Мировой финансовый кризис взял на прицел жизненно важные объекты: металлургию, машиностроение, автомобильную промышленность, строительную индустрию, сельское хозяйства. На территории Ульяновской области признаков его смертоносной атаки пока не наблюдается, однако за судьбу многострадальной мостовой переправы через Волгу, а также гиганта Авиастара появилась тревога. Слишком долгое время надежда на их функциональную способность оставалась призрачной. И вот, когда наш мост и наш завод по производству воздушных судов обрели второе дыхание, случился мировой кризис. Проблемы маленького Ульяновска для большой страны всегда были второстепенными. А как на этот раз?
С этим вопросом я обратился к заместителю председателя Правительства Ульяновской области Александру Пинкову.
– 3 ноября состоялась встреча с руководством дорожного агентства Российской Федерации, – ответил заместитель председателя. – Обсуждались вопросы распределения субсидий Ульяновской области по федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России на период 2002-2010 годы». На 2009 год Ульяновской области по строке «государственные стройки» выделяются субсидии в объёме 4. млрд. 23 млн. рублей. Этого будет достаточно для того, чтобы в ноябре 2009 года мы завершили строительство первой очереди мостового перехода через Волгу. Будет открыто движение по верхнему ярусу как для транзитного транспорта, так и для городского пассажирского и индивидуального транспорта.
К 2009 году мы должны завершить строительство новой автомобильной дороги на трассе Ульяновск-Казань, протяжённостью 3,7 километра. Это дорога первой категории, которая будет проходить от правого берега мостового перехода до нового поста ГАИ. Здесь сооружается современная развязка, которая позволит направить транспортные потоки в Ульяновск и на три федеральные трассы: Ульяновск-Чебоксары, Ульяновск-Саранск, Ульяновск-Сызрань.
Кроме того, в проекте федерального бюджета на 2010 год в объёме 400 млн. рублей заложены финансовые ресурсы на строительство второго пускового комплекса первой очереди мостового перехода. Это строительство развязок, подъездных путей чтобы вписать мостовой переход в улично-дорожную сеть Ульяновска. С этих объектов начинается осуществление второй федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации на 2010 — 2015 годы». Сейчас готовится проектно-сметная документация на второй пусковой комплекс. Строительство второго пускового комплекса планируется завершить в 2011 году.
Таким образом, финансовый кризис в наш мост не попал. Поступление средств на его строительстве будет в полном объёме.
Но, как всегда, неожиданно возникла другая проблема: сегодня, по словам Александра Пинкова, никто не знает как использовать первый ярус нового мостового перехода. Потрачены огромные средства, но ни в Ульяновске, ни в министерстве транспорта Российской Федерации, ни в других ведомствах не определились с техническим решением задачи транспортного движения по первому ярусу.
Оптимистическая перспектива у «Авиастара». Её нарисовал нашему заместителю председателя правительства президент акционерного общества Объединённой авиастроительной корпорации Алексей Фёдоров во время московской встречи. Была обсуждена и утверждена комплексная программа по привлечению, подготовке закреплению персонала на предприятиях авиастроительного комплекса Ульяновской области на 2008-2011 годы. Таким образом, поручение председателя правительства Российской Федерации Владимира Путина, которое он дал нашему региональному правительству и руководству ОАК 9 сентября во время пребывания в Ульяновске выполнено.
Это позволяет авиастроителям обрести уверенность в завтрашнем дне. Принято решение на период до 30 марта 2009 года разработать и утвердить комплексную программу проектирования, изготовления, испытания и сертификации самолётов семейства ТУ-204 СМ. По своим конструктивным, технологическим, эксплуатационным, экономическим параметрам данная модификация самолёта будет превосходить подобные типы самолётов производства «Боинг» и «Эрбас». Стоимость программы 1,4 млрд. рублей. Со стороны правительства Ульяновской области с целью сопровождения данного проекта предусматривается предоставление налоговых льгот на землю и на имущество на 2009-2011 годы для «Авиастара». Эти финансовые ресурсы — свыше 280 млн. рублей — будут использованы только на реализацию данного проекта.
Остальные средства будут представлены по линии федеральной целевой программы развития гражданской авиации Российской Федерации— порядка 800 млн. рублей а также банковские кредиты.
Программа предусматривает производство 145 самолётов семейства ТУ-204 разных модификаций. В 2009 году планируется выйти на выпуск одного самолёта в месяц, а планом на 2010 год предусмотрен выпуск 20 самолётов.
Таким образом, безработица ульяновским авиастроителям не грозит. Кризис и тут промахнулся.
Владимир ФИЛИМОНОВ