В этом году я не откликнулся на призыв властей и не вышел на традиционный весенний субботник. Не откликнулся прямо-таки по идеологическим причинам.

Что же получается: одной рукой действующая власть всячески пытается выжечь любое напоминание о коммунизме, а другой – сохраняет этот определенно коммунистический атрибут. В итоге мы видим некий оксюморон. В том смысле, что во времена настоящих субботников люди выходили на улицу с метлами и граблями для того, чтобы сделать свой двор, город уютнее и чище. Это был своего рода элемент объединения людей. При этом никто не платил каким-то домоуправляющим компаниям откровенно бешеные деньги за уборку и благоустройство территории.

Что же выходит сейчас? Когда я изучил коммунальную квитанцию, то в очередной раз убедился, что за те деньги, которые мы, жильцы, ежедневно вносим, наш двор и город в целом должны мести и благоустраивать едва ли не круглосуточно. В итоге же складывается поистине абсурдная ситуация – мы платим деньги за благоустройство территории, которое, к примеру, во дворе дома, где я живу, свелось к спилу живых деревьев и установке полуразрушенных клумб. А после этого сами идем выгребать мусор. Господа, вы платите парикмахеру, а потом разворачиваетесь и идете домой стричься самостоятельно? А ведь это ровно такая же услуга. И призывы к совести и моральным качествам выглядят здесь, как мне представляется, совершенно неуместно. Если страну перевели в систему рыночных отношений, то надо быть последовательным до конца.

На днях услышал, как знакомый вузовский преподаватель возмущался по поводу того, что студенты одного факультета отказались убираться в городском сквере, проигнорировав субботник. Негодованию преподавателя не было предела – дескать, никакого уважения, полное падение нравственности, безоговорочная утрата морали! Однако в этом случае я всецело на стороне студентов, многие из которых еще и платят деньги за свое обучение. Если уж на то пошло, они пришли учиться, а не убирать грязь в городском парке, подменяя собой дворников, работа которых оплачивается из местного бюджета.

Само понятие “субботник” было распространено только в Советском Союзе, а на сегодняшний день известно лишь в странах, возникших после его распада. В первом коммунистическом субботнике участвовало 15 человек. Из них 13 коммунистов и двое сочувствующих. А 10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 человек) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге, который стал поводом для статьи Владимира Ленина “Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу “коммунистических субботников”)”. Тогда начинание московских железнодорожников, активно подхваченное на промышленных предприятиях, Ленин назвал “проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма”.

Я считаю, что нынешние субботники во многом аморальны. Аморальны хотя бы потому, что в условиях исчезновения идеологической составляющей они стали банальным средством экономии и одновременно дешевой показухой. Ни для кого не является большим секретом, что сегодня зачастую клерков и работников промышленных предприятий выводят на добровольно-принудительные субботники.

Россия – действительно удивительная страна. Каждый апрель тут бурно обсуждают, выносить ли Владимира Ильича из Мавзолея или нет, после чего организуют субботники. И, согласитесь, особо интересно наблюдать, как на эти ритуальные взмахи вениками приезжают высокопоставленные персоны.

В Ульяновске, на родине вождя мирового пролетариата, мне неоднократно доводилось наблюдать, как первые лица города и области на роскошных иномарках дружно съезжались для того, чтобы походить с граблями под прицелами телекамер. Правда, никто потом не сообщал, во сколько бюджету обходится работа таких vip-дворников.