В проекте областного бюджета на 2015 год многие “коммунальные” строчки оказались урезанными. Что же будет со сферой ЖКХ региона в следующем году? На чем придется экономить? Ожидает ли нас очередное повышение тарифов и что будет с программой капремонта? Ответы на эти и другие вопросы искали участники совещания в комитете ЖКХ Законодательного собрания области, который возглавляет Геннадий Антонцев.

Водоснабжение

Совещание началось с обсуждения проекта бюджета на 2015 год в части финансирования мероприятий ЖКХ, точнее, с проблемных моментов.

Как рассказал директор департамента жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса Сергей Носков, на водоснабжение Ульяновской области на 2015 год требуется 252 миллиона рублей. Однако в бюджет заложено лишь 30% от потребности – 76,2 миллиона рублей, включая федеральное финансирование.

«Предусмотренных средств недостаточно, поэтому в первую очередь их направят на завершение уже начатых работ на объектах», – признался Носков.

Так, деньги планируется потратить на завершение работ в селе Троицкое Инзенского района, Теньковке и Уразовке Карсунского района, селе Студенец Кузоватовского района, поселке Восход Старомайнского района и в Ундорах Ульяновского района.
На газ денег нет

Аналогичная ситуация складывается и с газификацией. При реальной потребности в 391 миллион рублей проектом бюджета предусмотрено всего 46,5 миллиона рублей. Что можно сделать на эти деньги?

По инвестиционной программе Газпрома в 2015 году запланировано строительство 14-ти межпоселковых газопроводов в Тереньгульском, Сурском, Кузоватовском, Барышском, Николаевском районах.

«Сегодня восстановлены отношения с Газпромом, урегулирована задолженность, ничего не мешает проводить дальнейшие работы по газификации», – отметил Носков.

Однако зампредседателя комитета Владимир Камеко возразил, что денег не хватит даже на эти запланированные работы:

«Строительство 14 газопроводов в этих районах позволит в дальнейшем посредством прокладки сетей низкого давления газифицировать очень большое количество социальных объектов. Общая стоимость проектирования – более 400 млн.рублей, она составляет 30% от всех видов работ. Можно посчитать, сколько стоит проект. Поэтому денег катастрофически мало даже на эти цели. Не забывайте, что это социальные объекты! Программа синхронизации графиков рассчитана на 2 года, но даже с учетом 46 млн.рублей в 2015 и в 2016 году денег не хватит!»

Напомним, Газпром вкладывает средства в межпоселковые сети – от магистрали до села, а прокладка внутрипоселковых сетей – ответственность администрации.

Где взять деньги? Камеко предложил посчитать, сколько бюджетных средств ежегодно тратится муниципалитетами на закупку мазута. По его словам, например, в Барышском районе тратится порядка 300-400 миллионов рублей! С приходом газификации в район эти средства высвобождаются из нагрузки бюджета. Подобная история в Карсуне и так далее.

«Сколько денег высвободилось?! Почему мы эти высвобожденные средства не можем направить на развитие газификации? Их не надо нигде искать, эти статьи были в бюджете», – отметил Камеко.

«Пора менять стереотип, что отрасль ЖКХ – бездонная бочка. Мы должны понимать, что каждый вложенный в эту отрасль рубль через 2-5 лет должен приносить отдачу в виде налогов, рабочих мест. Мы говорим о водоснабжении, есть населенные пункты, куда впервые придет вода. Что это дает? Создание каких-то организаций, рабочие места. В перспективе мы должны понимать: если бюджет формируется ради того, чтобы его потратить – это одно, а бюджет, сформированный ради того, чтобы инвестировать деньги в развитие – это другое. Необходимо просчитывать, насколько эффективно использование вложенных средств», – отметил Камеко.
Из аварийного жилья переселят не всех

В 2015 году на программу по переселению из аварийного жилья заложено всего 20 миллионов рублей, тогда как необходимо было 85 миллионов рублей.

Как объяснил Сергей Гигирев, правительство РФ на 2014 год определило Ульяновской области индекативные показатели – 7720 кв.м.жилья. Исходя из этого, на 2014 год требуется 63 миллиона, пока в наличии есть лишь 13 миллионов. Для выполнения индексивных показателей на 2015 год нужно 85 миллионов, бюджетом предусмотрено лишь 20 миллионов.

По словам Гигирева денег для выполнения показателей достаточно, однако если их будет больше, то большее количество квадратных метров можно будет охватить. То есть 20 миллионов, по словам Гигирева, хватит, чтобы выполнить контракты первой половины 2015 года.

«Если бы деньги были в полном объеме, мы бы могли реализовать практически всю программу на перспективу», – пояснил Гигирев.

Между тем совокупный дефицит за 2014-2015 год за счет средств областного бюджета составляет 185 млн.рублей. И если проблему недофинансирования никак не решать, то она будет нарастать с каждым годом как снежный ком.
Энергоэффективность

Как пояснил директор Фонда реформирования ЖКХ и энергоэффективности Ульяновской области Сергей Шепелев, на 2015 год запланировано заключение порядка 100 энергосервискных контрактов, которые позволят добиться экономии потребляемых ресурсов от 20 до 50%.

Кроме того, регион может рассчитывать на софинансирование из федерального центра благодаря средствам, выделенным на перевооружение предприятий жилищного комплекса из региональной казны.

По подсчетам специалистов, чтобы претендовать на получение максимального размера субсидии из федерального центра (а размер субсидии составляет от 35 до 300 миллионов рублей) по этой программе, в областной бюджет необходимо заложить 94 миллиона рублей. На сегодняшний день проектом бюджета предусмотрены средства лишь на содержание самого Фонда содействия реформированию ЖКК и энергоэффективности Ульяновской области и субсидии областного коммунального хозяйства – порядка 20 миллионов рублей. То есть не хватает порядка 60 миллионов.
Программа капремонта

Одним из важных вопросов, затронутых на совещании, стали вопросы по реализации региональной программы капремонта, которая стартует в 2015 году.

Много нареканий вызвала ситуация по предстоящим взносам за капремонт в будущем году с владельцев нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах. По мнению собравшихся, необходимо пересмотреть договоры аренды и включить этот платеж в размер аренды помещений. Поскольку существует неразбериха с учетом таких помещений, в 2015 году запланирована проверка учета имущества Ульяновска.

Кроме этого, региональной программой по капремонту предусмотрено накопление средств либо на счету регионального оператора, либо на спецсчету по решению собственников. Однако, по словам Антонцева, жители Липецкой области, где уже реализуется подобная система, столкнулись с препонами. В частности, оказалось, что взять деньги от собственников и перечислить их на спецсчета региональная платежная система не может, поскольку подобные операции предусмотрены между юридическими лицами, а собственник – физическое лицо.

«Наша мечта – все внести в платежку и чтобы оттуда все уходило на спецсчет – не получается. Мы нашли такой выход. Мы открываем тот счет, уведомление о котором выслали каждому собственнику. И параллельно в ускоренном порядке открываем еще один счет. От регионального оператора деньги уходят на первый счет и сразу автоматически приходят на второй счет. Плохо это или хорошо, законно или нет – жизнь покажет. Думаю, этот вопрос решится со временем», – пояснил Гигирев.

Как и прежде платежный документ будет выставляться РИЦ или другим платежным агентом. А тем, кого не охватили через РИЦ, будут выставляться прямые счета на формирование фонда капремонта региональным оператором.
Старые дома – вне программы

Не секрет, что в Ульяновской области много домов, срок сбора средств с жителей которых на капремонт превышает 30-летний срок реализации самой программы. Между тем, любой дом должен вернуть деньги, включенные в программу в течение этого срока.

Например, одному из домов по улице Советской 124 года, износ очень большой, чтобы собрать деньги на капремонт дома, понадобится порядка 75 лет. Дому №3 по улице Ульянова 48 лет, большой износ, жителям нужно 134 года собирать деньги на капремонт, либо платить ежемесячно на капремонт по 23 рубля за кв.м.о, чтобы он попал в сроки реализации программы. Другой пример: Дом на II Рабочем переулке – 60 лет дому, износ 65%, на капремонт нужно будет собирать 52 года из расчета платежа 5.20 рублей за кв.м. ежемесячно, либо увеличить взнос до 9 рублей за кв.м..

По словам Антонцева, согласно п.1 ч.2 ст. 168 ЖК, могут не включаться в региональную программу капремонта дома, если их физический износ превышает 75% или совокупность ремонта превышает стоимость взноса. Как быть?

Сергей Гигирев пояснил, что в этом случае законом предусмотрено несколько вариантов:

«Если стоимость капремонта превышает предельно установленную, мы будем ходатайствовать перед муниципалитетом, чтобы они приняли участие в софинансировании. Второй вариант: те дома, в которых значительно превышаются сроки ремонта, в программу не войдут, потому что рисковать чужими деньгами мы не будем. Мы будем исходить из тех средств, которые возможно вернуть. Мне психологически тяжело принимать решение о начале капремонта на том объекте, который сносить-то страшно!»

Неужели старые дома, а вместе с ними и жителей оставят на произвол судьбы? Дырявая крыша может рухнуть в любой момент, а старые трубы затопить весь дом…

Гигирев заверил, что ничего подобного не случится. Работы будут выполняться по мере необходимости:
«Нужно – давайте починим крышу, а дальше будем смотреть. Есть предложение, которое находится в стадии согласования, что в 2015 году из порядка 650 объектов сделать 450 кровель – это важный элемент. А в последующие годы будут выполняться другие виды ремонта. И если возврата затраченных средств не будет в течение 15 лет – а это рационально – то нужно предложить собственникам увеличить размер взноса».

Кстати, размер платы для формирования фонда капремонта в Ульяновской области, по словам Гигирева составляет от 4,70 рублей за кв.м. до 17 рублей за кв.м. в зависимости от степени благоустройства и видам объекта. Самые дорогие объекты – 2-х этажные двух подъездные жилые дома, которых в Ульяновске насчитывается 1650. В среднем ежемесячный взнос на капремонт за 1 кв.м. в 9-этажном стандартном доме 75 серии составляет порядка 7 рублей.
Но повышение размера взноса – не последний вариант. Сергей Гигирев предложил законодательно закрепить 10% от собранного налога на имущество физических лиц, который значительно вырастет в 2015 году, зачислять в фонд капитального ремонта в качестве бюджетного софинансирования.

По мнению независимого юриста Константина Толкачёва, который обжаловал областную программу капитального ремонта в суде, ни одна из проблем, которая связана с фактической реализацией программы не решена. «Приближается час Х, когда начнут собираться взносы с людей. Возрастает уровень напряжения, так как появляется все больше, казалось бы, мелких а на деле серьезнейших вопросов. Федеральная концепция, закрепленная на сегодня в Жилишном кодексе, мягко говоря, несовершенна» – считает Толкачёв.

Какие предложения комитета по жилищной политики, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике в итоге будут реализованы, покажет время. А пока остается лишь ждать.

Светлана Александрова