I. ТЭЦ.
В предпраздничные дни вспомним о некоторых значимых городских объектах, введенных в строй в канун Нового года. 31 декабря 1946 года начала работу теплоэлектроцентраль Ульяновского автомобильного завод, ныне ТЭЦ-1.
Приобщение Симбирска к благам, даваемым энергетикой, началось на рубеже 19-20 вв. На некоторых предприятиях, в городском театре, в только что появившихся кинематографах, отдельных помещичьих усадьбах устанавливались генераторы для получения электрической энергии. В 1913 г. начала работать городская электростанция. С обеспечением бытовых и общественных потребностей она справлялась, а крупных промышленных предприятий в городе почти не было. О централизованном теплоснабжении и речи не шло.
Военная пора – время эвакуации в Ульяновск ряда крупных предприятий, включая такой гигант, как автозавод имени Сталина. Все они нуждались в энергии. А с образованием в 1943 году Ульяновской области последовало дальнейшее развитие промышленности региона и строительство новых заводов. Это потребовало значительного увеличения энергетических мощностей.
Первая в городе теплоэлектроцентраль строилась как ТЭЦ автомобильного завода. Ее возведение началось в начале 1944 года, практически одновременно с началом строительства завода на новой площадке в Засвияжье. Это был, без преувеличения, один из важнейших объектов – без энергии завод не мог работать. Строительство велось почти полностью вручную; не хватало материалов – комсомольцы, молодежь, школьники собирали металлолом. Несмотря на все трудности, в рекордно короткие сроки были построены главный корпус и другие объекты, смонтировано оборудование. Проект 1-ой очереди ТЭЦ, разработанный институтом «Промэнергопроект», предусматривал установку трех пылеугольных котлов среднего давления производительностью 75 тонн пара в час и двух турбогенераторов мощностью по 6 тысяч кВт. Первым директором ТЭЦ стал А.В.Горячев.
С 20 декабря 1946 года проводились пробные пуски первого котла и первого турбогенератора. 31 декабря, в 16.00, первый турбогенератор ТЭЦ, включенный в параллельную синхронную работу с другими электростанциями, вышел на проектную мощность в 1500 кВт. Это стало началом промышленной эксплуатации Ульяновской ТЭЦ.
И.В.Сталину была отправлена телеграмма, в которой говорилось:
«Дорогой Иосиф Виссарионович!
Строители треста №18 Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии, монтажники Центроэнергомонтажа Министерства электростанций и коллектив Ульяновского завода Министерства автомобильной промышленности счастливы доложить Вам, что на вновь строящемся Ульяновском автозаводе закончены строительно-монтажные работы первой очереди заводской теплоэлектроцентрали.
31 декабря первая турбина уже дала промышленный ток. В настоящее время ведется наладка, регулировка и подготовка к пуску второго турбогенератора и второго котла. Закончен монтажом третий котел…
Мы рады доложить Вам, наш любимый вождь и учитель, что с пуском первой турбины на автозаводе созданы необходимые условия для нормального и ускоренного строительства промышленных объектов и подготовки производства грузовых автомобилей в 1947 году…
Управляющий трестом №18 П.Л.Семенов, директор автозавода Н.В.Сазанов, … (и др.)».
Текст телеграммы был напечатан в «Ульяновской правде» 5 января 1947 года. В этом же номере газета поместила большую подборку материалов под общим заголовком «Новогодний подарок матери-Родине»: отчет о прошедшем митинге по поводу пуска 1-ой очереди ТЭЦ; рассказ о станции, ее строителях и работниках; о строительстве автомобильного завода и его перспективах. Далее – короткие выдержки из этих статей.
***
МИТИНГ. …Огромный машинный зал ТЭЦ наполнили трубопроводчики, электросварщики, монтажники, каменщики… – творцы теплоэлектроцентрали. В самой гуще толпы стоит высокий широкоплечий человек. Он распахнул ватную фуфайку, вытирает платком раскрасневшееся лицо.
– Что, жарко, Степан Алексеевич? А помнишь, как ломами долбили мерзлую землю?
– Такие вещи не забываются, Иван Дмитриевич, – отвечает своему другу Балыкину каменщик С.А.Гришин, – туговато приходилось… Зато смотри, какая махина!
Гордость звучит в этих словах, гордость за себя и своих товарищей, которые в голой степи создали ТЭЦ. … Первая очередь теплоэлектроцентрали Ульяновского автозавода за несколько часов до наступления Нового года дала промышленный ток городу.
3 января – торжественное открытие. Ровно в 5 часов вечера секретарь обкома КПСС И.Н.Терентьев разрезает красную шелковую ленту, соединяющую штурвалы стопорных клапанов турбины…
Директор автозавода т.Сазанов: «21 января 1944 года были начаты первые земляные работы по строительству теплоэлектроцентрали. Тогда еще на полях сражений грохотали пушки и рвались бомбы… Совместные усилия строителей, монтажников, эксплуатационников увенчались успехом. Наша ТЭЦ дает промышленный ток для города Ульяновска и завода».
Прораб треста №18 т.Задырко: «Я вспоминаю 1944 год. Стоял январь. Все вокруг было занесено снегом. Холодный ветер обжигал лица и руки, но лучшие люди нашего коллектива рыли котлованы, вели планировку строительной площадки. Это плотники Лимаев, Клушин, Матюхин, каменщики Гришин и Балыкин, арматурщицы Коновалова, Леонова и многие другие…».
Начальник ТЭЦ т.Горячев: «31 декабря генератор ТЭЦ выработал первые киловатты энергии, часть которой пошла на фабрики и заводы Ульяновска. …Вписана новая страница в книгу побед трудящихся нашей Родины…».
СТРОИТЕЛИ И МОНТАЖНИКИ. …Первыми пришли на стройку каменщики С.А.Гришин и И.Д.Балыкин. Они рыли котлованы, подносили материалы, выполняли любую работу, чтобы ускорить строительство ТЭЦ. За 10 месяцев эти замечательные мастера выполнили по две годовые нормы каждый. Все опалубочные работы выполнены плотниками молодежной бригады Николая Клушина… По сей день работает на строительстве один из лучших бетонщиков Тимофей Михайлович Рогов. Летом и зимой, в зной и мороз он давал по 2 нормы в смену…
На многих трубопроводах ТЭЦ выделяются две чеканные буквы личной марки электросварщика Георгия Захаровича Силаева. Такую марку ставят лишь те сварщики Советского Союза, которые имеют удостоверение на право сварки особо ответственных сооружений высокого давления…
УЛЬЯНОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ. …Приказом Министерства автомобильной промышленности срок пуска главного конвейера и начала сборки автомобилей назначен на март 1947 года. … К марту мы должны смонтировать и сдать в эксплуатацию до 500 единиц оборудования и приступить к выпуску деталей и узлов шасси грузового автомобиля ГАЗ-АА. В первом квартале 1947 года число работающих на заводе возрастет в 2,5 раза…
Закончились работы по подготовке к пуску теплоэлектроцентрали. 31 декабря турбина дала электроэнергию заводу и городу.
К 1 февраля 1947 года строители должны закончить стройку корпусов инструментального цеха; до 10 января нужно сдать под монтаж цеха шасси и коробки скоростей; поспешить со строительством цеха главного конвейера…
Особое место занимает строительство жилищного городка…
Н.Сазанов, директор автозавода.
ОГНИ ТЭЦ. Машинный зал. В огромные окна заглядывают сумерки зимнего вечера. У штурвала стопорного клапана старший мастер турбинного цеха Борис Осипов. С особенным чувством берется он за рукоятки штурвала – сегодня, 31 декабря, пуск ТЭЦ.
Инженер-наладчик т.Голубев дает команду пустить пар. Стрелка тахометра медленно ползет вверх, до цифры 3000 – количество оборотов ротора доведено до предела. Мощный рокот турбины заполняет огромный зал…
Машина пущена. Дан первичный ток. … Наступает самый ответственный момент – синхронизация и включение генератора в рабочую сеть. Ответственный за пуск ТЭЦ т.Безбородов… подходит к главному щиту управления. Легкий нажим кнопки, и в машинном зале вспыхивает сигнальная лампа. Ровно гудят машины. Турбина работает нормально.
В машинный зал передается последний сигнал: «Внимание! Включаю». Т.Безбородов поворачивает ключ управления масляного выключателя… Генератор плавно, без заметного толчка, впервые включается в синхронную параллельную работу с электростанцией ЗМД. Генератор принял на себя нагрузку…
Живительная сила по проводам потекла в цеха автозавода, на строительные площадки, в город. Новые огни загорелись над великой русской рекой.
А.Макаров.
***
В январе 1947 года теплоцентраль стала давать ток цехам автозавода, в 1951 году – Ульяновской городской электростанции, с которой была связана линией электропередачи.
Это было началом большой энергетики Ульяновска. Можно сказать, что дальнейший рост и развитие города происходили вокруг ТЭЦ. Но до создания единой эффективной системы было еще далеко. Теплоэлектроцентраль работала, главным образом, на автозавод. До конца 50-х каждое предприятие города имело собственные источники энергии, а жилые дома отапливались печами или небольшими угольными котельными. 19 июля 1958 года издано постановление Совмина СССР о создании в Ульяновске единой энергосистемы, включающей ТЭЦ-1, высоковольтные электросети и энергоснабжающее предприятие «Энергосбыт». В 1961 году образованы Ульяновские тепловые сети и создано центральное диспетчерское управление всей энергосистемы.
Росли потребности города в тепле и энергии, в соответствии с этим расширялась и совершенствовалась УТЭЦ-1. Проект схемы теплоснабжения Ульяновска 1964 года и на дальнейшую перспективу предусматривал увеличение мощности до 340 тыс. кВт. В 1972-м введен в эксплуатацию новый главный корпус теплоэлектроцентрали: первый котел высокого давления производительностью 420 тонн пара в час и турбина мощностью 60 мегаватт. Затем было пущено еще 5 котлов производительностью 480-500 тонн пара в час. В 1973 г. ТЭЦ-1 перешла на газ, как основной вид топлива. Построены и введены в строй очистные сооружения. Градирни (53,5 метра), знакомые всем по густым облакам пара, построены одна в 1972-м, другая в 1988 гг. Высота трубы – 185 метров.
Имели место и драматические события. Ульяновцам старшего поколения памятны январские дни 1979 года, когда в новогоднюю ночь 40-градусные морозы вызвали аварию (разрыв коллектора) на ТЭЦ. Тогда было принято единственно возможное решение слить воду из системы. Город в лютую стужу остался без тепла. Благодаря героическому труду энергетиков и помощи всей страны восстановить теплоснабжение удалось за считанные дни.
Рост города, строительство УАПК и нового жилого района потребовали сооружения современной, высокоэффективной ТЭЦ-2. Но и ТЭЦ-1, прошедшая глубокую модернизацию, ничем ей не уступает, а по ряду показателей превосходит. Старый корпус теплоэлектроцентрали автозавода, построенный в 1946 году, теперь кажется маленьким и неказистым по сравнению с современными сооружениями ТЭЦ. Но с него все начиналось, и когда-то он казался огромным.
Строительство Ульяновского автозавода.
«История Ульяновского автомобильного завода», М., Профиздат, 1988.
Ульяновский автомобильный завод. Во дворе первой заводской школы.
«История Ульяновского автомобильного завода», М., Профиздат, 1988.
Строительство заводской ТЭЦ, 1944 год.
«История Ульяновского автомобильного завода», М., Профиздат, 1988
«Новогодний подарок матери-Родине».
«Ульяновская правда» от 5 января 1947 года о пуске ТЭЦ автозавода (фото с экрана проектора).
Теплоэлектроцентраль Ульяновского автозавода.
«История Ульяновского автомобильного завода», М., 1988.
ТЭЦ автозавода, 1947 год.
Источник: cronograph.livejournal.com, «История Ульяновского автомобильного завода в фотографиях».
Проект Ульяновского автозавода. Институт «Промстройроект», 1947.
Источник: uaz.ru/company/75
Владимир Воронин”
При Сталине Ульяновск комплексно развивался,при Путине – шариеко-фонариково деградирует.
” 31 декабря 1946 года начала работу теплоэлектроцентраль Ульяновского автомобильного завод, ныне ТЭЦ-1… Приказом Министерства автомобильной промышленности срок пуска главного конвейера и начала сборки автомобилей назначен на март 1947 года. … К марту мы должны смонтировать и сдать в эксплуатацию до 500 единиц оборудования и приступить к выпуску деталей и узлов шасси грузового автомобиля ГАЗ-АА. В первом квартале 1947 года число работающих на заводе возрастет в 2,5 раза… К 1 февраля 1947 года строители должны закончить стройку корпусов инструментального цеха; до 10 января нужно сдать под монтаж цеха шасси и коробки скоростей; поспешить со строительством цеха главного конвейера…
Особое место занимает строительство жилищного городка…”
***
Вам ошейника и намордника не хватает от сталина.
vladimir
Ну и живи в дерьме!
умный
Дурак!!!
Владимир Воронин”
Это было время, когда разговор о деньгах считался неприличным.
Вирус монетизации стал неконтролируемо, пока ещё неявно, прогрессировать при Хрущёве, когда принципиально разошлись с Китаем.
Владимир Воронин”
…
z
блин, а ведь так и оказалось…
Владимир Воронин”
В Китае, как и при Сталине в Союзе, раковая опухоль монетизации сдерживается на доброкачественном уровне, не угрожая системе в целом.
Причём сталинская антимонетизационная система была на порядок надёжнее китайской – в конце своего правления Сталин даже смертную казнь за экономические преступления отменил.
Закономерно…
Маски сброшены господа!