Александр Залужный
Ведущий научный сотрудник НИИ проблем укрепления
законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ,
сопредседатель Совета по независимым экспертным
исследованиям ИЭА РАН,
доктор юридических наук, кандидат философских наук.
Работа органов прокуратуры по противодействию экстремистской деятельности
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 17 мая 2004 г. №13 одна из важных задач прокуратуры – повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности, а согласно решениям коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является пресечение и предупреждение нарушений законов о борьбе с противоправными проявлениями экстремизма.
В большинстве регионов в 2005 г. деятельность прокуратуры в этой сфере осуществлялась во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. На координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов анализировалась складывающаяся оперативная обстановка в регионах, тенденции и ее развития, определялись совместные меры по предупреждению и пресечению экстремистской деятельности.
В то же время вызывает особую тревогу рост экстремистских проявлений в молодежной и подростковой среде. Прокурорские проверки свидетельствуют о наличии во многих субъектах Федерации неформальных молодежных группировок и организаций экстремистской направленности («Скинхеды», «Русское национальное единство», Национально-державная партия, Национал-большевистская партия).
Например, по состоянию на 1 декабря 2005 г. только правоохранительными органами г. Москвы выявлено и поставлено на учет несколько сотен несовершеннолетних, причисляющих себя к различным неформальным течениям и группам.
Питательной средой для нарастания экстремистских проявлений стали также миграционные процессы, в том числе незаконная миграция иностранных граждан в Россию. С 2001 г. отмечается рост насильственных проявлений со стороны молодежи и подростков в отношении граждан дальнего зарубежья, в основном азиатских и африканских стран.
Следует отметить, что правоохранительным органам отдельных регионов во взаимодействии с администрацией местных органов власти в значительной степени удалось сковать экстремистскую деятельность молодежных организаций. Например, на территории Волгоградской области путем возбуждения в 2003 г, более 20 уголовных дел в отношении «скинхедов» нейтрализованы неформальные лидеры и активисты движения. Одна из наиболее активных группировок «Волгоградский национальный фронт» прекратила свое существование.
Положительные результаты приносит участие прокуроров в гражданском процессе при рассмотрении дел о ликвидации и запрете деятельности нарушающих законодательство организаций. Так, по заявлению Генерального прокурора РФ Верховный Суд РФ решением от 14 февраля 2003 г. признал террористическими 15 организаций и запретил их деятельность на территории Российской Федерации. Это:
«Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа»;
«Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»;
«База» («Аль-Каида»);
«Асбат аль-Ансар»;
«Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»);
«Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»);
«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»);
«Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»);
«Лашкар-И-Тайба»;
«Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»);
«Движение Талибан»;
«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»);
«Общество социальных реформ»(«Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»);
«Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»);
«Дом двух святых» («Аль-Харамейн»).
Деятельность названных организаций является террористической в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации, так как включает в себя:
1) организацию, планирование, подготовку и реализацию террористических акций;
2) подстрекательство к террористическим акциям, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;
3) организацию незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ (преступных организаций), организованных групп для совершения террористических акций, а равно участие в таких акциях;
4) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
5) финансирование заведомо террористических организаций или террористических групп или иное содействие им .
Определением Верховного суда РФ оставлено без изменения принятое по заявлению прокурора края решение Хабаровского краевого суда о ликвидации общественной организации «Хабаровский региональный гуманитарный центр «Дианетика» (разновидность объединений последователей саентологии), в частности, за осуществление медицинской деятельности без соответствующего разрешения и создание, таким образом, риска нанесения ущерба здоровью граждан и т.д.
В то же время представляется необходимым активизировать деятельность судов при рассмотрении заявлений о запрете деятельности объединений, нарушающих законодательство.
Например, в России продолжают деятельность последователи АУМ Синрикё, организации, члены которой ответственны за террористические акты в Токийском метро. В 1995 г. регистрация этой организации была отменена судом, однако ее деятельность при этом не была запрещена. В Краснодарском краевом суде, несмотря на определение Конституционного Суда РФ по этому вопросу от 8 апреля 2004 г. № 91-О длительное время рассматривается дело о запрете деятельности общины «ВЕК РА», относящейся к неоязыческим религиозным объединениям «православных староверов-инглингов». Их доктрина заключает в себе идею расового превосходства членов общины инглингов, широко использующих также в обрядах и в качестве атрибута одежд и помещений солярный знак (свастику) и имеющих свыше 50 групп своих последователей в различных субъектах Российской Федерации. Три организации этого направления в апреле 2004 г. ликвидированы Омским областным судом по иску Управления Минюста России по Омской области.
Актуальной в деятельности органов прокуратуры продолжает оставаться проблема безопасности в субъектах Федерации, входящих в Южный федеральный округ. В целях повышения эффективности противодействия экстремизму в округе осуществляется постоянное оперативно-информационное взаимодействие правоохранительных органов и других ведомств.
Вместе с тем продолжаются проявления, направленные на раскол мусульманских религиозных организаций, создание объединений последователей радикального ислама, на пропаганду идей ваххабизма. Например, проведенный учеными НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ анализ содержания книги Мухаммада Шакир Аш-Шарифа «Аль-альманийа (секуляризм) и ее отвратительные последствия», изданной Издательским домом «БАДР», распространявшейся и изъятой на территории Кабардино-Балкарии, показывает, что сторонники радикальных религиозных течений не останавливаются на простом введении в светское право своих предписаний. К числу идей, настойчиво пропагандируемых автором этой книги, в частности, относятся:
утверждения о примате религиозных норм над светским правом;
призывы к дискриминации христиан, иудеев и сторонников иных религиозных систем;
призывы к «джихаду» во имя построения всемирного исламского государства (халифата), «так, чтобы исчезло всякое язычество, и вся религия принадлежала бы Аллаху».
Распространение ваххабизма, допускающего насильственное изменение конституционного строя, и подобных ему течений в других религиях ведет к размыванию фундамента светской государственности, превращению религиозных организаций (в том числе и радикальных религиозных движений) в противоборствующие политические силы, что не просто противоречит законодательству Российской Федерации, а при определенных обстоятельствах может подорвать основы конституционного строя, превратив демократическое государство в теократию того или иного вида.
Прокурорами принимаются определенные меры по пресечению этих негативных проявлений.
Однако этих мер еще недостаточно, да и собственными силами переломить ситуацию в настоящее время, особенно местные правоохранительные органы, по оценкам методического управления Генеральной прокуратуры РФ, вряд ли в состоянии.
События в Кабардино-Балкарской Республике, Дагестане, Ингушетии и Ставропольском крае показывают, что перенос диверсионно-террористической активности радикально настроенных лидеров незаконных вооруженных формирований на территории сопредельных с Чечней субъектов Российской Федерации усиливается. Особую озабоченность в этой связи вызывает активизация деятельности так называемых «джамаатов», которые не только выступают одним из основных источников ресурсной поддержки бандподполья, ведут разведку и так называемую «просветительскую» деятельность, вербуя в свои ряды новых членов, но и непосредственно участвуют в подготовке и совершении диверсионно-террористических актов в различных регионах округа.
В ряде регионов Российской Федерации (Республики Бурятия, Карелия, Тыва, Хакасия, Брянская, Белгородская, Амурская, Магаданская, Иркутская, Новгородская, Псковская, Томская, Читинская области и др.) преступлений экстремистской направленности не зарегистрировано.
Следует отметить, что полномочия, предоставленные Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», правоохранительными органами используются не в полной мере.
Например, на нерешенность проблемы противодействия экстремизму указывает и соотношение экстремистских проявлений и терроризма. В 2001 г. в Российской Федерации было совершено 327 террористических актов, в 2002 г. – 360, в 2003 г. – 561, в 2004 г. – 265, в 2005 – 203. В то же время в 2003 г. зарегистрировано лишь 157, в 2004 г. – 170, в 2005 – 152 преступлений экстремистской направленности и выявлено в 2003 г. – 142, а в 2004 г. только 96 лиц, их совершивших .
Если подойти к оценке состояния законности и преступности в рассматриваемой сфере с учетом того, что терроризм является крайним и самым опасным проявлением экстремизма, то получается парадоксальная ситуация, характеризующаяся в отдельные периоды многократным превосходством количества террористических актов не только над количеством осужденных за экстремистскую деятельность, но и над количеством выявленных преступлений экстремистского характера.
Поскольку террористических актов объективно не может быть больше, чем преступлений на почве экстремистских проявлений, необходимо сделать неутешительный вывод о том, что сегодня борьба с экстремизмом осуществляется всеми без исключения субъектами
противодействия экстремистской деятельности еще недостаточно неэффективно.
Ввиду чрезвычайно опасных последствий приобрела особую остроту и требует пристального внимания проблема финансирования терроризма.
Структурами, поддерживающими терроризм, используется практика легализации денежных средств, поступающих в виде добровольных пожертвований, через благотворительные культурные и социальные программы. Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) Министерства финансов России, располагает более чем 2,5 млн. сообщений о подозрительных и вызывающих недоверие финансовых сделках в России.
Для активизации работы по борьбе с экстремизмом НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ (в том числе по поручениям Госсовета и Совета Безопасности Российской Федерации) предлагались конкретные меры, поддержанные управлением по надзору за процессуальной деятельностью органов безопасности.
В частности, полагаем необходимым с участием научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации подготовить проект изменений и дополнений в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», включающих положения о координации работы субъектов, осуществляющих противодействие экстремистской деятельности; разработку правового понятия сущности экстремизма; исключение коллизии ст. 7 данного Закона и ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в части установления формы прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона.
Также необходима разработка изменений и дополнений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривающих механизм ликвидации организаций, чьи учредительные документы не соответствуют действующему законодательству о свободе совести и о религиозных объединениях, а осуществляемая ими деятельность не является религиозной.
Кроме этого анализ показывает, что в процессе приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с законодательством Российской Федерации основное внимание обращалось на соответствие нормативных правовых актов по форме и содержанию. Сейчас проблема заключается в механизме реализации в субъектах РФ и муниципальных образованиях федерального законодательства.
Например, на сегодня лишь в 13 субъектах РФ действуют законы о свободе совести и о религиозных объединениях. Из них только законы Волгоградской и Тюменской областей наделяют органы местного самоуправления правом образовывать структуры по связям с религиозными объединениями, и тем самым полноценно исполнять возложенные на них федеральным законодательством полномочия по защите прав граждан на свободу совести и по противодействию экстремистской деятельности.
Неоднократно предлагалось принять меры к тому, чтобы в Министерстве юстиции Российской Федерации в структуре Федерального центра судебной экспертизы при Минюсте России создать подразделение для проведения судебной этнологической, религиоведческой, психолого-лингвистической и др. видов экспертиз, а также организовать проведение судебной экспертизы по данным направлениям в других экспертных учреждениях Минюста России. Это будет способствовать быстрому расследованию уголовных дел, возбужденных в связи с совершением преступлений экстремистской направленности.
В соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» этот вопрос может быть решен и без привлечения дополнительных бюджетных средств. Так в результате усилий самих ученых Институтом этнологии и антропологии Российской академии наук создан Совет по независимым экспертным исследованиям. Для работы по программам, реализуемым Советом, и проведения экспертиз привлечены ведущие специалисты в области этнологической, религиоведческой, социально-психологической и психолого-лингвистической экспертиз.
Перечисленные предложения еще не нашли отражения в принимаемых решениях по обеспечению законности в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и вопросам противодействия экстремизму. Однако, без их реализации не могут быть реализованы и сами решения. Поэтому целесообразным представляется вернуться к вышеизложенным предложениям.