Даже на самый перспективный проект не так легко отыскать инвесторов.
Множество молодых людей, воодушевленных примерами развития интернет-проектов из простой идеи в миллиардное состояние, мечтают реализовать в сети собственные задумки. У многих появляются действительно стоящие проекты, о которых они по «секрету» рассказывают друзьям.
Между тем, действительная реализация своей идеи – это простой стандартный механизм.
Напомним некоторые известные случаи.
Сайт «Одноклассники». Кстати, это не оригинальное изобретение нашего соотечественника Альберта Попкова. Он его «смастерил», будучи в вынужденном отпуске. Работая над аналогичным обанкротившимся проектом, Попков по контракту не имел права делать подобные работы за рубежом и ради развлечения запустил такой же интернет-портал в России 4 марта 2006 года. Сайт рос как снежный ком. Настал период, когда самого автора устранили от руководства за некомпетентность. В настоящее время Попков больше не имеет акций своего детища. С 2010 года портал «Одноклассники» принадлежит Mail.Ru Group.
Стадии и заблуждения
Стандартными стадиями развития любого интернет-проекта считаются следующие:
– Есть – идея. Цель – прототип. (То есть у вас уже имеется некая задумка, нужно подобрать какой-то прототип, преобразив который можно реализовать эту идею).
– Есть – прототип. Цель – опытный образец. (Разработка готова, пора запускать опытный образец, например, новый интернет-портал для бета-тестирования).
– Есть – опытный образец. Цель – мелкосерийное производство.
– Есть – мелкосерийное производство. Цель – рост продаж, прибыль, серийное производство.
Есть несколько заблуждений у современных изобретателей. Например, главное – это идея. «Сейчас покажу ее заграничным богатеям, и они у меня в очередь выстроятся». Неправда! Никто, а тем более богатые люди с деньгами не любят рутинную работу, и принимая решение они смотрят прежде всего на команду, которая будет воплощать задуманное.
Второе заблуждение – набрать друзей, которые смотрят на тебя восхищенными глазами, занять у них денег, поделить будущие должности и прибыли – и вперед. Неверно! Потеряете друзей в любом случае, и если деньги появятся, и тем более, если не получится. Бизнес дело серьезное.
Законы и чиновники
Для финансирования на начальных этапах есть так называемые «бизнес-ангелы».
«Бизнес-ангел» – это физические и юридические лица, инвестирующие часть собственных средств в инновационные компании самых ранних стадий развития. Цель вложений бизнес-ангелов – рост стоимости проинвестированных ими компаний. Основной доход бизнес-ангел получает на «выходе» через продажу своей доли (пакета акций) за стоимость значительно превышающую первоначальные вложения. Продажа может быть осуществлена на фондовом рынке, стратегическому инвестору, самим основателям компании. Несмотря на высокие риски, бизнес-ангельское инвестирование является одним из самых высокодоходных видов бизнеса, способным принести инвестору не менее 70% годовых.
У нас в России есть несколько ассоциаций бизнес-ангелов, их легко найти в Интернете.
На дальнейших стадиях надо искать венчурных, а затем и прямых инвесторов. Так что, если вы действительно верите в себя и свою идею, не останавливайтесь.
Стоит отметить, что у нас принято много полезных законов для воплощения инноваций. В том числе на региональном уровне. С их помощью можно получить гранты, значительные налоговые льготы и другую помощь в реализации инновационных проектов.
Автор проекта, «Виртуальный театр» (наша газета писала о нем в N4 от 9.02.12), попытался воспользоваться этими законами. Но, как это часто у нас бывает, на деле разработанные документы не всегда помогают инноваторам. Уж очень много времени уходит у чиновников на составление отчетов или как, например, у директора департамента развития предпринимательства на обсуждение «5 прорывных тезисов для малого бизнеса из статьи Владимира Путина «Нам нужна новая экономика». А вот на письмо ответить им, видимо, некогда.
Василий Скамейкин