Ужасный запах, вызывающий головокружение, тошноту и перепады давления, уже давно стал самым настоящим бичом для жителей многих райцентров, рядом с которыми расположены свалки мусора.
По ночам в селах, расположенных по соседству с свалками мусора дышать вообще становится невозможно, когда сжигают мусор, что, кстати, строго запрещено. Однако так уж у нас повелось, что законы создаются для того, чтобы нарушать их.
Дым и смрад уже давно стали головной болью для жителей близлежащих с мусорными свалками населенных пунктов, однако, несмотря на их многочисленные заявления и жалобы в соответствующие инстанции, ситуация не меняется, и неизвестно, кто же именно несет ответственность за окончательное решение этой проблемы/
Участки дороги на пути к свалкам представляет собой очень неприглядное зрелище – вся дорога завалена выпадающими из мусоросборочных машин кучами мусора. Эти следы безошибочно приведут всегда к конечному пункту – мусорной свалке. Это вопиющее нарушение самых элементарных санитарно-гигиенических норм. В советские времена было принято сразу же засыпать мусорные отходы землей, дабы избежать распространения неприятного запаха.
Практически не одна свалка на территории муниципальных образований Ульяновской области не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Нет ни одного вида защиты окружающей среды (экраны, обваловка, ограждение и т.п.), сортировка и учёт отходов не ведутся нигде. Мониторинг состояния отружающей среды отсутствует. Российское законодательство предъявляет четкие требования к органам местного самоуправления по организации сбора, вывоза (поселения) и организации утилизации и переработки отходов производства и потребления (район).
Однако в большинстве случаев очистка территории производится плохо. Население за вывоз отходов платить не хочет, и поэтому избавляется от мусора и отходов самым доступным способом – бросает их за забор или в ближайшие кусты.
Отношение к работе с отходами надо менять срочно. В первую очередь со стороны руководства районов: обустроить свалки и полигоны отходов, повсеместно организовать сбор бытовых и биологических отходов.
Ярким примером нарушений законодательства в сфере обращения отходов является Кузоватовский район, в пару километрах от районного центра начинается череда несанкционированных свалок, постоянно горящих, отравляющих атмосферный воздух. Сама же «официальная» районная свалка практически не одним санитарным требования не соответствует.
Решить мусорную проблему, задача не только областной власти, но и в первую очередь задача районной власти. Кроме обустройства свалок, и централизованного вывоза мусора следует разработать план – схему очистки очередность осуществление мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин и т.д.
Иными словами на примере Кузоватовского района в данный момент усматривается бездействие органов местного самоуправления, в части организации утилизации и переработки опасных отходов нарушают законные права и интересы граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст.41,42 Конституции Российской Федерации.
В частности Федеральный закон от 06.10.2003 №131 вменяет в обязанности органов местного самоуправления организацию сбора, вывоза, утилизации отходов (п.п. 18 ст.14 и п.п.24 ст. 16), а также нарушаются санитарные нормы (СанПиН 42-128-4690-88) «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест».