Мы договорились встретиться с дежурным муниципального предприятия «Дорремстрой» Генриком Даллакяном на улице Можайского около 23 часов. Снег выпал давно, основную его часть убрали, но нужно расширять проезжую часть, чистить заездные карманы. Как раз в эту ночь ударил мороз, был сильный ветер. Но работа шла по намеченному плану, мигающие лампочки техники видно издалека: на них мы и пошли. Уже по пути в глаза бросилось дорожно-парковочное безобразие, мешающие нормально очистить обочины и заездные карманы дорог. Эти же самые водители, наверняка, больше всех и ругают коммунальщиков: мол, работать совсем не хотят, дороги не чистят, хотя призыв так не парковаться звучал неоднократно. Кто-то ведь отошел на пять минут, а кто-то оставляет авто на всю ночь. Вот и крутись вокруг него, пытаясь сделать свою работу.
Наши мысли сразу же подтвердил дежурный:
– Стоит машина, водитель отошел, нам приходится или задерживаться здесь, или обходить, и это место получается неочищенным.
– А по колесу постучать?
– Ну, может, кто-то и выйдет. Но навряд ли.
Генрик Завенович показывает: вот, видите, машина стоит. Как качественно очистить обочину?
– Ночью, конечно, удобнее, потому что машин меньше. Днем это делать совершенно невозможно.
– Может, стоит к властям обратиться, чтобы предприняли жесткие запретительные меры, например?
– Я думаю, они наши проблемы знают, и это должны все-таки городские власти решать. Потому что очень сложно работать даже ночью.
Кстати, проблемы административным ресурсом решить вполне возможно: ведь на время эстафеты Олимпийского огня почему-то все силы и средства для эвакуации автомобилей в Ульяновске нашлись. Пока же такое безобразие творится по всему городу. И не эвакуируются автомобили, припаркованные даже на тротуарах. Но это другая грустная история нашего города.
Мы попали на вечернюю, вторую смену. Улица Можайского короткая и узкая, да еще здесь рельсы – с неочищенными обочинами ездить совсем тяжко, вот и продолжаются работы, хотя последний снег выпал еще неделю назад.
– Составляется график, маршруты работ, есть определенный план, по каждой улице и по времени распределены свои машины и техника. Сегодня ночью на этом участке восемь машин-самосвалов, “Бобкэт”, трактор и автогрейдер. Это весь необходимый комплекс техники.
Подойдя поближе к работающей технике, Генрик Завенович объясняет, как происходит процесс: сначала надо провести определенную работу, чтобы снегоуборочная машина могла убрать снег с дороги.
– Надо подготовить снег, разрыхлить. Грейдером делаем вал, чтобы снегоуборочная машина могла произвести «захват» снега.
После этого подключается трактор-щетка, чтобы очистить полотно от оставшегося снега. Машина заполняется каждые 6-7 минут – по 8 или 12 тонн, в зависимости от тоннажности техники. Снег увозят на специальную площадку у Карлинского. Кстати, всего в ночь с 24 на 25 января на дорогах Ульяновска работало 82 единицы спецтехники.
– А вот эти валуны на обочинах по нормам тоже надо убирать?
– Сначала мы должны освободить проезжую часть, чтобы завтра утром трамвай прошел, машины проехали. Это, конечно, должно убираться. Но если мы сейчас в раз все будем делать, мы можем не успеть, поэтому дорога – в первую очередь.
В эту же ночь был запланирован вывоз снега с улиц Марата, Карла Маркса и Верхняя Полевая. На некоторых участках – обработка песко-соляной смесью улиц, тротуаров, остановок общественного транспорта и пешеходных переходов.
– Сейчас мороз, в данный момент жидкие реагенты не используются. А вот песко-соляную смесь мы при необходимости применяем, посыпаем перекрестки, подъемы и спуски.
Генрик Завенович рассказал, что смена началась в восемь вечера и продлится до утра. На участках – дежурный, мастер и работающие на технике. И на ветру, и на морозе.
– Холодно, наверное, вот так стоять…
– Конечно, холодно! Но работа такая.
– А как греетесь?
– Ну, здесь у нас дежурная машина есть.
Кстати, в дежурном “Уазике” мы и продолжили разговор: замерзли не на шутку. Тем временем, дело шло к полуночи.
– У нас сейчас обед, – говорит Генрик Завенович. – Потом снова продолжим.
– А не обидно, когда люди говорят, вот город не чищен…
– Ну, в принципе обидно, потому что мы работаем. Это происходит сутками. Говорят, что мы не работаем, но как не работаем? Конечно, обидно. Потому что кто работает – они видят свой труд.
– В этом году повезло пока? Сильных снегопадов не было.
– Но мы все равно стараемся каждый проблемный участок обработать. И днем и ночью, служба у нас работает круглые сутки.
Тем временем
Отметим, что проблема сложности очистки обочин из-за припаркованных авто актуальна не только для Ульяновска. В ряде городов ее даже решают. Чтобы узнать, что делается в этом направлении у нас, мы обратились в горадминистраю. Сразу нам ответить не смогли, сообщив, впрочем, что у нас устанавливаются специальные знаки в период уборки снега, но пообещали уточнить информацию после обеда. Пока мы в ожидании, посмотрим, как решают проблему в других городах.
Вот, например, Саратов. Как сообщают местные СМИ, на ряде участков устанавливаются временные дорожные знаки, запрещающие парковку авто. Днем работники ГИБДД выявляют брошенные авто и связываются с их владельцами, чтобы они убрали транспорт, мешающий расчистке. С восьми вечера авто эвакуируют.
Для уборки снега начали эвакуировать автомобили с улиц Уфы, сообщает «СпутникФМ».
Чтобы облегчить работу коммунальщиков, на улицы города вернулась система парковок по четным и нечетным дням. В среднем в Уфе за сутки эвакуируются 60-65 авто. «Помимо штрафа, необходимо оплатить услуги эвакуатора и штраф-стоянки. Так что соблюдение правил парковки позволяет экономить», – пишет «СпутникФМ».
Юлия Узрютова