Устоять и продержаться – два этих глагола в уходящем году были самыми популярными. Однако привлечение инвестиций по-прежнему остается в приоритетах экономической политики Ульяновской области. В стратегии развития региона инвестициям отводится особая роль.
Индикаторы и ранжирование
В валовом региональном продукте инвестиции в основной капитал составляют сегодня весомую треть. Динамика роста внушительная: в 2002 году доля инвестиций в ВРП области равнялась 13,4%, в 2007-м – уже 27,6%. Предварительные данные* 2008 года – 33,7%. По оценке регионального Минэкономики, в 2009 году доля инвестиций в ВРП вырастет до 35% (в среднем по России этот показатель прогнозируется на уровне 21%).
Бум привлечения инвестиций в регион пришелся на 2008 год. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в этом году составил 15,8 тыс. рублей. В 2009 году цифра будет несколько ниже (точные данные станут известны в начале следующего года). Однако прогнозные данные регионального Минэкономики на 2010 год – уже 19,0 тыс. рублей.
При этом если в 2005 году объем инвестиций в основной капитал составил 12,9 млрд. рублей, то в 2006-м – уже 21,7; 2007-м – 32,5; 2008-м – 49,9. Показатель десяти месяцев 2009 года – 33,2 млрд. рублей.
Инвестиционный климат регионов России вот уже 15 лет оценивает рейтинговое агентство “Эксперт”. “Потепление” или “похолодание” ситуации для инвесторов можно увидеть по двум составляющим рейтинга – инвестиционный риск и инвестиционный потенциал. “Эксперт РА” сводит эти составляющие “в пары” и распределяет регионы по группам, исходя из того, как соотносятся риски и потенциал.
На протяжении ряда последних лет Ульяновская область стабильно входит в группу 3В1 (пониженный потенциал – умеренный риск). Из наших соседей по Приволжскому федеральному округу к этой же группе отнесены Саратовская, Оренбургская, Пензенская области и Республика Удмуртия. Традиционные регионы-лидеры ПФО (Татарстан, Башкортостан, Пермский край, Нижегородская и Самарская области) относятся к группе 2В (средний потенциал – умеренный риск). В группу 3В2 (незначительный потенциал – умеренный риск) входят республики Марий Эл, Мордовия и Чувашия, а в группу 3С2 (незначительный потенциал – высокий риск) – Кировская область.
Департамент инвестиций и внешних связей Минэкономики области отмечает, что распределение регионов по группам в последние годы практически не меняется. Однако если оценивать риски и потенциал отдельно, то в рейтинге регионов России с наименьшим инвестиционным риском в 2007-2008 годах Ульяновская область заняла
39 место (улучшив свои позиции предыдущего периода сразу на 28 пунктов). Мы вошли в первую пятерку российских регионов с лучшей динамикой инвестиционного риска.
В рейтинге же инвестиционного потенциала Ульяновская область занимает 49 место (по сравнению с рейтингом 2006-2007 годов это на два пункта выше). Среди регионов ПФО по этому показателю мы десятые.
15 декабря Рейтинговое агентство “Эксперт” презентует итоги рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России за 2008-2009 годы. Символично, что презентация состоится на заседании круглого стола Общественной палаты России, название которому – “Антикризисное развитие и выход регионов из кризиса”.
Наш вызов кризису
Своеобразным “вызовом кризису” в Ульяновской области стали изменения в пакет законов, регулирующих инвестиционную деятельность на территории региона. Разработаны они департаментом инвестиций и внешних связей областного министерства экономики и приняты в октябре Законодательным Собранием области.
Основное нововведение – статус “инвестора, реализовавшего инвестиционный проект в особых условиях”, то есть в период с 1 октября 2009 года по 31 декабря 2012-го. Напомним, что основная законодательная база по развитию инвестиционной деятельности в Ульяновской области сформирована еще в 2005-2007 годах. Проектам, которые признаны приоритетными для региона, гарантированы льготы по налогам на прибыль, на имущество организаций, по транспортному налогу плюс серьезная административная поддержка на всех уровнях власти. Теперь господдержка расширяется.
Как пояснил «ДО» генеральный директор ОАО «Корпорации развития Ульяновской области» Дмитрий Рябов, статус “проект, реализованный в особых условиях” дает право на получение субсидий из областного бюджета – на возмещение части затрат, понесенных в ходе реализации проекта. Субсидируются затраты на выкуп в собственность земельного участка, на подведение к границе этого участка сетей инженерной инфраструктуры, на плату за подключение и технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно новому варианту закона “О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области”, данный статус может быть присвоен проектам, объем инвестиций по которым превышает 200 млн. рублей. Кроме того, проект должен отвечать критериям отбора по основному виду деятельности. В перечень приоритетных отраслей входят обрабатывающие производства, сельское хозяйство, рыболовство и ряд других.
Принципиальный момент: все новые преференции будут предоставлены инвестору по факту создания имущественного комплекса и начала производства продукции. То есть, бюджетных рисков здесь – никаких. Налоги с новых предприятий, которые поступят в бюджет области, на следующий год отдадут инвесторам на возмещение их затрат. Не было бы этих предприятий – не было бы и этих налогов. Кроме того, часть налогов все равно остается в бюджете. А после того, как происходит полное возмещение затрат инвестора – все положенные налоговые поступления остаются в областном бюджете.
– Подобная мера стимулирования инвесторов еще нигде в Росси не применялась – говорит Дмитрий Рябов. – А интерес к ней есть. Значит, новый пакет законов станет дополнительным плюсом в повышении инвестиционной привлекательности Ульяновской области.
Кризисные коррективы
– В Стратегии развития Ульяновской области до 2020 года инвестициям отводится особая роль, – заявляет министр экономики Ульяновской области Олег Асмус. – Ведь приток инвестиций в регион непосредственно способствует развитию его экономики.
Меры, вводимые областным законодательством, позволяют рассчитывать на рост инвестиций в основной капитал уже с 2011 года. Пока же кризис “корректирует” инвестиционную деятельность по-своему. Итоги 10 месяцев 2009 года показали, что рост инвестиций в основной капитал в регионе приостановился.
Индекс их физического объема по сравнению с январем-октябрем 2008 года составил 95,4%. Причинами снижения Минэкономики называет значительное сокращение инвестиций ОАО “РЖД” (работы по реконструкции железнодорожного моста через Волгу и электрификации железной дороги завершены), снижение инвестиций у таких крупных инвесторов жилищного строительства, как: ООО “Силен”, ООО “КПД-1”, ООО “Смарт-Инвест”, ОАО “Завод КПД-2”. Завершен и крупнейший инвестиционный проект федерального значения – строительство первой очереди мостового перехода через Волгу. Предварительная оценка индекса инвестиций в основной капитал по итогам 2009 года – 98-100%.
– Говорить, что новые инвестиционные проекты увеличат ВРП области уже в 2009 году по сравнению с 2008-м – некорректно, так как такой быстрой отдачи ждать не стоит, – считает Олег Асмус. – Тем более что в 2009 году ВРП оценивается нами менее 100%: кризис внес значительные коррективы в промышленный сектор экономики региона.
Изменился и отраслевой “разрез” структуры инвестиций. В 2005-2008 годах наибольшая доля инвестиций в основной капитал приходилась на отрасль “транспорт и связь” (все тот же мост). За четыре последних года с 3,2 до 6% вырос удельный вес инвестиций в сельском хозяйстве (самые крупные проекты – “Мегаферма”, “САХО-АгроУльяновск”, “РуснРусСантимир”). С 14,4 до 21,7% – по обрабатывающим производствам. С 10,8 до 13,8% – в операциях с недвижимым имуществом (девелопмент). В 2009 году структура инвестиций иная. Почти половина (44,2%) всех инвестиций приходится на обрабатывающие производства, из них 34% – производство пищевых продуктов (результат ввода проектов “САБМиллер РУС” и “Марс”). Еще 26,7% – это транспорт и связь. Остальное – всего понемногу.
В каких отраслях экономики региона инвестиции станут ближайшими точками роста?
– В 2010 – 2011 годах выходят на проектную мощность завод по производству пива компании «САБМиллер РУС» и заводы компании “Марс”, в связи с чем на трехлетнюю перспективу следует ожидать значительного роста объемов производства в пищевой промышленности региона – как в абсолютном, так и стоимостном выражении, – рассказывает директор департамента инвестиций и внешних связей Александр Смекалин. – В ноябре 2009 года запущен завод по производству сухих строительных смесей ООО «Старатели – Новоспасское» компании «M-tec». До конца 2010 года ожидается запуск завода по производству керамического кирпича ООО «Альянс». В 2010 году ожидается запуск завода сухих строительных смесей торговой марки «CERESIT» – ООО «Хенкель Баутехник». В 2010 году в активную фазу реализации войдут крупные инвестиционные проекты нескольких компаний по производству строительных материалов (ОАО «Ульяновскшифер», ООО «ТД «Кварц»), запуск производства которых придется уже на период оживления строительной отрасли. Таким образом, в среднесрочной перспективе следует ожидать роста объемов производства в отрасли производства строительных материалов.
С созданием портовой особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск – Восточный» связаны ожидания роста объемов услуг по ремонту и техническому обслуживанию воздушных судов. С созданием Центра ядерной медицины и радиологии на базе ФГУП «НИИАР» ожидается развитие ядерной медицины.
Авиация – в приоритете
Два последних проекта – зона ответственности ОАО “Корпорация развития Ульяновской области”, созданного в начале 2009 года. Задачами корпорации стали поиск инвесторов и подготовка новых проектов, участие в управлении институтами развития регионального уровня и координация проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства.
Корпорация развития фактически стала управляющей компанией или координирующей структурой для ряда государственных и негосударственных организаций, работающих в сфере инвестиций, инноваций и малого бизнеса, – Регионального инвестиционного центра, Фонда поручительств, бизнес-инкубатора, УК “ВолгаТехнопорт”, Ульяновской областной корпорации ипотеки и строительства, Ульяновского технопарка. Еще одна важная функция Корпорации развития – функция единого государственного оператора в формировании в регионе промышленных зон и портовой особой экономической зоны.
– Можно говорить, что этап становления успешно пройден, структуры, вошедшие в Корпорацию, развернуты до высокоработоспособного состояния, доказали свою эффективность, – отмечает генеральный директор Корпорации Дмитрий Рябов.
В числе наиболее перспективных – проекты в рамках бренда “Ульяновск – авиационная столица России”. В течение года совместно с областным министерством промышленности и транспорта проделана большая работа по созданию элементов авиационного кластера. Создан консорциум “Научно-образовательно-производственный кластер “Ульяновск-авиа”, куда вошли предприятия, связанные с авиапромышленностью, техническим обслуживанием воздушных судов, вузы, научные предприятия. Образовано ОГУ “Развитие авиационного кластера Ульяновской области”, суть деятельности которого заключена в его названии.
Областная целевая программа “Ульяновск – авиационная столица” предполагает несколько направлений развития авиакластера – от поддержки промышленности до проведения в Ульяновске авиафорума и благоустройства города. Финансирование ОЦП будет предусмотрено отдельной строкой в бюджете области.
Итоги недавнего визита в Ульяновск президента страны Дмитрия Медведева позволяют говорить о возможном расширении Национального центра авиастроения: за счет присоединения к научному потенциалу Жуковского потенциала Ульяновска – как центра производства, техобслуживания и эксплуатации воздушных судов, выпуска авионики, а также подготовки летных и инженерных кадров для гражданской авиации. Президент эту инициативу ульяновцев поддержал и дал соответствующие поручения.
В 2008 году Ульяновская область стала одним из трех регионов – победителей конкурса Минэкономразвития России на право создания особой экономической зоны портового типа. Отправной точкой в реализации этого проекта на базе аэропорта “Ульяновск-Восточный” должно стать соответствующее постановление правительства РФ. А значительным шагом вперед – принятие поправок в Закон “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”.
Поправки, предложенные Ульяновской областью, Дмитрий Медведев одобрил во время визита в наш регион. Суть их сводится к расширению сферы деятельности, подпадающей под статус портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ). Если в российских особых зонах так же, как в зарубежных, будут предусмотрены не только перевалка грузов, логистика и техобслуживание транспортных средств, но и производство авиакомпонентов и авиационной техники (со всеми вытекающими отсюда преференциями) – интерес мировых авиаэксплуатантов к этим зонам обеспечен. Второй пакет поправок предусматривает освобождение от таможенных пошлин авиакомпонентов и самолетов, производимых и ремонтируемых в ПОЭЗ. Эта мера даст возможность выхода на мировые рынки техобслуживания воздушных судов. Все данные предложения, инициированный Корпорацией развития, закреплены в поручениях президента.
Концепция Ульяновской ПОЭЗ такова:
– создание центров технического обслуживания и ремонта воздушных судов с предоставлением всех видов линейного и базового обслуживания самолетов;
– создание мощностей простых сборочных производств, ориентированных на экспорт, и производств по модернизации и конвертации воздушных судов;
– создание терминально-логистических, складских комплексов;
– вспомогательные виды деятельности.
По словам Дмитрия Рябова, первым проектом Ульяновской портовой особой экономической зоны заявлен Центр технического обслуживания самолетов “Боинг” и “Ан-124” (“Волга-Днепр Техникс”). Этот проект был презентован Дмитрию Медведеву. Принципиально важным для региона стало подтверждение серийного производства на “Авиастар-СП” самолетов “Ан-124”. Стартовый заказ Минобороны и ГК “Волга-Днепр” был подтвержден в присутствии президента. Несомненен синергетический эффект этого заказа: он повлечет за собой развитие множества вспомогательных производств.
Второй проект ПОЭЗ – производство аэростатических термобалластириуемых летательных аппаратов типа “локомоскайнер”. Первый заказ на производство этих аппаратов подписан в Ульяновске в ноябре. ОАО “ЛокомоСкай” и ООО «Бэдфорд Групп» подписали соглашение о поставке локомоскайнера грузоподъемностью 60 тонн. Стоимость контракта – 1,8 млрд. рублей.
Ряд компаний-кооператнов ОАО “ОАК”, в том числе западные поставщики материалов и технологий, выражают заинтересованность во вхождении в портовую зону. Для принятия окончательного решения многие ждут выхода Постановления Правительства РФ, уточняющего “правила игры” в ПОЭЗ.
Между тем, Корпорация развития активно ведет переговоры с компаниями CAE и Lufthansa по созданию в Ульяновске международного учебного центра по подготовке технических специалистов аэродромных служб.
К концу 2009 года определилась ситуация по еще двум проектам ПОЭЗ. О проекте конвертации пассажирских самолетов компании “Эрбас” в грузовые рассказал “ДО” генеральный директор Управляющей компании “ВолгаТехнопорт” Денис Барышников:
– Airbus Conversion – это совместное предприятие, организованное Европейским авиационным концерном “Эрбас”, Объединенной авиакстроительной корпорацией и корпорацией “Иркут”. Цель проекта – конвертация пассажирских самолетов А-319 и А-320 в грузовые версии. Предусмотрены две производственные площадки. Первая уже работает – в Германии, в Дрездене. Вторая будет находиться в Ульяновске, на площадях завода “Авиастар-СП”. Планируется конвертировать 400 самолетов, около половины из них – в Ульяновске.
Конструкторскую документацию для российской части проекта разрабатывает корпорация “Иркут”. На “Авиастаре” уже готовится производственная площадка, “Иркут” приступил к найму персонала в Ульяновске для реализации этого проекта. 2010 год – стадия проектирования, установки оборудования и организации производства. Непосредственно к конвертации самолетов планируется приступить в 2011 году. В течение пяти лет производство будет находиться в цехе окончательной сборки “Авиастар-СП”, а к 2015 году Airbus Conversion построит собственные ангары в аэропорту “Ульяновск-Восточный” в рамках ПОЭЗ.
Для “Авиастара” этот проект очень важен. Во-первых – увеличиваются объемы производства и загрузка персонала (завод получает заказы на изготовление комплекта деталей, которые используются в процессе конвертации). Во-вторых – часть производственных процессов “Авиастар-СП” сертифицируется по требованиям “Эрбаса”. Фактически завод выводит часть своего производства на международный уровень, Это первый шаг в кооперации с ведущим мировым авиапроизводителем. Сделав его, можно будет рассчитывать и на большие объемы по международной кооперации и, соответственно, большую добавленную стоимость оставлять на территории Ульяновской области.
Промзоны и нанотехнологии
В прошлом году Ульяновская область выиграла и конкурс Инвестиционного фонда России на финансирование строительства инфраструктуры промышленной зоны “Заволжье” и проекта “Симбирское кольцо” (включает комплексную жилую застройку микрорайона “Запад-1” в Засвияжском районе Ульяновска и строительство многопрофильного спортивного комплекса “Автодром”). . В связи с кризисом открытие финансирования значительно затянулось, однако в ноябре 2009 года 360 млн. рублей федеральных средств получены.
– Весь объем работ, который необходим для завершения первой очереди промзоны, будет выполнен, – говорит заместитель генерального директора Корпорации развития Сергей Васин. – Помимо двух заводов, которые уже построены –компании “Марс” и компании “САБМиллер РУС” – мы сможем предложить полностью обеспеченные инженерной инфраструктурой площадки, как минимум, еще для трех крупных заводов.
Как обстоят дела с реализацией проектов, заявленных в рамках промышленной зоны? Один земельный участок выделен под производство авиакомпонентов, но в связи с кризисом компания “Халтек” перенесла начало реализации своего проекта на 2010-2011 годы. Компания Takata Petri (ее профиль – производство автокомпонентов) примет окончательное решение по размещению в промзоне “Заволжье” в 2010 году. Третий проект, по которому работает Корпорация развития, – связан с одной из мировых фармацевтических компаний.
По проекту “Симбирское кольцо” федеральное финансирование и начало работ по строительству инфраструктуры, возможно, будет перенесено на 2010 год.
Четвертый квартал 2009 года стал этапом активной работы с госкорпорацией “Роснано”. Задача Корпорации развития и Ульяновского технопарка – соединить возможности Роснано с проектами региона. В числе наиболее перспективных – направление ядерной медицины в Димитровграде (завод радиофармпрепаратов), возможное сотрудничество между УлГУ, МИФИ и НИИАРом, а также проекты НИИАРа (в частности, производство молибдена-99 в целях диагностики). Поданы заявки на софинансирование по проектам, реализуемым на УКБП и ОАО “Утес”.
Задача на ближайшую перспективу – создание на базе Ульяновского технопарка проектного офиса. Это структура, которая занимается поиском научно-исследовательских разработок в конечной стадии для их дальнейшей коммерциализации. Задача проектного офиса – отбор проектов и подготовка совместных заявок на участие в конкурсах Роснано.
В первом квартале 2010 года Ульяновская область намерена принять участие в конкурсе Роснано на создание регионального наноцентра – инфраструктурной базы для поиска и внедрения инновационных проектов, связанных с нанотехнологиями.
Прогнозы и амбиции
В Корпорации развития отмечают, что из-за кризиса фактически на год были приостановлены проекты государственно-частного партнерства – и по портовой особой экономической зоне, и по промзоне “Заволжье”, и по “Симбирскому кольцу”. Однако ни один из этих проектов не отменен, финансирование возобновляется, работы будут продолжены.
Большинство компаний, которые намерены реализовывать свои проекты, рассматривают кризис как возможность создать новое производство с меньшими затратам. Точка зрения этих инвесторов такова: кризис – не повод останавливать работу на будущее, кризис – стимул для ее активизации. Пока одни “пережидают”, другие – развиваются.
Для поиска таких инвесторов в последний год значительно активизировались инвестиционный маркетинг и выставочная деятельность региона. Ульяновская область участвует в большинстве знаковых российских и международных форумов, и программа деловых встреч с потенциальными инвесторами расписана почасово. Так, в рамках Международного инвестиционного форума “Сочи-2009” Правительство Ульяновской области заключило два инвестиционных соглашения на сумму 3,6 млрд. рублей. Заключены трехсторонние соглашения между правительством области, ООО “Симбирские стройматериалы” и чешской компанией “Sklostroj”. Как ожидается, вторая очередь стекольного завода в Сенгилеевском районе будет введена в эксплуатацию в 2010 году, а третья очередь ГОКа – в 2011-м.
Несколько инвестиционных соглашений заключено и 26 ноября, в рамках знакового для области события – открытия первой очереди мостового перехода через Волгу. Так, правительство региона заключило соглашение о намерениях с ООО «Струнный транспорт Юницкого». А холдинговая компания BAIEC и ЗАО «Холдинговая компания «АМС-групп» подтвердили намерения по созданию совместного предприятия – завода по производству и сборке автомобилей BAW. Реализацию проекта, объем инвестиций по которому составит 2 млрд. рублей, планируется осуществить в 2010–2012 годах.
Прогноз ВРП, рассчитанный Минэкономики Ульяновской области на 2012 год – 104,1%. Это подразумевает рост инвестиций в 2010-2012 годах до 100-110%. Каковы же задача-минимум и задача-максимум? Александр Смекалин называет задачей-минимум на период до конца 2009 года целевой показатель, установленный губернатором, – 100% к уровню 2008 года в сопоставимых ценах. И продолжает:
– Фиксирование же задачи-максимум означает сознательное ограничение собственных стремлений, чего мы делать не собираемся. Но можно сказать, что желанным результатом своей работы мы считаем возвращение к докризисным темпам роста показателей инвестиционной сферы, причем в максимально короткие сроки.
Напомним: по итогам 2008 года – года вхождения в кризис – темпы роста объема инвестиций в основной капитал в Ульяновской области составили 115%, а в докризисный 2007 год – 128,3%.
Мария Мишина