«Те, кто не верит, что Ульяновскую область ждет прекрасное будущее, в ближайшее время будут посрамлены» – заявил на сегодняшнем аппаратном совещании губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Мы не верим, но не теряем надежды быть посрамленными. Впрочем, факты говорят о том, что срама нам опасаться особо не стоит. Углубляться в мелочи не будем, а сосредоточимся исключительно на фундаментальных показателях. Бюджет С начала года областное руководство неоднократно рапортовало о том, что регион по тем или иным показателям занял первое, второе, третье, четвертое места по ПФО. Проблема в том, что все эти рекордные показатели рассчитывались исходя из краткосрочной динамики, то есть сравнивались не конкретные показатели в натуральном выражении, а их рост или падение за определенный период. Подобные индикаторы в ряде случаев вообще ни о чем реальном не говорят. Пример: у бабы Дуни не было козы, а у фермера Иванова было 1400 коз. Баба Дуня купила одну козу, а фермер Иванов – 700 коз. Индикатор роста козоводства при этом у бабы Дуни составит 100%, а у фермера – всего 50%. Баба Дуня, следовательно, станет безусловным лидером. Именно по этой причине мы решили сосредоточиться на реальных цифрах, и составили на основе официальных открытых данных статистики свой рейтинг регионов России для оценки положения Ульяновской области в реальном выражении по сравнению с другими субъектами РФ. Положение оказалось незавидным. По доходам бюджета региона на одного человека Ульяновская область оказалась на 11 месте с конца в группе с Ивановской и Саратовской областями и республикой Чувашия. Хуже только Чечня, Северная Осетия и Дагестан. Не лучше дела и с расходами. На одного жителя области в год тратится бюджетных денег лишь чуть больше, чем во Владимирской и Ивановской областях. И опять 11-12 место с конца. Оценивали мы и динамику роста доходов бюджета за пятилетний период. Получилось 117 с небольшим процентов, что ниже уровня инфляции. И хотя по этому показателю мы поднялись аж на 17 место с конца «турнирной таблицы», радоваться рано – ниже нас оказались в основном богатые регионы, не самая лучшая динамика роста доходов бюджетов которых связана в первую очередь с изменениями в перераспределении бюджетных средств, а не с плохим качеством управления. При этом область собирается жить в долг. Запланированный размер государственного долга региона на 2013 год составит более 10 миллиардов рублей, а к 2015 году приблизится к 19 миллиардам. В этой связи стоит напомнить, что размер бюджета области колеблется около значения 40 миллиардов рублей. Даже при значительном улучшении динамики роста доходов, в 2015 году долг области будет составлять не меньше 35-40% от бюджета. Кто, как и когда его будет выплачивать? Или мы будем посрамлены за счет того, что деньги будут взяты в долг? Инфраструктура и дороги Недавно журналисты журнала «АвтоРевю» перегоняли ВАЗ из Тольятти. В своем материале ульяновские дороги они назвали «вхлам раздолбанными», а дороги Татарстана «вполне приличными». Уверены, что коллеги были поражены знаменитым ульяновским шоу – переезд границы области, когда на смену приличному шоссе приходит раздолбанная дорога с заплатками из «холодного асфальта». При этом ситуация не улучшается. По итогам 2012 года Ульяновская область стала всероссийским лидером по динамике роста числа ДТП, связанных с плохим состоянием дорог. Аварий из-за разбитых дорог в регионе стало почти на 72 процента больше, чем в 2011 году. Мы неоднократно пытались разобраться в ситуации и выяснили, что лучше дороги при существующем положении дел не станут. Начать стоит с того, что для этого попросту нет инфраструктуры. Знаете ли вы, где находится ближайший карьер со щебенкой, отвечающей техническим требованиям, указанным в документации? В 500 километрах, доставка – только автотранспортом. Неудивительно, что вместо щебня в асфальте оказывается ПГС. А есть ли в Ульяновске необходимое количество современных асфальтовых заводов, которые могли бы с точки зрения логистики обеспечить поставку асфальта той марки, которая указывается в тендерах? Ответ – нет. Про непосредственную «связку» испытательной лаборатории с генеральным заказчиком вообще промолчим… Очевидно, что только деньгами проблему не решить. Вымирание Даже по самому оптимистическому сценарию к 2034 году население области уменьшится до миллиона, то есть почти на четверть. И это не наши подсчеты, а официальный прогноз службы государственной статистики с учетом миграции. При этом население всей России уменьшится по прогнозу всего на 2%, т.е. наш регион будет вымирать почти в 12 раз интенсивнее. На этом фоне снижение количества трудоспособного населения выглядит вполне естественным. К 2030 году каждый работоспособный житель области будет вынужден содержать ещё почти двоих. Чтобы переломить тенденцию, необходимо резко повышать рождаемость и всеми силами привлекать мигрантов из других регионов. Подобная работа в области проводится. Например, акция «Роди патриота» громко прозвучала на всю Россию, а про выделение участков многодетным написали все без исключения ульяновские СМИ, причем не по одному разу. Но ситуации все это не изменило. Как можно заметить из данных статистики, никакого влияния региональная семейная политика на динамику рождаемости не оказала – индикаторы оказались в пределах прогнозных, а улучшение показателя рождаемость/смертность оказалось в рамках общероссийского тренда, связанного с «волной» рождаемости поколения 80-х. Более того, прогноз от 2006 года по этому индикатору был даже более оптимистичен, чем наступившая реальность. Миграция Проблему усугубляет внутренняя миграция из региона. Только по официальным данным, учитывающим тех, кто снялся с регистрационного учета, в 2012 году из области выбыло более 25 тысяч человек. Это грустный рекорд, явно указывающий на то, что активное население не видит в регионе для себя перспективы. Но, как мы выяснили в конце прошлого года, реальная ситуация даже плачевней. С помощью анализа данных Росстата нам удалось выяснить приблизительный уровень миграции без снятия с регистрационного учета. Речь идет о людях, которые уезжают в другие регионы, при этом оставаясь прописанными в области. Таковых (по нашим оценкам) в прошлом году оказалось около 30 тысяч человек. Динамика удручает – с каждым годом из области уезжает все больше и больше людей. Подозреваем, что не самых бесполезных, раз трудовые мигранты востребованы в других регионах. В этом году мы посетили выпускное шествие УлГУ, внимательно послушали разговоры студентов и пообщались с ними. Оказалось, что после окончания вуза оставаться в Ульяновске планируют единицы. В основном, уже «пристроенные». Особой популярностью пользуется, естественно, государственная служба – начиная от «таможеньки», заканчивая «желтым домом». Ресурсы Ничего удивительного в этом нет. Единственный реальный ресурс и центр притяжения в дотационной Ульяновской области – это бюджет. История показывает, что при таком положении дел неизбежно возникновение экономики наместничеств, когда единственным реальным «бизнесом» становится контроль над территорией либо над какой-либо её функцией. Мы постоянно следим за этим процессом и можем смело утверждать, что экономика «наместничеств» в регионе развивается активнее, чем в среднем по России, хотя общий тренд, конечно же, задается не нами. Итог подобной неявной (и даже не осознаваемой) политики – консолидация управления ресурсами в руках «бизнеса» и власти разного уровня. При этом серьезно страдает качество управления, так как «бизнес» нацелен не на извлечение и преумножение прибыли, а на получение стабильной ренты. Следовательно, основные усилия затрачиваются не на построение бизнес-процессов, а на защиту «темы» от посягательств, то есть на выстраивание защитных границ. Именно в этой сфере и крутится основная масса средств, хотя занята в ней весьма небольшая доля населения. Это вызывает явное и ускоряющееся расслоение общества, причем не только по финансовым показателям, но и по возможностям использования ресурсов. Проще говоря, без прямой завязки с государством в регионе никакой серьёзный бизнес невозможен. Хотя бы из-за отсутствия серьезных денег вне поля «бизнеса». Без ресурсов нет перспектив. Круг замыкается, у любого нормального человека возникает желание из него вырваться, так как круг порочный. Порочный, в том числе, и с точки зрения экономики – серьезные свободные средства в области тратятся не на устройство созидательных процессов, а на защиту ренты и демонстрацию своего сословного статуса. Возникают реальные рынки «депутатства», «общественности», «власти», «отбивания наездов» и т.д. В большом почете вороные джипы, покупка которых за, по сути, оборотные средства для нормального бизнесмена выглядит глупейшим поступком. Но в рамках ульяновских реалий это нормально – главное «оборотное средство» у «бизнесменов» – это ресурс приближенности. Другие ресурсы в области фактически не продуцируются, а свободные деньги бессмысленным грузом складируются на депозитах. Инвестиции Сегодня разговоры о чудо-инвесторах, которых притянет к себе область, – это тренд. Но взглянем на карту инвестиционных площадок и проектов, размещенную на сайте Правительства РФ. Ульяновскую область найдешь не сразу – на ней всего одна точка. У соседей их по десятку и больше. Чем мы хвалимся на этой карте? Промышленная зона «Заволжье», Sabmiller, производственные базы мостоотряда и некий «объект смешанной жилой застройки». И все. Остальные проекты, по-видимому, до необходимой для нанесения на карту стадии пока не дошли. У соседней Пензенской области инвестиционных объектов три десятка – там и сельское хозяйство, и строительство, и туристический бизнес… Причем даже по карте видно, что объекты районированы. И это без излишней риторики про кластерную экономику. Судя по проекту бюджета на ближайшие годы, на качественный скачок за счет массового потока инвестиций в областной администрации не очень и рассчитывают. Миллиардов и триллионов не видно. Да и бэкграунд привлечения инвестиций у области не самый лучший – с дирижаблями в виде НЛО, мега-деревнями и с транспортом Юницкого регион подставился по полной. Не так давно мы спросили у наших московских партнеров, что они знают об Ульяновской области. Ответ свелся к фразе «сказочники». То есть имидж область наработала по полной. Стратегия Незавидное положение решено, по-видимому, спасать новой Стратегией развития области. Не так давно на её разработку был объявлен тендер. За 15 миллионов рублей победитель должен разработать Стратегию с учетом всех особенностей и преимуществ региона, а также предоставить проект музея СССР. Музей СССР вполне можно рассматривать как сказку, которую хочется воплотить в жизнь. По сути, речь идет о своеобразном кластере. Это слово сильно полюбилось областным властям. В техническом задании на Стратегию новомодные кластеры указаны явно. Это и IT, и креатив, и авиация… Их стоит рассматривать как очередную попытку консолидации усилий, причем уже с учетом реалий местных «наместничеств». Но если дело дойдет до реализации, то чем всё закончится? Реальными инвестициями или созданием новых функций территорий, то есть новых наместничеств? Ответ на этот вопрос нам кажется очень важным. Дилемма стоит простая – либо регион каким-то чудом переломит все негативные тенденции и сделает чудо-скачок вперед, либо просто перестанет существовать – народ вымрет и разъедется, инфраструктура развалится, а ресурсы закончатся. Конечно, хотелось бы, чтобы чудо произошло. Ради этого мы готовы быть посрамлены. Но реальных предпосылок для этого нам не видится без коренных изменений, в первую очередь, в массовом сознании. Пока единственные реальные инвестиции делаются в защиту «тем», выпускники мечтают не о собственном деле, а о «таможеньке», а альтернативных центров притяжения и раздачи ресурсов нет, говорить о возможном посрамлении не приходится. И это пугает. п.с. уже больше месяца мы проводим голосование на тему “Что является главной глобальной угрозой для Ульяновской области?”. Наиболее популярный ответ – “Плохое качество управления”. Так считают почти 60% всех участников голосования. “Изношенность инфраструктуры” назвали лишь 11%, а “Демографический кризис” 10% от всех проголосовавших. Даже знаменитая “База НАТО” набрала лишь 7% голосов. |
|
|
палата № 6
Все верно плюс издевательство над русской культурой. Шоу-мобили культуры – апогей креативной дебильности.