Летней резины у ульяновских продавцов достаточно — в этом мы убедились, обзвонив ключевые магазины, которые реализуют шины для автомобилей. Ассортимент немного изменился: премиальный продукт есть теперь не для всех автомобилей, но размерные ниши заполняют китайские производители. По словам продавцов, пока ульяновцы относятся к продукции из КНР настороженно — особенно это касается брендов, которые только-только вышли на российский рынок. Но ожидать «китайской революции» или дефицита товара на российском рынке шин пока не стоит. В помощь продавцам — выкупленные заводы иностранных марок и параллельный импорт.
Шумновато, но нормально
В магазине kolobox.ru отметили, что есть дефицит шин европейского производства (в частности, больших размеров — R 21 и 22). Резина от известных брендов — Bridgestone, Continental и прочих — представлена сейчас урезанной линейкой. Так, например, судя по информации на сайте, в наличии в Ульяновске сейчас есть летние Bridgestone довольно неходовых размеров (для кроссоверов и внедорожников — 215/60 R17 и 225/60 R18) по цене чуть больше семи и девяти тысяч рублей за штуку. Более бюджетные и ходовые Bridgestone (от четырех с небольшим тысяч) есть под заказ «от двух дней».
Летних Continental (самые дешевые — 5 600 рублей) в наличии нет вообще; то же касается британского бренда Dunlop, американского Goodyear, французского Michelin — их можно приобрести только под заказ.
Зато широко представлена со скидкой отечественная резина Cordiant (от 3 200 рублей за единицу).
— У нас есть китайские бренды: далеко не все автолюбители понимают, что Китай Китаю рознь: есть дешевая резина, а есть очень недешевая. Летние шины китайского производства хорошие. Цены пока держатся на одном уровне, никаких предпосылок для того, чтобы их повышать, мы пока не видим, — отметили в магазине.
В другой популярной сети, реализующей шины — «Колеса Даром» — также подтвердили, что китайские модели пока не пользуются у ульяновцев большой популярностью.
— Есть бренды, которые на российском рынке уже известны — например, Triangle, а есть менее известные — в частности, Evergreen. В целом китайская резина по отзывам шумноватая, но сцепление у нее хорошее. Шины производства КНР считаются бюджетным сегментом; здесь как раз действует соотношение «цена-качество», — отметили продавцы.
В «Колеса Даром» пока есть запас некоторых размеров Bridgestone (в наличии — от 5 830 рублей за штуку), Continental (от 6 430 рублей), Goodyear (от 10 тысяч). Больший выбор — под заказ с доставкой в начале следующей недели.
Купить китайские Triangle можно от 5,5 тысячи рублей за единицу, Evergreen есть в наличии по цене от 3 800 рублей.
Многие автолюбители теперь все чаще ищут бывшие в употреблении шины на Авито. Цены здесь разные — в зависимости от состояния резины и аппетитов продавца. Можно присмотреть комплект Continental PremiumContact 6 225/50 R18 за 19 000 рублей с торгом, четыре Bridgestone Turanza ER300 205/55 R16 за 17 200 рублей, или Michelin Latitude Cross 205/70 R15 в «неплохом» состоянии за 8 000 рублей.
Параллель в помощь
В России в последние годы в среднем продавалось около 30-40 миллионов шин в год. По данным аналитиков Tebiz Group, в 2022 году в структуре российского рынка внутреннее производство превышало объем импортных поставок в 1,2 раза. Главными игроками среди российских производителей были отечественный Cordiant, а также западные Michelin и Nokian Tyres.
Michelin буквально на днях нашел покупателя на свой завод в подмосковном Давыдово — по данным «Ъ», это дистрибутор шин в России, ООО «Пауэр Интернэшнл-шины», сделка уже близка к завершению. Nokian Tyres в октябре прошлого года сообщила о продаже фабрики во Всеволжске компании «Татнефть» — уже зарегистрирован российский товарный знак. Таким образом, все три производства будут по-прежнему выпускать шины, только уже отечественные.
Лидером по импортным поставкам в 2022 году был Китай (на его долю приходилось более 58%). Наибольшую долю в импорте занимал сегмент low-priced (низкий ценовой сегмент) с долей 66,6%. Основные поставщики такой резины — Китай, Беларусь, Южная Корея. High-priced (высокий ценовой сегмент) был представлен долей в 21,2% из Китая, Польши и Японии. По мнению экспертов, доля китайцев будет расти, причем в обоих сегментах. Правда, с качеством зимней резины из КНР дела пока обстоят хуже, чем с летней.
Ульяновский завод Bridgestone, который остановился в марте прошлого года, пока так и не нашел локального покупателя. А вот шинное производство Continental в Калуге по-прежнему работает в штатном режиме. Таким образом, ожидать дефицита или кардинальной революции на шинном рынке России пока не стоит. Тем более, предвидя ситуацию, большинство дилеров постарались закупить товар с запасом. В помощь им — параллельный импорт, который, правда, скорее всего, спровоцирует в итоге увеличение цен на продукцию известных брендов на 15-20%.
Впрочем, цены уже подскочили: по данным Росстата, к началу 2023 года стоимость шин для легковых автомобилей выросла в среднем на 23,5%, а ряд моделей подорожал на 60%. Дальше, скорее всего, будет немного, но дороже, что еще больше оживит вторичный рынок и сделает еще более популярными покупки в несезон.