Или Опять о суперпремии.
Вроде бы и тему уже обговорили, и разные точки зрения на событие обозначились. Одни губернаторскую щедрость осуждают, другие вояж в Лондон мусолят, третьи недоумевают, почему своих ,на симбирской земле возрастающих творцов, власть мало зампечает и мало им способствует… У каждого свои резоны, свои оценки невиданно богатой пластовской премии.
А мне хочется добавить кое-что со своей деревенской колокольни.
Я оставлю в стороне и размер обновлений премии; и место ее презентации, и даже странное отсутствие в Лондоне наследника известного художника и владельца выставленных полотен (хотя вопрос любопытный).
Дело не в том, что кулики склонны свое болото нахваливать- их понять можно. Другое дело – как неуклюже “рождение” этой премии готовили. Но тут уж претензии к явно хромающему на обе ноги региональному Минкульту и его главе. А так же к некой структуре, именуемой фондом “культурстолицы”. Это их неуклюжие телодвижение так разозлили публику, позволили так крепко навалиться и на премию, и на губернатора,и на все вообще… .
Я не желаю вступать в дискуссии «спецов» о «современности» в искусстве, о «новациях» и «инновациях»- пусть этим занимаются те, кто от этой работы кормится. Я хочу порассуждать (кратко) о “престижности” и “непрестижности” премии. Именно этот аспект весьма важен.
Меня настораживает, что в хоре дискуссантов весьма громки голоса тех, кто считает творчество Пластова как бы “днем вчерашним”, «задами» живописи…А художников, идущих за ним следом, как бы творцами “второго сорта”, создателями “задов”. То бишь – эпигонами (в переводе – последователи какого-либо художественного, литературного, научного или иного направления, лишенные творческой оригинальности).
И потому де, премия заведомо станет непрестижной.
Однако, господа “современцы”! Художник Пластов ценен нам не как “реалист”, не как рыцарь “фигуративной” или “нарративной” живописи.
Он дорог нам как хранитель национального духа в искусстве; как творец, воссоздавший целый мир российской жизни в определенном временном потоке; как человек, не дающий нам забыть о корнях, истоках и основах нашей тяжкой, порой невыносимой горестной жизни, в которой однако жила, живет и (надеюсь) будет жить то, что поэт обозначил словами “…Отечества и дым нам сладок….” Вот этот “Дым Отечества” и дорог нам в Пластове, господа «горы и гельмины».
И, естественно, мы бы желали, чтобы этот «Дым» уловили, почувствовали и оценили не только симбиряне – и не только на симбирской земле…Что в этом плохого или предосудительного?
Может, потому и стараются из всех сил «ниспровергатели классики»? Для того чтобы освободить себе место на «корабле современности», как выражались некогда имажинисты и прочие фокусники? Ведь- подумать только!- они даже Пушкина предлагали «сбросить с корабля современности»! (Потом, правда, отчего-то стрелялись…)
А ведь именно в национальной составляющей суть и смысл любого настоящего, выстраданного и выраженного творчества! Именно в этом- а не в «ширине мазка» или «наличии элементов импрессионизма»! Говоря проще: ни китайцы, ни арабы, ни японцы, ни мексиканцы – ни все прочие народы, невзирая на любые зигзаги в истории искусств, не утратили своего корневого, основополагающего начала. Тем и велики их значимость и суть .Конечно же, при мастерстве.
И это – прекрасно. И это и есть истинный престиж в искусстве.
Я – за такой престиж. Как бы там не изгалялись “искусствоведы”.
караванщик
Спасибо Жан Бареевич ! Это ответ и Гатауллиным про дефицит Верещагиных в современной России !
Бор
Так их Ж.Б. ! Нынче, так славно недуля начинается! Вы их по делу и… по … сусалам, и ветчинным рожам …и образованной нахватанности. Правда.
Цензор
Ой, че щас будет…
анониим
Из википедии
Государственная премия Российской Федерации — премия присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся производственные результаты.
Зачем тогда нужна премия Пластова, с выделением бюджетных денег?
http://www.kremlin.ru/ref_notes/704
Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства
В. Каменев
Гор открытым текстом говорит, что наше искусство должно повторять новейшее евроамериканское искусствоа, быть в тренде всех его извратов. Пластов и вообще классическая и национальная культура для них – кость в горле. К тому же она мешает осваивать им бюджетные средства, ибо эти средства должны направляться, по их мнению, только на “передовое” искусство, которое уже буквально становится искусством “переда”. В общем, проявилась основная ценность актуального искусства – любовь к деньгам.
палата № 6
В Европе поддерживается в первую очередь традиционное искусство, а у нас русское искусство (культура) государством невостребовано, и оно насаждет противную корневым ценностям русского народа идеологию, замаскированную под искусство. Впервые эксперемент по оккупации русского сознания современным искусством был проведен Гельманом и Мильграмом в Перми. В течение нескольких лет они за счет бюджета креативно изголялись над пермяками, пока их не выпроводили. Но эти шустряки уже отметились на Культурных форумах в Ульяновске, и, кажется, непрочь перебраться к нам навсегда. В Перми им противостояло сплоченное культурное сообщество писателей, художников и общественные объединения. В Ульяновске никто и не вякнет, тем более, что наши руководители культуры все – лоббисты современого искусства. И лет через пять «флешмобнутый» народ «не Пушкина и Гоголя с базара понесёт», а коробки с пазлами, картонные города и пластмассовые бюстики великого поэта всея демократической Руси Иосифа Бродского.
анониим
Это насаждаемая русофобия. Плюс план Далеса в действии. Вечная борьба русского народа с иностранным влиянием на умы извне.
Очень хочется увидеть кто всё таки получит премии, за какое так называемое искусство?
сеня
Непонятно только, за что Бродскому-то влетело? Поэт действительно великий – без издевки, которая тут безусловно проскакивает.
reader
Издёвка не проскальзывает, а прямо фигурирует. Бродский – не мой кумир, но он точно не пластмассовый. Ну а своё, национальное искусство поддерживать конечно необходимо. А чтобы не беспокоили гельминты – соблюдать гигиену питания.
славянка
По- моему, Вы сгущаете краски: в Ульяновске людей разумных и способных противостоять “гельманам” вполне достаточно, хотя,конечно, этот вояж наших властей в Лондон был напрасным и даже унижительным для нас: чего метать-то надо было бисер( да ещё и на бюджетные деньги) перед англосаксами. Любоваться русскими берёзками и красивыми русскими лицами англичане никогда не будут. Ну и ладно: “Чёрный квадрат” им в руки,пусть любуются на него хоть каждый день)
Сени мои Сени!
Сколько вас развелось на Руси слабоумненьких!
Супергеи вы Супергеи!
Всех в палату №6 к доктору Маргулису!
Владимир I
Глядя на проделки СИМа со столицами, премиями, дирижаблями мне всегда вспоминается из “12 стульев” вот это место: “Среди кустарей с мотором, которыми изобиловал Старгород, он был самым непроворным и наиболее часто попадавшим впросак. Причиной к этому служила его чрезмерно кипучая натура. Это был кипучий лентяй. Он постоянно пенился. В собственной его мастерской, помещавшейся во втором дворе дома № 7 по Перелешинскому переулку, застать его было невозможно. Потухший переносной горн сиротливо стоял посреди каменного сарая, по углам которого были навалены проколотые камеры, рваные протекторы «Треугольник», рыжие замки, такие огромные, что ими можно было запирать города, мятые баки для горючего с надписями «Indian» и «Wanderer», детская рессорная колясочка, навеки заглохшая динамка, гнилые сыромятные ремни, масляная пакля, стертая наждачная бумага, австрийский штык и множество рваной, гнутой и давленой дряни…” и т. д.
Кустарь у власти – это что-то вроде сорванца. Сорванец – это тот, который сорвался то ли с цепи, то ли еще с чего и до чего он ни дотронется – все измусолмит, испоганит, изуродует. Очень уж хочется себя показать. На фоне Пластова это мерзкое качество кустаря во власти особенно заметно.
Суряк
Администраторы как-то решили что третий сорт и в таком деле будет не брак , лишь бы цифирь с ног валила как пулемет. Ан нет ! Жан Бареевич снова высказался почему ” именно третий , никак не может быть первым “