Сегодняшний гость “Вестника” – талантливый молодой музыкант и вокалист, обладатель редкого музыкального инструмента Айрат Шарафетдинов.
АЙРАТ учится в музыкальном училище УлГУ одновременно на двух специальностях – “Инструментальное исполнительство” и “Вокальное искусство”. Заканчивает третий курс. Помимо учебы успешно участвует в конкурсах, и вполне плодотворно. Последние творческие достижения Айрата – победа в вокальном конкурсе “Студенческая весна-2007”, музыкальном фестивале “Татьянин день”, Всероссийском конкурсе “Суперстар”.
– Как родилась твоя любовь к музыке?
– Великий Шостакович говорил: “Чтобы полюбить музыку, надо ее слушать”. Я из музыкальной семьи, где все поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. Старший брат Руслан – профессиональный танцовщик, выступает в дуэте “Камертон” при ДК УАЗ. Отец Рамиль – виртуоз губной гармошки, мама Фарида прекрасно исполняет народные песни. Каждое семейное торжество – смотр достижений. Как тут остаться в стороне?
-Однако детские увлечения не всегда находят отражение в профессии…
– Здесь важны поддержка и разумный совет взрослого. В моем случае это сыграло решающую роль. Учитель музыки в школе заметил мои способности, предложил родителям отвести меня в музыкальную школу, что они и сделали. Там уже педагоги заложили основу, которая позволила идти дальше в выбранном направлении. Сейчас учусь в музыкальном училище, затем планирую поступить в УлГУ, а там посмотрим…
– Ты работаешь с довольно редким инструментом, гобоем. Почему ты его выбрал?
– В музыкальной школе играл на баяне и собирался в училище продолжать класс. Но как-то по телевизору увидел передачу, посвященную истории гобоя. Еще больше заворожили его необычные звуки: певучие с небольшим резковатым тембром. Захотелось познакомиться с необычным инструментом. От своего школьного преподавателя узнал, что в музыкальном училище обучают игре на гобое, решил поступать на соответствующую специализацию.
– Гобой – это…
– С первого взгляда – простой по конструкции деревянный инструмент с трубкой конической формы, системой клапанов и язычком, но сложный в обращении, как и история его развития. Гобой прошел наравне с людьми практически все эпохи. Предки гобоя существовали в Древнем Египте – мизмар, в Древней Греции – авлос. Близки по происхождению к гобою зурна из Закавказья, Средней Азии, Турции, Македонии, армянский дудук и еще десяток инструментов из других регионов. Особо почитали гобой в Европе XII века. Гобой эпохи Ренессанса назывался шалмеем (изготавливался из цельного куска дерева и имел достаточно большую длину).С середины XVII века крупнейшие французские музыкальные мастера и музыканты при королевском дворе Оттетер и Филидор взялись за совершенствование инструмента. Они разделили его на три части для удобства хранения и переноса, улучшили интонирование. Видоизмененный гобой сейчас называют “барочным гобоем”. Потом вошел в историю классический с увеличенным количеством клапанов. А вот во второй четверти XIX века инструмент пережил настоящую революцию. Изменился механизм конструкции, что улучшило интонирование, тембр, расширило диапазон возможностей инструмента. Данная модель получила название “консерваторской” и сразу же стала популярной у гобоистов всего мира.
– Репертуар для гобоя особенный?
– Да. Традиционно основу репертуара составляют произведения эпохи барокко (Бах и его современники), классицизма (Моцарт). Реже в программу включают сочинения композиторов-романтиков (Шуман) и современных композиторов. Всему этому нас учат в музыкальном училище.
– Кроме инструментального исполнительства ты постигаешь вокальное искусство. Успеваешь осваивать две специальности?
– Вполне. Сессии сдаю на “хорошо” и “отлично”. Естественно, приходится в чем-то себе отказывать ради учебы, например в развлечениях, но я не сожалею. Учиться нравится – есть желание и способности, программа интересная, которую, в свою очередь, преподносят яркие и профессиональные преподаватели.