4,8 года) до 74-го (Республика Марий Эл — 9,8 и 6,0 года). При этом, по данным агентства «Автостат», в первой десятке регионов по покупкам новых автомобилей за девять месяцев текущего года расположились Татарстан, Самарская область и Башкортостан (5 — 7-е места соответственно). А на подходе к топ-10 — 11-е и 12-е места — Нижегородская область и Пермский край. Во всех этих регионах падение спроса относительно аналогичного периода 2021 года превысило 50 процентов, как, впрочем, и по всей стране.

Разницу позиций в этих рейтингах легко объясняет методика их составления. Если «Автостат» оперирует данными реальных продаж, то РИА «Рейтинг» высчитывает «количество лет, необходимых для накопления работником с медианной зарплатой суммы, равной стоимости нового автомобиля», предполагая, что на покупку ежемесячно откладывается половина зарплаты, накопления не тратятся и размещаются на банковском вкладе по ставке на уровне 7,5 процента годовых, а доход капитализируется каждый месяц.

При этом специалисты РИА «Рейтинг» исходят из того, что средняя стоимость поддержанного автомобиля составляет 1,2 млн рублей, а нового — 2,3 млн.

В последнее время цены на большинство автомобилей резко выросли, а многие модели по понятным причинам вообще невозможно купить. При этом зарплаты растут намного медленнее, чем цены на машины. Кроме того, многие покупатели откладывают приобретение автомобиля до более стабильных времен.Тем не менее в среднесрочной перспективе ситуация стабилизируется, поэтому можно ожидать некоторого увеличения объемов продажи новых автомобилей.

Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «Автостат»:

— В январе-марте 2022 года произошел рекордный рост цен на автомобили с пробегом. Этому способствовали скачки валютных курсов, снижение импорта, нарушение поставок новых автомобилей, В апреле-июне наметилось некоторое снижение цен из-за низкого спроса. Но вряд ли оно будет больше 10—15 процентов. Дефицит новых машин сохраняется, спрос на автомобили с пробегом будет расти и поддерживать высокий уровень цен.