18 января 1905 года на заседании городской думы Симбирска обсуждались проекты устройства в городе электрического освещения. Доклад «в связи с элеватором к Волге» делал лично городской глава Михаил Волков. До реализации проекта дело тогда не дошло, но про него вспомнили в 1918 году, когда страну накрыл энергетический кризис. Что же за элеватор хотели построить в Симбирске?

Вопрос обустройства в городе электростанции активно начал обсуждаться с 1903 года. Симбирску не хотелось отставать от соседей и, как минимум, заменить на улицах газовые рожки на электрические лампы. Неоднократные споры в Городской Думе привели к тому, что задачу решили изначально толковать более широко и не ограничиваться лишь уличным освещением. Модное электричество должно было прийти и в дома уважаемых жителей города, в число которых, естественно, попадали и сами думцы.

После того, как в результате длительных дебатов решение было все-таки принято, дело стало за малым — подобрать подходящий проект устройства электростанции.

Тут же возник основной вопрос — а что будет источником энергии для электростанции? Вариантов рассматривалось несколько, но в итоге остановились на двух — энергии воды и приводе от двигателя.

За строительство гидроэлектростанции активно ратовал глава городского водопровода Борис Буховцев, который слыл в городе очень хорошим инженером – механиком. Им же и был подготовлен эскизный проект снабжения города электроэнергией от гидроэлектростанции.

Самым интересным в этом проекте был, конечно же, источник воды для вращения гидротурбины. Энергию падающей воды предлагалось получить за счет разницы в уровнях двух главных городских рек Волги и Свияги, соединив их каналом, который глава города и назвал элеватором.

Напомним, что в то время это была далеко не первая идея использования уникального месторасположения Симбирска в наиболее узком месте между двумя реками. Вторым грандиозным проектом было строительство гигантского тоннеля под Симбирской горой.

Проект Думой был внимательно рассмотрен. Дума постановила: «Доклад принять к сведению, отпечатать его вместе с проектом и разослать гласным, выразить городскому голове, членам электрической комиссии и инженер-механику г. Буховцеву благодарность думы за их труды».

0898

Амбициозный проект так и не дошел до стадии воплощения — в 1913 году в Симбирске была построена электростанция совсем другого типа. Одной из основных причин того, что идея строительства канала не была реализована, оказались владельцы мельниц на Свияге, которые саботировали идею с помощью закона «о воспрещении отвода воды из одной реки в другую». Их резоны были понятны — после строительства гидроэлектростанции Свияга неминуемо обмелела бы, и с мельничными прудами пришлось бы распрощаться.

Но проект окончательно не забылся. Во второй раз о нем Буховцев напомнил в годы гражданской войны, когда страна оказалась в ситуации энергетического кризиса из-за того, что Донбасс оказался вне зоны влияния большевиков. Тогда рассматривались самые разные варианты решения проблемы.

Проект Буховцева был рассмотрен в отделе госсооружений и полностью поддержан. При этом специалисты отметили, что никаких затруднений в строительстве канала и самой гидроэлектростанции не ожидается. Были сделаны и прикидки возможной мощности установки исходя из того, что «сила падения воды может быть больше 3000 лошадиных сил».

На строительство канала местные власти настроились всерьез. В конце 1918 года в Москву «пробивать проект» отправился председатель губсовета. Планировалось, что на строительство деньги могут быть выделены уже в 1919 году.

В столице проект рассмотрели, но денег на его реализацию не выделили — строительство требовало слишком больших затрат. Кроме того, в то же время в Среднем Поволжье уже активно работали геологические партии, обследующие залежи горючих сланцев. Ставку в решении энергетической проблемы было решено сделать именно на них. О том, что из этого вышло, мы неоднократно писали — проблема недостатка энергии так и не решилась до тех пор, пока не удалось вновь организовать поставки угля.