Предыдущая публикация цикла
Мы продолжаем цикл краеведческих публикаций по книге о культовой архитектуре нашего края авторов Сергея Шаповалова и Радия Губайдуллова – “Исторические храмы Симбирского-Ульяновского края”. Ее первый том – “Недействующие храмы” – вышел в 2011 году ограниченным тиражом. Сегодня мы публикуем главу, посвященную церкви в честь Покрова Богородицы в селе Аристовка Инзенского района
Церковь в селе Аристовка является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения – «Церковь в честь Покрова Богородицы (православный приходской трехпрестольный храм)», 1821 год. (Решение исполнительного комитета Ульяновского областного Совета народных депутатов от 12.02.1990 № 79 («Покровская церковь»); Распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 29.07.99. № 959-р.).
Село Аристовка (Покровское) расположено в 29 км к юго-востоку от города Инзы, у правого берега реки Инзы, вдоль старой дороги на Саранск. Раньше относилось к Городищенскому уезду Пензенской губернии. Основана Аристовка в 1659 году в период активной колонизации Среднего Присурья, около Синбирско-Корсунской засечной черты, построенной в 1647–1654 годах для защиты от набегов степных кочевников. Название Аристовка имеет фамильное происхождение; другое название села – Покровское – дано по сельской церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В 1864 году в Аристовке было 115 дворов, 2 православные церкви. В 1996 году в селе проживало 532 человека.
Построена церковь в 1821 году по проекту неизвестного талантливого архитектора. В период богоборчества, в 1930-е годы, храм был закрыт для богослужения. Сейчас церковь в запустении и полуразрушена.
В последние перед закрытием церкви годы здесь служил иеромонах Ираклий (Нечаев Яков Егорович), арестованный в 1932 году и осуждённый тройкой при Полномочном представительстве Объединенного государственного политического управления по Средне-Волжскому краю на 8 лет заключения. После досрочного освобождения Ираклий служил в чине архимандрита в Ульяновске, где был повторно арестован в 1937 году и приговорён тройкой при Управлении Народного комиссариата внутренних дел (УНКВД) СССР по Куйбышевской области к расстрелу.
Церковь стоит на восточной стороне улицы села, имеющей направление север–юг.
К цилиндрическому основному объему храма (без абсиды) примыкает широкая, прямоугольная со срезанными углами в плане трапезная и небольшая изящная колокольня. Двухъярусная ротонда храма прорезана арочными окнами и завершена невысоким сферическим куполом. Скругления придельных алтарей одноэтажной прямоугольной в плане трапез-
ной охватывают западную часть ротонды и примыкающего к ней объема двухъярусной колокольни.
Первый ярус колокольни, решённый в виде пристенного портика с четырьмя полуколоннами ионического ордера и треугольным фронтоном, состоит из четверика основания с арочным проемом входа и примыкающих к нему небольших помещений, в одном из которых расположена лестница. Верхний квадратный в плане ярус звона с четырьмя столбами,
несущими перекрытие, оформлен по углам тройными полуколоннами, несущими венчающий карниз.
Основной строительный материал церкви – кирпич 27x13x7 см. Основные габариты 30×17,5 м.
Основным приемом декоративного решения фасадов небольшого и изящного храма является обработка его стен рустом, поднимающимся до уровня архивольтов арочных окон трапезной. Верхняя часть стен трапезной (в пространстве между окнами) декорирована венками. На уровне пят арок проемов имеется горизонтальная тяга, в простенках круглые
розетки. Широкий антаблемент опоясывает все части церкви на одной высоте. Барабан купола с восемью проемами украшен карнизом. Западный вход имеет портик с четырьмя полуколоннами ионического ордера и треугольным фронтоном. Антаблемент и фронтон украшены профилями и сухариками.
Столбы верхнего яруса колокольни декорированы тройными полуколонками, несущими венчающий карниз. Колокольня завершена невысоким четырехгранным куполом. Особо тщательной детальной проработкой отличаются западный вход и колокольня.
Пространство под колокольней, перекрытое крестовым сводом с распалубками, фланкируется двумя овальными в плане помещениями. В одном из них размещена винтовая лестница, а второе сообщается с нишей юго-западного угла трапезной.
Следующая публикация цикла
Ульяновец
Святые места.
Ульяновец
О времена!!! Одних пучит от денег, другие нищие, правители разрабатывают планы что бы ещё скоммуниздить по быстрому и нет ни кому дела до духовности народа. Строим огромные дворцы купи-продай, а грошей на церковь не добьёшься хоть умри.
нетролль
Видимо именно поэтому РПЦ так нежно любит власть и во всём её поддерживает, а власть всяческими способами(даже КОНСТИТУЦИЮ собираются поменять в угоду, уголовку ввели за их нежнейшие чуйства и много еще чего прекрасного для 90% граждан) отвечает взаимностью. А на это всё деньги выделяются из бюджета, другой вопрос куда они деваются?
Интересно, вот на этот выпад(не первый и не последний) кто должен обижаться? http://www.youtube.com/watch?v=LYr-kSwmEJM#t=25 Я атеист, но меня, живущего в этом государстве очень сильно оскорбляет это преступление. Моя бабушка в церковь ходила, ( нас, внуков никогда не приобщала) и мне за нее очень обидно и оскорбительно, а РПЦ почему-то нет..
нетролль
http://www.youtube.com/watch?v=LYr-kSwmEJM я вот это имела ввиду
Аноним
У церкви своих бабосов что грязи пусть мерин S класса продадут восстановят да еще останется.
Ульяновец
Дело не столько в деньгах, как в вере нашего народа. Без веры нет прошлого и не будет будущего. Вера крепила и сплачивала народ всегда в трудные лихолетья нашей страны. А сейчас в голове у все “бабосы” и ничего кроме “бабосов”.
Аноним
Вера в то, что любая пакость простится, если поставить свечку? Будущще -за научным атеизмом