С 1 января 2017г. вступил в силу Закон «О государственной регистрации недвижимости», главной задачей которого является объединение систем учета объектов недвижимости и регистрации прав. Закон изменил процедуру кадастрового учета и государственной регистрации права. Каким образом изменилась процедура и порядок подачи документов в орган регистрации права мы попросим прокомментировать начальника отдела учетно-регистрационных действий №2 филиала Кадастровой палаты по Ульяновской области  – Лаптева Анатолия.

1. Вопрос:

Какие изменения произошли с 01.01.2017 в части предоставления документов для кадастрового учета и государственной регистрации права?

Ответ:  Процедура кадастрового учета и государственной регистрации права для заявителей и правообладателей не усложнилась и в целом осуществляется в том же порядке, что и до 1 января 2017 года. А вот порядок подачи документов изменен, и он стал удобнее.

Одним из таких удобств в настоящее время является возможность подачи документов в офисе Кадастровой палаты или МФЦ на территории России независимо от места расположения объекта недвижимости в отношении которого осуществляются учетно-регистрационные действия, тогда как раньше документы принимали в территориальных подразделениях Кадастровой палаты или МФЦ исключительно по месту расположения объекта недвижимости.

Также удобным нововведением для граждан является возможность в определенных Законом о регистрации случаях, подать одно заявление на проведение регистрации прав и кадастрового учета в отношении одного и того же объекта. В этом случае оба действия будут выполнены одновременно. Это значительно сокращает для граждан сроки рассмотрения заявления и экономит время за счет единоразового обращения.

Интересным нововведением является и то, что юридическому лицу не нужно предъявлять учредительные документы для кадастрового учета и регистрации прав в случае обращения лица, который имеет право действовать без доверенности. Орган регистрации прав самостоятельно запрашивает эти документы.

Новым законом о регистрации установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. И если ранее заявление о постановке на учет объекта недвижимости могло подать любое лицо, то сейчас заявление в отношении созданного (то есть построенного) объекта недвижимости может представить собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости.

2. Вопрос:

Какие существуют способы подачи документов?

Ответ:

Новый закон предусматривает несколько способов подачи документов:

– в бумажном виде – при личном обращении в офис Федеральной кадастровой палаты (далее – Кадастровая палата) и многофункциональный центр «Мои документы» (далее – МФЦ), либо по почте;

– в электронном виде (в форме электронных документов) – через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.

Хочу отметить, что если документы предоставляются в форме электронных документов, в том числе в форме электронных образов, такие документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора либо лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе.

В случае обращения в орган регистрации права путем направления документов посредством почтового отправления, направляемые документы и подписи на них заверяются в нотариальном порядке.

3. Вопрос:

Изменились ли требования к комплектности документов, необходимых для подачи в орган Регистрации для осуществления учетно-регистрационных процедур?

Ответ:

Комплект документов для кадастрового учета и регистрации права в целом остался прежним. При подаче заявления при личном обращении в обязательном порядке необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность (для граждан РФ, постоянно проживающих в России, таким документом является внутренний паспорт, а для граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом и не имеющих регистрации по месту жительства в РФ – загранпаспорт), а если обращается представитель – нотариально удостоверенную доверенность.

Также при подачи документов необходимо учитывать специфику учетно-регистрационных действий и различные виды процедур осуществляемых в органе регистрации права. С перечнем и формой необходимых документов можно ознакомится на сайте Росреестра в подразделе «Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости» раздела «Физическим лицам» (http://rosreestr.ru/site/fiz).

4. Вопрос:

А существуют ли случаи, при которых заявителю может быть отказано в приеме документов?

Ответ:

Законом о регистрации установлен единственный случай, при котором заявителю может быть отказано в приеме таких документов – в случае, если не установлена личность лица, обратившегося с заявлением, в том числе не предъявлен документ, удостоверяющий личность такого лица.

5. Вопрос:

Известно, что ранее действующее Законодательство предусматривало случаи, при которых документы, предоставляемые на регистрацию подлежали возврату. Предусмотрен ли в настоящий момент возврат документов?

Ответ:

Да предусмотрен. Причем основания для возврата, предусмотренные в старом Законе о регистрации в несколько измененной редакции, также включены в Закон о регистрации. К ним относятся:

Во-первых, если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины, и не был представлен документ, подтверждающий ее уплату.

Во-вторых,  в Едином государственном реестре прав имелась запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

При этом с 2017 года установлены  новые основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения, такие как:

– заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов не соответствующих установленному формату;

– представленные в бумажном виде заявление и документы имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;

– представленное заявление не подписано заявителем в соответствии с законодательством России.

 

Информация предоставлена

Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области