Большинство из нас глубоко знакомится с Пушкиным и его творчеством на уроках литературы. Именно там формируется первое впечатление о великом поэте и его произведениях. В день его рождения — а по совместительству и в День русского языка — портал «Ульяновск сегодня» решил узнать, как сегодня учителя рассказывают о Пушкине на занятиях в школе? Что остаётся живым и близким в его текстах, а что требует переосмысления?
Анастасия Крупенькина (учитель русского языка и литературы лицея №38)
– Когда вы сами впервые столкнулись с творчеством писателя?
— Впервые встретилась с Александром Сергеевичем, как и многие, в школе, на уроках чтения. Впечатление точно уже и не вспомню, кажется, что мне, скорее, нравилось звучание строк: плавное, мелодичное, напевное. Было интересно, чем же закончатся сказки, было переживание за положительных героев и радость от хорошего финала. Сравнивая с восприятием дочки, могу сказать, что оно примерно одинаковое. Из чего напрашивается вывод о том, что влияние Пушкина на детей не зависит от времени.
– Какие произведения Пушкина вы считаете обязательными к прочтению в школе? Возможно, есть произведения не из школьной программы, которые вы рекомендуете ученикам для полного погружения в творчество поэта?
— Оставила бы те произведения, что заложены в программе, поскольку она предполагает не только хрестоматийного «Евгения Онегина», но и произведения для внеклассного чтения. Плюс их подборка зависит от профиля класса: гуманитариям можно список расширить или же изучение произведений углубить. Иду от программы и профиля класса, личного топа нет. Но даже уже привычные произведения требуют в каждом классе своего ключа к сердцу детей, каждый раз приходится думать, с чего начинать, как подступиться к тексту, от чего оттолкнуться в разговоре о нем.
– Есть ли у вас приемы, которые помогают оживить классику? Игры, проекты, инсценировки, технологии?
— Формат работы зависит от возраста учащихся. В любом классе, на мой взгляд, должно звучать слово поэта, следовательно, пусть фрагментарно, но произведение зачитывается на уроке, чтение наизусть, пересказ от лица героя. С детками помладше хорошо идут инсценировки, а чем старше ребята, тем, конечно, и материал становится серьезнее, и анализ глубже.
Про «оживить» классику… Любое произведение, на мой взгляд, нужно дать возможность ребенку «примерить» на себя, поставить себя на место персонажа, придумать возможный финал незаконченной повести или ее продолжение.
Мне проще строить и проводить уроки, в основе которых есть спорная ситуация, конфликт, столкновение разных точек зрения. Очень нравятся уроки по поэме «Цыганы», например. По «Песне о Вещем Олеге» — детям интересно сопоставлять пушкинскую поэму и летопись, ощущать себя исследователями.
– Как дети сегодня воспринимают Пушкина? Что им близко, а что — нет?
— Современные дети не считают Пушкина устаревшим «нафталиновым» писателем. Поначалу, особенно с подростками, на первом уроке про писателя можно ощутить некий скепсис — дескать, ну, опять Пушкин, чего еще мы о нем не знаем? Ан нет! С каждым прочитанным произведением писатель не только раскрывает свои новые грани, человеческие черты характера, так он и научить, оказывается, чему-то может, и звучит очень современно.
Близки в пушкинских произведениях современным детям проблемы чести и достоинства, личного выбора, любви, верности, предательства, дружбы. Не всегда, правда, могут быть понятны принципы общения между людьми разных полов. Например, дети не всегда понимают без исторического контекста, что раньше девушке неприлично было первой писать признание в любви. Хотя и сегодня это вопрос спорный, но он не настолько связан с нормами приличия.
– Менялось ли ваше восприятие поэта?
— Собственное восприятие, безусловно, менялось. Человек, взрослея, начинает видеть глубже и замечать то, что не замечалось в силу отсутствия и жизненного, и читательского опыта. Жизненный опыт дает понимание людей, а следовательно, и персонажей Александра Сергеевича, читательский — позволяет всё больше восхищаться мастерством слога писателя.
– Зачем сегодня Пушкин школе и детям?
— Пушкин является непревзойденным мастером слова, неким эталоном. На основе его творений можно показывать детям богатство нашего языка. На примере его сюжетов — говорить о вечных истинах и неустаревающих ценностях.
Светлана Солодовникова (учитель русского языка и литературы лицея №11)
– Что лично для вас значит Пушкин?
— Первый раз я встретилась с Пушкиным еще тогда, когда сама даже не была читателем — мне его сказки читали родители. Помню, как в три года я уже «лопотала»: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» — и даже не понимала, что это из какой-то сказки.
А если говорить как о читателе, то в детстве я относилась к Пушкину как к чему-то очень сокровенному. У нас был замечательный учитель литературы — она сама любила Пушкина, и с таким вдохновением нам его преподавала, что мне казалось: мы соприкасаемся с чем-то непостижимым.
Сейчас, когда я сама даю Пушкина детям, понимаю: если сразу преподносить его на каком-то возвышенном уровне, как недосягаемую высоту, говорить только о нем как о гении — дети не воспринимают это. Им кажется, что так не бывает.
Поэтому сначала я рассказываю просто о нем как о человеке. Если это Пушкин-ребенок, то он озорник. Я рассказываю о дружбе, как они с друзьями перестукивались через стену, как он хулиганил. И при этом обязательно добавляю: даже его одноклассники, когда он начинал что-то сочинять прямо на уроках, — даже они чувствовали, что рядом с ними не просто мальчишка-хулиган, а кто-то особенный, гений. В нем было что-то, что отличало его от других. Я стараюсь очеловечить Пушкина, не обожествлять его, не делать из него идола.
– Как вы решаете, какие произведения брать для работы? Есть ли личный топ?
— У Пушкина есть цикл из пяти повестей, объединенных под названием «Повести Белкина». И, к сожалению, в последнее время они как-то остаются в стороне. Мы их проходим, но именно проходим, а не вникаем. Есть и цикл «Маленькие трагедии», из которого мы тоже, как правило, изучаем только одно-два произведения. А я бы прочитала и обсудила с детьми все — именно подробнее, не галопом по верхам.
Практически не дается детям «Борис Годунов», а ведь это не просто литературное произведение, это наша история. Пушкин вообще часто обращался к историческим темам. В «Борисе Годунове» показана роль народа в истории, а народ — это ведь важнейшая часть исторического процесса. Мы часто забываем об этом, сосредотачиваясь на личностях, на правителях, а народ остается как будто за кадром. А ведь он — участник, движущая сила. Ну и, конечно, мечта любого учителя литературы — чтобы, когда мы изучаем произведения Пушкина на исторические темы, это перекликалось с уроками истории. Чтобы не было разрыва между предметами, а наоборот, возникало глубокое понимание и литературного текста, и исторического контекста.
– Используете ли вы нестандартные формы работы с текстом Пушкина?
— Если мы разбираем поэзию — да даже если в прозаических произведениях есть описание природы, — я всегда стараюсь это включить в изучение. Я очень люблю делать с ребятами цветовое решение. Например, они читают отрывок из стихотворения о природе и с помощью акварельных красок проводят цветные линии — как палитру. Так они визуально передают настроение, атмосферу, цветовое ощущение от этого фрагмента.
Мы ведь знаем, что в произведении может все начаться с прекрасной, солнечной погоды, а потом — вдруг дождь. Потому что меняется внутреннее состояние героя. И через цвет это тоже можно показать.
Ребята решают сами — будут ли они работать в группе или индивидуально. Например, одна группа делает палитру для первого отрывка, вторая — для второго, третья — для заключения произведения. Потом мы показываем это друг другу, читаем вслух, размышляем: а почему у нас получилось именно такое цветовое решение? Как оно связано с мыслью произведения?
Когда дети становятся постарше, я уже даю им больше самостоятельности. Например, когда мы начинаем разбирать любовную лирику Пушкина, я прошу их самим найти информацию — кому были посвящены те или иные стихотворения. Но делаю это не для того, чтобы, как говорится, вытянуть скелеты из шкафа или представить поэта в каком-то неоднозначном свете. Совсем нет. Я хочу, чтобы они увидели, насколько Пушкин был гениален, как тонко чувствовал мир, как бережно относился к женщине. Ведь он действительно восхищался, ценил, вдохновлялся.
Образец любовной лирики, в котором изображен идеал женщины как мадонны — это стихотворение, посвященное Наталье Гончаровой. И это тоже важно детям прочувствовать.
– Как вы считаете, зачем Пушкин сегодня школе и детям?
— Произведения Пушкина — это настоящий кладезь. В них есть все: и интересные сюжеты, и острые конфликты, и сложные взаимоотношения героев. Можно разбирать композиционные особенности, можно смотреть, как выстроен текст. В языковом плане тоже очень многое можно почерпнуть.
Но, пожалуй, самое главное в творчестве Пушкина — это его философские мысли. В них столько глубины… Они действительно заставляют задуматься. А некоторых вдохновляют даже на собственное творчество.
Вот, например, у меня была ученица шестиклассница, олимпиадница. И однажды она сама решила проиллюстрировать «Дубровского». Вы знаете, насколько это серьезное произведение, глубокое. И при этом она, несмотря на возраст, почувствовала его так тонко. На ее рисунке были Мария и Владимир, между ними — тропа, как бы разделяющая их. А позади — черная толпа. Я, конечно, заинтересовалась и спросила: «А что ты хотела этим сказать?» И она мне объяснила: «Между ними есть любовь, но им не суждено быть вместе. А позади — люди, которые были против их союза: это сплетни, интриги, давление общества». И вот тогда я поняла: Пушкин действительно работает. Он проникает в сердце. Даже ребёнок может не просто прочитать, а прочувствовать.
В XIX веке, конечно, еще не было полной свободы, но для Пушкина ценность свободы была ключевой. И его герой — это, как правило, человек, который борется. Борется за свободу, за честь, за достоинство. И это, безусловно, может быть примером для современных читателей.
Пушкин помогает нам обогатить словарный запас, по-настоящему прочувствовать современный русский язык, потому что он остается живым, звучащим. Через него мы узнаем многое о культуре своего народа, развиваем аналитическое мышление. Об этом обязательно нужно говорить с детьми.
Кроме того, произведения Пушкина экранизированы, его творчество вдохновляло и продолжает вдохновлять художников, композиторов. Оно отразилось и в живописи, и в музыке. И вот это «межискусство» — это тоже очень важно: показать детям, как одно слово может превратиться в картину, в мелодию, в чувство.

Фото: Ульяновская областная библиотека для детей и юношества им. С.Т. Аксакова