Уважаемый Борис Иванович!

Уважаемые депутаты Законодательного собрания!

Дорогие ульяновцы!

Сегодня перед рассмотрением бюджета в первом чтении я выступаю перед Вами с традиционным докладом, характеризующим наше видение и приоритеты бюджетной политики на 2013 год и период до 2015 года.

Но вначале – о социально-экономической ситуации в регионе.

I.      Основные результаты бюджетной политики.

2012 год завершает первый этап реализации Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года. И мы не ошиблись, когда формулировали цели и задачи, принимали сам документ и вносили в него необходимые правки. Это позволило нам решить ряд жизненно важных и системообразующих задач.

Первое. Мы не только реанимировали экономику, но и обеспечили ей необходимую количественную динамику развития, высокие темпы роста по ряду направлений.

По итогам 2011 года область стабильно входила в число 25-ти лучших в Российской Федерации по индексу роста промышленного производства за 2 года, по индексу сельхозпроизводства (мы были первыми в РФ), темпам ввода жилья и строительно-подрядных работ, показателям транспорта, росту номинальной зарплаты, уровню зарегистрированной безработицы (2-е в ПФО). Итог – если к уровню кризисного 2009 года в среднем по России объем промышленного производства вырос на 13%, по ПФО рост составил 22%, то у нас – почти 26%.

По всем названным позициям и в 2012 году регион остается среди лучших. В текущем году область занимает высокое 5-е место в ПФО по основным макропараметрам.

В этом году мы констатируем самые высокие позиции по темпу ввода жилья в окружном масштабе (стабильно 1 место) и в целом по РФ (18 место). По объему введенного жилья область опережает 58 субъектов РФ (70%), в числе которых Владимирская, Калужская, Тверская, Калининградская области и т.д. Более того, в рамках ПФО лидерство области неоспоримо: следующий за нами Башкортостан отстает почти на 19%, а более половины субъектов даже не выходят на объемы прошлого года.

В целом же по итогам 2012 года планируется ввести 585 тыс.кв.м. общей площади жилья (предыдущий год – 553,1 тыс. кв. м.). А это значит, что мы перекроем рекордный для новейшей истории региона показатель 2011 года на 5,6%.

Интенсивное развитие экономики позволило нам достичь минимального уровня общей безработицы – 5,2%, что соответствует средним по России и ПФО значениям. Такой низкой безработицы в регионе не было с 1993 года. Это важнейший результат и показатель успешности проводимой политики. Обеспечивая каждого человека возможностью работать, мы повышаем уровень жизни.

Второе. Наряду с количественными изменениями мы можем констатировать начало качественных перемен в нашей экономике.

Опираясь на созданные институты развития, мы пока только сделали первые шаги в направлении диверсификации экономики. До 2005 года два крупнейших предприятия: Авиастар и УАЗ давали больше четверти всего объема промышленного производства. Сегодня ситуация принципиально иная. Наряду с «базовыми» предприятиями сформировались новые современные производства. Это, прежде всего, благодаря инвестиционной политике.

За последние пять лет объем инвестиций вырос на 57%. Для сравнения – по ПФО рост составил только 30%, по России – 19%. Все это время уровень инвестиций в области составляет 30-32% от ВРП. Даже в кризис уровень инвестиций не опускался ниже 27,5%. Для сравнения – по России инвестиции – только 20% от ВВП. При этом целевой показатель, в соответствии с майским указом Президента – 25% от ВВП к 2015 году и 27% – к 2018 году. Сейчас важно поддерживать заданные темпы.

На сегодня область вошла в 20-ку регионов России и 4-ку в ПФО с самым высоким индексом инвестиций в основной капитал (128,5% – 20 место). Важно, что значительные средства инвестируются в обновление технической и технологической базы.

В прошлом году мы привлекли 61 миллиард 800 миллионов рублей инвестиций (лучшее значение с начала 90-х годов). А по итогам 2012 года этот показатель предположительно достигнет 70 млрд. рублей.

Важнейшим инструментом развития региональной экономики стало формирование одной из лучших в России инвестиционной инфраструктуры.

Мы сформировали конкурентоспособные территориально-производственные кластеры. В первую очередь это касается авиационного, автомобильного и ядерно-инновационного кластера. В 2012 году на основании поручения Президента состоялся всероссийский конкурс по отбору 25 лучших инновационных кластеров. В итоговый список попали сразу два кластера нашего региона – «Ульяновск-авиа» и ядерно-инновационный кластер. Отобранным кластерам запланирована поддержка из средств федерального бюджета.

Сегодня мы формируем новые кластерные центры развития. Это, прежде всего, кластер креативных индустрий и кластер информационных технологий.

Идет развитие инфраструктуры промышленных зон, особой экономической зоны, ядерно-инновационного центра, наноцентра, индустриальных парков, бизнес-инкубаторов.

Например, общий объём инвестиций  компаний, привлечённых в промышленную зону «Заволжье», к 2014 году превысит 49 млрд. рублей, будет создано более 4 200 новых рабочих мест.

В активную фазу с этого года вступило формирование портовой особой экономической зоны. Разработана проектная документация. Появились новые резиденты – «ААР Рус» и «ИнтерАвионика», объем их инвестиций составит полмиллиарда рублей. На базе «ИнтерАвионика» планируется создание совместного производства с крупнейшим производителем радиолокационного оборудования для самолетов, компанией THALES (Фэйлс). А всего сегодня у нас 5 резидентов и такое же количество кандидатов в резиденты, и цели у нас более, чем амбициозные!

Именно для развития кластера и особой экономической зоны мы проводим Международный авиатранспортный форум, по итогам которого в 2012 году в регион было привлечено 1,5 млрд. рублей инвестиций, подписано 9 соглашений. Важнейшим из подписанных соглашений стал меморандум о вхождении области в Европейское партнёрство авиационных кластеров. Кстати, мы стали 40-ым по счету участником, а также первым и единственным представителем России в партнёрстве. Это позволит предприятиям кластера получить доступ на зарубежные рынки, привлечь зарубежные технологии и компетенции в ульяновский авиапром.

Продолжается деятельность по созданию Нанотехнологического центра. В течение 10 лет прогнозируется запуск 96 стартапов с общей выручкой около 45 млрд. рублей.

Для сведения – в последнем рейтинге инновационной активности, составленном фондом «Петербургская политика» и Российской академией народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, область заняла 6 место.

Отдельно хочу обозначить позиции области в связи со вступлением России в ВТО в нынешнем году. В сфере промышленного производства никаких фатальных последствий не произойдет. Наши системообразующие предприятия не пострадают, так как их продукция будет востребована в любом случае.

Лучшим подтверждением этого является контракт на поставку 39 тяжелых транспортных самолетов Ил-76МД-90А. Сумма заказа – порядка 140 млрд. рублей.

Мы предполагаем, что до 2020 года на заводе будет собрано до 100 машин. Прибавьте к этому производство самолетов  Ту-204СМ и модернизацию «Русланов». А это – полная загрузка предприятия, несколько тысяч дополнительных рабочих мест. Все это отразится на уровне оплаты труда и социальных проектах «Авиастара». Параллельно мы запустим и другие программы на предприятии.

В автомобилестроении большие надежды мы возлагаем на программу создания индустриальных парков на площадках УАЗа и ДААЗа.

Совершенно иную роль в региональной экономике сегодня играет малый и средний бизнес. Доля занятых в малом и среднем бизнесе выросла с 7% в 2005 до почти 30% в 2011 году. Именно в этом секторе ежегодно создаётся до 80% всех создаваемых в регионе новых рабочих мест, стабильно растут налоговые поступления в бюджет. В валовом региональном продукте доля малого бизнеса за 4 года выросла на 5 процентных пунктов и сейчас составляет 17,3%.

Наконец, об ином качестве экономики говорит и изменение бизнес-климата в регионе в целом. Этим летом Ульяновск был признан лучшим городом России по удобству ведения бизнеса по методике Doing business (дуин бизнес) Всемирного банка.

Несколько слов о сельском хозяйстве.

Сегодня ситуацию можно охарактеризовать как стабильную, с трендом на развитие, но находящуюся в сложных условиях. Благодаря реализованным инвестиционным проектам в животноводстве высокими темпами растёт производство мяса, яйца, увеличивается поголовье всех видов скота. Спад производства отмечается только в растениеводстве, где причина – негативные природные условия.

Мы понимаем, что дополнительные трудности могут возникнуть и вследствие вступления нашей страны в ВТО.

Тем не менее, настроены мы оптимистично. Мы продолжаем привлечение в регион новых, высококонкурентных производств. Это индейководческие фермы и комбикормовый завод литовской компании «Арви» (более 1 млрд. руб. инвестиций), молочная ферма на 2 тысячи голов и молокозавод компании «Молвест» (2 млрд. руб.), свиноводческие комплексы «Мелекесский», «Новомалыклинский» и «Рос-бекон» (Тереньгульский район) на 65 тыс. голов (суммарно около 2,5 млрд. руб.), птицеводческий комплекс «Искра-СХ» в Карсунском районе (более 500 млн. рублей прямых инвестиций), строительство маслоэкстракционного завода инвесторами из Татарстана (300 млн. руб.).

Буквально две недели назад было подписано соглашение о строительстве молочной фермы на 5 тысяч голов и молокоперерабатывающего завода по производству органического (экологически чистого) молока. Это первое и уникальное для России производство такого плана. Инвестор, американская компания «Молоко холдингз инкорпорейтед», вложит в этот проект более 8 млрд. рублей.

Суммарный объем инвестиций в эти проекты составит порядка 15 млрд. рублей.

В ближайшие годы в регион будут привлечены инвесторы для строительства современного сахарного завода в Заволжской зоне, крахмало-паточного производства по переработке фуражного зерна, завода по производству спирта, мощного элеватора и животноводческих комплексов по производству мяса и молока в каждом муниципальном образовании региона. Предполагаемые объемы инвестиций на все проекты превысят 30 млрд. руб.

В целом конкурентоспособность экономики области высока, что подтверждается независимыми экспертами. На форуме в Сочи Евразийский институт конкурентоспособности в соавторстве со Strategy Partners Group и Сбербанком представили доклад о конкурентоспособности регионов России. Экономика нашей области вошла в число 20-ти лучших по стране.

Кроме того, в этом месяце международное агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг региона по национальной шкале на уровне «A+(rus)» со стабильным прогнозом. Подтверждение рейтингов отражает ожидаемую агентством стабилизацию исполнения бюджета региона, низкий уровень прямого риска и условных обязательств.

Резюмируя, скажу, поставленные 4 года назад задачи по развитию 4-х «И» совершенно правильны. Мы достигли успехов в инвестициях и инновациях, мы улучшили состояние инфраструктуры. А это, в свою очередь, позиционирует область как ускоренно развивающийся регион, учитывающий те перемены, которые сегодня мы наблюдаем в экономике.

Что для нас сегодня главное? Правильно! – Четвертое «И» – «ИНТЕЛЛЕКТ».

II.     Основные цели бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу, параметры и особенности бюджета.

Собственные доходы областного бюджета в 2013 году составят почти 22,9 млрд. рублей. Доходная часть бюджета приросла против плана на 2012 год на 5,5%, что в денежном выражении составит 1 млрд. 599,1 млн. рублей.

Ещё 5,6 млрд. рублей составят уже утверждённые федеральные трансферты в региональный бюджет. Таким образом, общий объем доходов бюджета запланирован в размере 28,5 млрд. рублей.

В ходе исполнения бюджета в 2013 году объемы собственных доходов, трансфертов из федерального центра будут скорректированы, как показывает практика – в большую сторону.

Расходы областного бюджета составят почти 32 млрд. рублей, что на 4,5% больше того уровня, что мы планировали год назад.

Задавая высокую планку развития, мы вынуждены привлекать все доступные средства на финансирование своих обязательств. Именно этим объясняется достаточно высокий планируемый уровень дефицита бюджета – порядка 3,2 млрд.рублей (при этом мы не выходим из предельно допустимого размера дефицита). Размер областного долга также вырастет с 6,5 млрд. рублей до 9,4 млрд. рублей на конец 2013 года.

Бюджет непростой. Его подготовка шла в условиях необходимости выполнения обозначенных несколько лет назад задач и ряда федеральных новаций и требований, которые мы обязаны выполнить.

Первое. Мы обязаны обеспечить рост заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы. К этому нас обязывают и майские Указы Президента России Владимира Владимировича Путина. Решение данной задачи обойдется консолидированному бюджету в 1,9 млрд. рублей, в том числе областному бюджету – более 1 млрд. рублей (1061,2 млн. рублей).

В 2013 году повышение заработной платы коснется врачей, педагогов, работников культуры, работников дошкольных образовательных учреждений, преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования и многих других.

Общий размер средств, направляемых из областного бюджета на оплату труда бюджетников в 2013 году составит более 8,6 млрд.рублей или почти четверть всех запланированных расходов.

Аналогичным образом мы будем действовать и по другим профессиям. Это должно существенно снизить уровень бедности. Сейчас к этой категории относится 17,8% населения. В то же время, к 2005 году за чертой бедности находилось почти 30% населения области! Наша цель – снизить этот показатель к 2015 году до 14%. Возможно, кто-то скажет, что и это много. Согласен. Но мы должны ставить перед собой амбициозные, но реальные задачи.

Второе условие, серьезно повлиявшее на бюджет, это создание в 2012 году регионального дорожного фонда. Мы поставили перед собой задачу – привести в течение пяти лет дороги в состояние, удовлетворяющее людей. Общий объём налогов, формирующих дорожный фонд на 2013 год, превысит 3 млрд. рублей (3068 млн.).

Третье условие. С 2013 года произойдёт переход на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования. В связи с этим существенно вырастут страховые взносы из регионального бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Суммарно отчисления из бюджета на эти цели в 2013 году составят 2,8 млрд. рублей – это на 1,2 млрд. рублей больше, чем в нынешнем году.

Четвертое условие. На уровне региона с 01 января 2013 года будет введён новый специальный налоговый режим – патентная система налогообложения, поступления от которой будут зачисляться в местные бюджеты. Кроме этого с 2013 года доходы от единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) также в полном объёме будут поступать в местные бюджеты.

Дополнительно на областном уровне мы восстанавливаем льготы по налогу на имущество органам государственной власти и органам местного самоуправления и организациям, созданным ими.

В целом сумма выпадающих доходов по всем этим направлениям составляет более 800 млн. рублей. В то же время этот подход увеличит поступления в местные бюджеты, будет способствовать выстраиванию более справедливых межбюджетных отношений и создаст дополнительные стимулы для работы органов местного самоуправления по созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности.

III.           Приоритетные направления расходов областного бюджета.

Теперь более подробно о бюджетных расходах.

Начну с образования. Наши главные приоритеты остаются прежними: повышение оплаты труда педагогическим работникам, развитие системы дошкольного образования, модернизация системы общего образования. При решении этих задач мы будем использовать средства федерального бюджета с обеспечением софинансирования расходов из областного бюджета.

Общий объём областного финансирования на образование в 2013 году предусмотрен в сумме почти в 6,5 млрд. руб. (20% расходов областного бюджета). К 2015 году мы планируем его увеличить до 7,6 млрд. руб.

Самым трудным направлением работы является повышение уровня оплаты труда в разных сферах образования и разным категориям педагогических работников.

Зарплата учителей должна соответствовать уровню средней по экономике. Только в текущем году прошло три этапа повышения зарплат, на декабрь запланирован четвёртый. Это суммарно гарантирует рост зарплат как минимум на четверть, доведение её к концу 2012 года в среднем до 17,4 тыс. рублей.

В бюджете на 2013-2015 годы заложены средства на рост зарплат учителей пропорционально росту средней заработной платы по экономике. Исходя из имеющихся прогнозов, к концу 2013 года уровень оплаты труда педагогов в среднем составит 19,7 тыс. рублей, к концу 2015 – 24,7 тыс. рублей. Напомню, что в 2010 году она составляла всего 10 300 рублей! Для обеспечения роста оплаты труда и достижения этих показателей в бюджете на ближайшие три года заложено более 2,6 млрд. рублей. Это огромные средства.

В рамках реализации майских указов Президента идет повышение зарплат и в сфере профессионального образования. Двухэтапное повышение зарплат в 2012 году преподавателям и мастерам производственного обучения на 6% и на 12,3% позволит довести средний уровень оплаты труда в отрасли до 15,2 тыс. рублей. К 2018 году зарплата преподавателей и мастеров также будет доведена до средней по экономике.

Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных учреждений к 2013 году будет доведена до уровня 14,3 тыс. рублей.

Нами планируется полностью решить проблему очередей в детские сады в 2015 году, а для детей в возрасте от 3 до 7 лет – уже к концу 2013 года. На эти цели в ближайшие три года нам потребуется более 2,2 млрд. рублей, что позволит ввести почти 5 тысяч мест.

Эту задачу мы решим через механизмы экономического стимулирования создания корпоративных и частных детских садов, привлечения в этот сектор малого и среднего бизнеса, а также за счёт бюджетных средств.

Всего в рамках модернизации дошкольного образования в 2013-2015 годы планируется:

  • строительство 11 детских садов,
  • возврат в действующую сеть 19 зданий бывших детских садов,
  • капитальный ремонт 12 детских садов, находящихся в аварийном состоянии,
  • открытие 22 групп в действующих дошкольных образовательных учреждениях и 38 дошкольных групп при средних образовательных учреждениях.

В сфере общего образования реализуется программа модернизации. В 2012 году регионом получено из федерального бюджета более 600 млн. рублей, а в 2013 году на эти цели будет направлено свыше 400 млн. рублей федеральных средств.

В текущем году в селе Большой Чирклей Николаевского района началось строительство новой современной школы на 224 ученических места. Уже в следующем году школа начнёт свою работу, общее финансирование работ составит 138 млн. рублей, из которых в бюджете следующего года заложены 70 млн. рублей. А всего нам предстоит в ближайшие годы построить еще 5 школ. Это в Тереньге и Ульяновске. Земельные участки сейчас оформляются, готовится проектно-сметная документация.

Среди расходов выделю также средства на индексацию стипендий для студентов областных образовательных учреждений профессионального образования с 01.09.2013г. на 5,5 процента.

Продолжим мы практику стипендиальной поддержки талантливых детей и молодежи через выплату ежемесячных стипендий отличникам 10-11 классов и систему Губернаторских стипендий, охватывающую все уровни образования: от школьников до аспирантов и их наставников. На эти цели предусмотрено более 20 млн. рублей.

Культурная политика.

Для нас сегодня именно культура – ключевой компонент стратегии развития области.

Выделю три основных приоритета, которые мы намерены финансово поддержать: 1) реализация проектов федерального уровня на территории области, 2) развитие кластера культурных индустрий и грантовая поддержка учреждений культуры и некоммерческих организаций, 3) повышение уровня заработной платы работникам культуры.

Мы продолжим практику проведения крупных федеральных культурных проектов. В этом году мы провели события международного масштаба – юбилейные торжества, посвященные  200-летию со дня рождения Ивана Александровича Гончарова, что способствовало привлечению в регион почти 360 млн. руб. и второй Международный культурный форум, ставший визитной карточкой Ульяновской области на мировой культурной арене и привлекший только бюджетных инвестиций 225 млн. рублей, из которых 150 пойдет на ремонт Мемцентра, 75 – на строительство государственного архива.

Кроме того, по итогам Форума есть решение Академии художеств открыть у нас филиал одного из своих учебных заведений. Он должен начать работу с 01 сентября 2013 года. Также ежегодно трое наиболее одарённых ребят из области получат возможность бесплатно обучаться в Суриковском училище.

Плюс к этому ряд английских, немецких и японских компаний приняли решение прийти к нам с инвестициями.

Именно поэтому такие мероприятия строятся на трезвом расчёте и приносят в конечном итоге прибыль в региональный бюджет.

Реализация большинства крупных международных проектов возложена на государственный фонд «Ульяновск – культурная  столица». Он начал работать с 2012 года. В бюджете 2013 года заложены средства на деятельность фонда и культурного бизнес – инкубатора в сумме 10 млн. рублей, а также 30 млн. рублей на проведение деловой и культурной программы Форума в 2013 году.

Возобновим мы и грантовую поддержку культурных проектов, выделив на эти цели 23 млн. рублей по факту исполнения бюджета области в 2013 году.

В 2013 году будут профинансированы также мероприятия, связанные с празднованием 120-летия нашего земляка Аркадия Александровича Пластова, пятый международный кинофестиваль «От всей души», международный музыкальный фестиваль «Мир. Эпоха. Имена». Продолжится работа по подготовке 250-летнего юбилея Николая Михайловича Карамзина.

Направляются значительные средства и на повышение заработной платы работникам культуры. 01 октября прошло первое повышение на 6%. До конца года педагогических работников профобразования в сфере культуры ожидает еще одно – на 12,3%. В соответствии с поручениями Президента в 2013 году будет проведено повышение зарплат всем работникам культуры на 30%. Из них повышение на 5,5% уже заложено в бюджете, еще 24,5% будет изыскано в ходе выполнения. Всего в 2012-2013 годах на эти цели будет потрачено порядка 400 млн. рублей.

Отдельно скажу, что почти на треть со следующего года будет повышена зарплата артистам академического симфонического оркестра, деньги на это уже заложены в бюджет.

Следующее направление – это та социальная окружающая среда, которая формирует наш социум, наше общество. На это мы планируем направить с учётом межбюджетных трансфертов 18,5 млрд. рублей. Это почти 60% всего бюджета.

В 2013 году на меры социальной поддержки по всем направлениям проектом бюджета предусмотрено почти 4,4 млрд. рублей (102,5 % от уровня 2012 года). Сегодня более 320 тысяч человек или четверть населения области являются получателями региональных денежных выплат, пособий и компенсаций.

Мы не только сохраняем прежние выплаты, индексируя их по ряду направлений, но и в 2013 году вводим новые меры в сумме 137,1 млн. рублей. Они касаются «детей войны», работников противопожарной службы, профессиональных аварийно-спасательных служб, отдельных категорий молодых специалистов и организации оздоровления работников бюджетной сферы на территории области.

В результате, в 2013 году число получателей мер региональной поддержки вырастет на 3 300 человек.

Дополнительные меры поддержки мы вводим и по линии демографической политики. Седьмой год подряд уверенно растет рождаемость. На 18 октября 2012 года в области родилось почти на 600 детей больше, чем за аналогичный период прошлого года.

По итогам девяти месяцев этого года мы находимся на втором месте по темпам снижения смертности в ПФО.

Естественная убыль населения за прошедший период 2012 года сократилась на 36,5%. Это самое большое сокращение убыли населения за всю постсоветскую историю региона.

Уже сейчас в девяти муниципалитетах, в том числе в городе Ульяновске, рождаемость превышает смертность. По прогнозу, по итогам 2015 года коэффициент рождаемости будет равен коэффициенту смертности и впервые за последние 24 года будет остановлена убыль населения.

Важно закрепить и развить эти позитивные процессы. Всего в 2013 году на улучшение демографической ситуации будет выделено 338 млн. рублей.

Наибольшую поддержку мы будем оказывать многодетным и молодым семьям. С июля 2013 года в случае рождения четвертого или последующего ребёнка жителям области будет предоставляться единовременная выплата на приобретение жилого помещения или погашение ипотечного кредита в размере до 1 млн. рублей.

С 1 июля 2013 года вступает в силу Закон области  «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации», которым вводится целый ряд мер поддержки семей с детьми самых различных категорий: при многоплодных родах, студенческим семьям, молодожёнам.

С марта 2012 года начали работу 5 филиалов Центра «Семья» в Барышском, Сенгилеевском, Карсунском, Радищевском, Тереньгульском районах. В 2013 году такие филиалы будут открыты во всех муниципалитетах, денежные средства на это заложены в областном бюджете.

Отдельно выделю региональную программу «Доступная среда на 2011-2013 годы». Сейчас она доработана и представлена в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для софинансирования. Ожидаемый объём финансирования программы из трех источников (федеральный, региональный, муниципальный) – 114 млн. руб., в том числе и на развитие подведомственной сети самой отрасли. Считаю, что это очень важное направление, ведь количество пожилых граждан ежегодно увеличивается.

Важным вопросом является сохранение и укрепление здоровья жителей региона.

Общие расходы на здравоохранение,  физическую культуру и спорт в 2013 году составят почти 7 миллиардов рублей.

Дополнительные средства в размере 59 млн. руб. на реализацию проекта «Ульяновская область – территория здоровья» мы изыщем в процессе исполнения бюджета.

Что касается программы модернизации здравоохранения, то мы приняли решение продлить программу в нашем регионе. В 2013 году на эти цели заложено 644,2 млн. рублей, что в 2 раза больше чем в текущем году. Это позволит отремонтировать 65 учреждений здравоохранения.

В качестве приоритетов финансирования отрасли мы видим 2 направления: 1)совершенствование специализированной высокотехнологичной помощи (этой проблемой мы занимаемся уже несколько лет) и 2)развитие первичного звена.

Важно, что мы создаем возможности для получения специализированной помощи не только в Ульяновске, но и районах. До конца года при Николаевской, Барышской, Инзенской ЦРБ  будут открыты межрайонные акушерско-гинекологические центры (затраты – 150 млн. руб.), при Инзенской, Николаевской и Новомалыклинской ЦРБ – межмуниципальные хирургические центры. Новые межрайонные хирургические центры и центры кризисной беременности откроются и в Ульяновске.

Мы участвуем практически во всех федеральных программах развития здравоохранения, выполняя в полном объеме обязательства по софинансированию. Это дает нам возможность строить самые современные высокотехнологичные объекты медицины.

В ближайших планах у нас: федеральный перинатальный центр, центр крови.

Перинатальный центр на 90 коек будет возводиться через участие с 2014 года в федеральном проекте. Мы уже определили для него земельный участок на территории областной детской больницы.  В следующем года необходимо разработать всю проектную документацию. Стоимость реализации проекта – 2,5 млрд. руб.

Строительство Центра крови начнется уже в 2013 году. Выделены федеральные средства в размере 240 млн. руб. Сейчас идут предпроектные работы.

Буквально в этом месяце мы подали дополнительную заявку на 2013 год строительство и капитальный ремонт детских и акушерских стационаров, нескольких роддомов, в том числе в сельских муниципалитетах (роддом в Большом Нагаткино, в Новом городе, детской больницы на Льва Толстого).

В рамках государственно-частного партнёрства по механизму концессионного соглашения будет возведен современный хирургический корпус ульяновской областной больницы. Нынешние корпуса построены более 200 лет назад. Наш партнёр – Внешэкономбанк. Стоимость реализации проекта по предварительным расчётам – порядка 3 млрд. рублей. В 2014 году будет проведён конкурс, разработана проектная документация и проведена экспертиза проекта. В 2017 году объект будет введен в эксплуатацию.

Наконец, в 2013 году будет запущен второй в России проект «Кибернож» – частный высокотехнологичный онкологический центр. Объем инвестиций в его строительство – 1 млрд. руб. Закладка первого камня состоится в этом году, строительство центра запланировано на 2013 год. Учитывая создаваемый в Димитровграде радиологический центр, в области будет выстроена уникальная в масштабах страны система оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями.

После передачи муниципальных учреждений здравоохранения на региональный уровень более чётко высветились проблемы здравоохранения в муниципальных образованиях, которые не решались годами. Поэтому в 2013-2014 годах упор будет сделан именно на развитии первичного звена, в том числе сельского здравоохранения.

Сегодня областная сеть ФАПов насчитывает 492 пункта. Лишь 192 из них (39% от общего числа) построены по типовым проектам. Потребность в строительстве зданий фельдшерских пунктов – 78 единиц. В настоящее время ведётся работа по разработке типового проекта, по которому будет вестись строительство.

В центре внимания на 2012 и последующие годы – развитие сети офисов врача общей практики. К 2016 году численность пунктов общих врачебных практик будет доведена до 126, в  том числе в сельской территории до 86 (к концу 2011 года в области было организовано 69 общих врачебных практик). До конца текущего года будет открыто шесть офисов врача общей практики в городе Ульяновске в Засвияжском районе. В них сможет обслуживаться еще около 30 тысяч жителей города Ульяновска. На эти цели планируется 33,4 млн. рублей.

В будущем году запланировано и повышение зарплат всем работникам здравоохранения на 5,5%. Общая сумма средств на повышение зарплат составляет около 127,6 млн. рублей.

В развитии физической культуры и спорта мы двигаемся по двум взаимосвязанным направлениям:

– создание условий для массового спорта, обустройство площадок и ФОКов «шаговой доступности», с одной стороны;

– развитие спорта высших достижений и строительство спортивных объектов, способных принять турниры мирового уровня, с другой стороны.

Не менее важно обеспечить отрасль профессиональными кадрами.

Для решения этих задач мы намерены в 2013 году выделить 532,2 млн. рублей, а к 2014 году нарастить финансирование отрасли до 937 млн. руб. На уровне 2014 года сохранится финансирование отрасли и в 2015 году.

Цель – довести долю граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, до 30% к 2015 году, а к 2020 году – до 40% от общей численности населения Ульяновской области.

В каждом муниципальном образовании планируется открыть по современному спортивному сооружению. В ближайшие 3 года мы введем в строй ФОКи в Новоспасском, в Инзе и Димитровграде, Карсуне и Николаевке, Новоульяновске и  Сенгилее, Новой Малыкле и Базарном Сызгане.

Другое направление – развитие инфраструктуры спорта высших достижений. Уже идет строительство Легкоатлетического манежа, большого крытого «Ледового дворца». Их мы намерены сдать в 2013 году. В планах – Дворцы художественной гимнастики и Единоборств в Ульяновске, 50-метровый бассейн в Димитровграде, два плавательных бассейна при университетах в Ульяновске, два спортивных комплекса при Суворовском училище, реконструкция центрального стадиона «Труд» и биатлонной базы «Заря».

Всего в 2012-2013 годах в регионе появится 14 новых спортивных объектов, а до 2016 года – 28. Общий объем капиталовложений в объекты спорта за 2012 – 2013 годы составит более 3 млрд. руб. Для сравнения, за период с 1996 по 2004 г. средства областного бюджета на капитальное строительство не выделялись, за исключением неудачного проекта ледовой арены на Набережной Свияги, а за 2004 – 2011 годы – 517 млн. рублей.

Важно, что на строительство объектов идут не только региональные, но и федеральные средства и средства, привлеченные в рамках частно-государственного партнерства. Так в этом году при общем финансировании спорта на 450 млн. рублей, из федерального бюджета привлечено 176 млн. рублей. Строительство Ледового дворца и Легкоатлетического манежа полностью идет на средства инвесторов.

Огромное внимание мы уделим адаптивному спорту.

А теперь о расходах на формирование комфортной, безопасной и экологичной среды проживания. От чего мы отталкивались, когда формировали бюджет по этому направлению.

Первое. Обеспечение безопасности проживания. Начну с дорожного хозяйства, как одной из традиционно проблемных тем.

Скажу прямо, у нас пока нет понимания по тому, как будут финансироваться строительство и ремонт дорог федерального значения. Объекты и объемы средств будут определены на федеральном уровне только после утверждения федерального закона о федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов.

Однако уже сейчас у нас есть понимание основного приоритета. Это работы в рамках проекта «Волжский транзит». Нами направлены заявки на выделение средств из федерального бюджета в 2013 году в размере 900 млн. рублей, необходимых для начала работ по строительству обхода города Димитровграда. По предварительной информации, данный объект включен в проект распределения субсидий на следующий год. В связи с этим почти 50 млн. рублей запланированы на обеспечение долевого софинансирования строительства.

Что касается регионального дорожного фонда. Напомню, его размер в этом году 2,3 млрд. рублей. Это дало нам возможность увеличить расходы на содержание 1 км автодорог регионального и межмуниципального значения в 2,6 раза с 62 тыс. рублей до 163 тыс. рублей в год.

В 2013 году размер дорожного фонда увеличится и составит более 3 млрд. рублей. Основными направлениями расходования средств будут следующие:

– На содержание автомобильных дорог регионального и муниципального значения будет направлено более 900 млн.рублей.

– Почти 700 млн.рублей направляется на ремонт и реконструкцию дорог. В числе приоритетных направлений – ремонт школьных автобусных маршрутов и дорог, связывающих центры муниципальных районов.

Более 400 млн. рублей будет направлено на завершение работ по реконструкции участка дороги «Ульяновск-Димитровград-Самара» до посёлка Мирный.

Мы изменяем политику во взаимоотношениях с муниципалитетами. Увеличивается доля софинансирования дорожных работ со стороны областного бюджета. На будущий год она установлена на уровне 90/10, в этом году было 70/30. При этом уровень софинансирования проектных работ составит 95/5. Средства областного бюджета, направляемые в муниципалитеты, составят более 460 млн.рублей в 2013 году.

В итоге, за 2013 год будет отремонтировано более 230 км автодорог регионального и межмуниципального значения. Это на треть больше уровня текущего года.

Порядка 300 млн.рублей будет направлено на лизинговые платежи за приобретаемую дорожно-строительную технику – это с учетом закупки техники для муниципалитетов.

Наконец, 150 млн.рублей будет направлено на уплату налогов, большая часть – по налогу на имущество по дорогам за 2012 год.

Средства дорожного фонда дали нам возможность приступить к серьезной реконструкции мостовых объектов. В этом году отремонтированы и реконструированы 3 мостовых перехода – через реку Чечера в Кузоватовском районе, реку Канадейка в Николаевском районе, через реку Цильна на автомобильной дороге А-151 «Цивильск-Ульяновск». Начато строительство моста через реку Суру. На следующий год заложены 72 млн.рублей на реконструкцию мостового перехода через реку Малая Сарка в селе Ждамирово Сурского района.

Другое важное направление работы – профилактика  правонарушений на дорогах. На будущий год объем финансирования ОЦП «Повышение безопасности дорожного движения в Ульяновской области» будет увеличен почти в 3 раза до 56,6 млн. руб., что позволит нам в полном объёме финансировать запущенный в этом году центр автоматизированной фиксации административных правонарушений. Рассчитываю, что это даст нам возможность уменьшить количество ДТП, а также количество погибших и раненых на дорогах области.

Ещё один аспект. Продолжится укрепление противопожарной службы в области. В текущем году введено в строй 12 пожарных частей, на следующий год создадим еще 12. Таким образом, их общее количество к концу 2013 года планируется довести до 88, к концу 2014 года – 100. Общая сумма затрат из бюджета 2013 года на эти цели составит 264 млн.рублей.

Это позволит выполнить требования Технического регламента о пожарной безопасности и обеспечить прибытие первого пожарного подразделения к месту вызова в течение 20 минут на 80% сельских территорий. Уверен, это будет способствовать сокращению числа погибших и пострадавших при пожарах.

Второе. Реализация права человека на безопасную и экологически сбалансированную окружающую среду.

2013 год объявлен в Российской Федерации «Годом охраны окружающей среды». Это прекрасный повод, чтобы перевести решение проблем в практическую плоскость.

Статистические данные показывают, что ежегодно объем мусора возрастает примерно на 3%. Все это обязывает нас решать такие задачи как: борьба с накоплениями мусора и ликвидация несанкционированных свалок, утилизация бытовых отходов.

В период с 2013 по 2015 годы планом предусмотрено строительство 7 межмуниципальных полигонов твёрдых бытовых отходов. На это требуются средства в размере 35 млн.рублей.

Уже в следующем году во всех муниципальных образованиях будут разработаны Генеральные схемы очистки населённых пунктов, что позволит поставить под контроль все этапы уборки, очистки, оборота с отходами.

Подчеркну, что такая работа будет вестись на базе частно-государственного партнёрства.

Кроме этого, мы намерены решать задачи недопущения вредного воздействия на природу, создания особо охраняемых природных территорий. Для этого утверждена программа развития системы охраны природы Ульяновской области до 2016 года. В её рамках до конца 2014 года будет создана 51 особо охраняемая природная территория, из них в этом году создано 10. Целевой индикатор – довести долю особо охраняемых территорий до 5%, что соответствует европейским нормам. Это самая масштабная программа сохранения живой природы за всю историю нашего региона.

Особое внимание в 2013 году уделим проблемам «Винновской рощи». В частности, будут проведены компенсационные посадки деревьев. Запланирована рекультивация загрязнённой нефтепродуктами территории. Уборка мусора в роще в летний период будет осуществляться в ежедневном режиме. Поставим дополнительные мусорные контейнеры, а там, где этот памятник природы граничит с жилым сектором – установим забор. На все эти работы будут выделены средства областного бюджета в размере 4,5 млн. руб. Кроме того, мы закрепляем вопросы благоустройства и восстановления рощи за ОГУП «Ульяновский лесхоз»

Наконец, в 2013-2015 годах планируется расчистка русла Свияги в центральной части Ульяновска, а также озера в с. Татарское Урайкино Старомайнского района. Это позволит обеспечить защиту от наводнений и подтопления территории.

Всего за 2013-2015 годы на природоохранную и экологическую деятельность будет направлено более 350 млн. рублей.

Третье. Обеспечение комфортности проживания.

Здесь наши приоритеты:

– развитие пространственной инфраструктуры, создающей условия для комфортной жизни, развитие жилищно-коммунального хозяйства;

– создание условий для решения жилищного вопроса.

Основной задачей является реализация комплексного развития благоустройства, разработка и реализация целевых программ по ремонту и реконструкции придомовых территорий, организации мест массового отдыха  населения, развитие уличного освещения, дорог и тротуаров в населенных пунктах.

В 2013 году планируется капитальный ремонт порядка 70 – 90 дворов. Получат продолжение ежегодные конкурсы по номинациям: «Лучший двор», «Лучший дом», «Лучшая улица», «Самый благоустроенный населенный пункт» и т.п.

Несмотря на то, что все это – сфера ответственности муниципалитетов, в областном бюджете заложено 153,4 млн.рублей на субсидии муниципальным образованиям в сфере благоустройства. Подобного рода финансирование происходит впервые. Данные средства будут задействованы во всех муниципальных образованиях области.

Всего до 2017 года будут отремонтированы и реконструированы более чем 400 придомовых территорий, что позволит повысить комфортность проживания свыше 200 тысяч человек.

В жилищно-коммунальном комплексе мы намерены сосредоточить свои усилия на капитальном ремонте и расселении многоквартирных домов, создании региональной системы накоплений средств на проведение капитального ремонта.

В 2012 году за счет программы капремонта мы отремонтируем 182 дома, стоимость работ в них – более 290 млн. рублей. В результате 11 300 человек получат новые системы электро-, водо-, теплоснабжения, новые крыши над головой, облагороженные фасады, новые лифты.

В течение 2013 года продолжим эту работу аналогичными темпами, в том числе расселим 15,7 тыс. кв. м. аварийного жилья.

Особое внимание мы будем уделять вопросам водоснабжения. Задействуем для этого как собственные ресурсы, так и частные инвестиции.

В рамках ОЦП «Чистая вода» приоритетными являются мероприятия по решению проблем водоснабжения сельских населённых пунктов. Завершаются работы по строительству объектов водоснабжения в сёлах Базарносызганского, Радищевского, Чердаклинского и Ульяновского районов. Начата реконструкция водопроводных сетей в Ундорах, Русском Мелекессе, Фабричных выселках.

На завершение данных работ в следующем году в бюджете заложено 43 млн. рублей, будет произведён отбор ряда объектов, по которым будут начаты работы. Еще более 20 млн. планируется привлечь из федерального бюджета.

Всего в период 2013-2015 годов на развитие систем водоснабжения населённых пунктов Ульяновской области должно быть направлено почти  680 млн. рублей областных и федеральных средств. Это даст возможность произвести строительство и реконструкцию 138 км водопроводных сетей.

Есть у нас понимание и по Ульяновску. В 2013-2015 гг. «Ульяновскводоканал» планирует инвестировать в развитие системы водоснабжения города порядка 100 млн. руб. Эти средства позволят нарастить мощности Архангельского грунтового водозабора, что очень важно в связи с развитием промышленной зоны «Заволжье» и жилой застройки в левобережной части города Ульяновска. Параллельно будут продолжены работы по переводу правобережной части города на  подачу воды из подземных месторождений (проект Барышско-Свияжского подземного водозабора). На 2013 год запланировано провести работы по расчёту объёма воды Свияжского месторождения.

Более 140 млн. руб. до 2018 года «Ульяновскводоканал» инвестирует в развитие пригородной зоны Ульяновска. К централизованной системе канализования будут подключены села Карлинское, Лаишевка, Кротовка, поселки Пригородный и Луговое. Работы в этом направлении уже ведутся.

Газификация. В 2012 году завершён второй пусковой комплекс газопровода Сызрань-Ульяновск и начат третий, предусматривающий строительство водного перехода через Куйбышевское водохранилище. Продолжена реализация программы газификации. Газ пришел в села Старомайнского, Инзенского и других районов. В Инзе благодаря строительству распределительных газопроводов охвачено газификацией около 400 квартир.

Мы рассчитываем, что в 2013 году регион получит на газификацию от «Газпрома» более 720 млн. руб. Сейчас эта сумма находится на согласовании. Кроме того, в областной бюджет заложено 50 млн.рублей, еще 23,6 млн.рублей ожидается из федерального бюджета. Основные работы запланированы на строительстве межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов в Николаевском, Сурском, Тереньгульском и ряда других районов.

Всего до 2015 года включительно областью совместно с ОАО «Газпром» планируется построить 475 км межпоселковых и 800 км внутрипоселковых газопроводов, подключить 13,5 тыс. квартир, 37 котельных. ОАО «Газпром» планирует направить на решение этой задачи 3,4 млрд. руб. инвестиций. Под обязательства области понадобится порядка 1,5 млрд. рублей, которые мы добавим на строительство внутрипоселковых газопроводов.

Жилищный вопрос. Здесь главная задача состоит и в том, чтобы обеспечивать доступность жилья в каждом муниципальном образовании. По итогам 9 месяцев 2012 года мы изменили ситуацию с вводом жилья в сельской местности – рост к уровню прошлого года в 1,8 раз. На сегодня на селе вводится примерно 35% жилья. В прошлом году – только 28%. К 2015 году мы планируем вводить до 1 млн. кв.м. жилья в год, при этом до трети – на селе.

В 2011 году мы запустили систему софинансирования первоначального взноса по ипотеке для работников бюджетной сферы. Ей воспользовались 66 человек. А в 2012 году – уже 110 человек. На следующий год на софинансирование первого взноса заложено 15 млн.рублей, что позволит 120 семьям улучшить свои жилищные условия. Прорабатывается вопрос расширения программы софинансирования и на работников промышленных предприятий области.

В этом году мы сдаем «Дом учителя» в микрорайоне Запад-2, в котором будет проживать около полусотни семей учителей. Мы намерены построить аналогичный дом и для работников здравоохранения. Землю под этот проект уже выделили.

Через ФЦП «Социальное развитие села» продолжим обеспечивать жильём молодых специалистов в сельской местности. На следующий год в бюджете предусмотрено 62 млн. рублей, что в два раза больше уровня текущего года. Это позволит привлечь из федерального бюджета до 70 млн. рублей. В итоге в следующем году мы обеспечим жильем более 200 семей.

Еще 50 семей будут обеспечены жильем за счет программы «Жильё молодым». Финансирование из бюджетов всех уровней составит 21,5 млн. рублей. Половина этих средств – областные.

Как важнейший стимул для жилищного строительства мы рассматриваем обеспечение земельных участков, выделяемых под строительство, необходимой инженерной инфраструктурой. В рамках в ФЦП «Жилище» выделяются более 500 млн.рублей субсидий муниципальным образованиям в 2013-2015 годах.

Особенно это важно для многодетных семей, которые решили строить своё жилье. В настоящий момент им предоставлено 462 земельных участка. В ближайшее время завершим формирование еще 4 000 земельных участков.

В завершении жилищного вопроса – несколько слов о программе реновации. Она запущена в двух крупнейших городах области: Ульяновске и Димитровграде. Если в Димитровграде проект только готовится, то в Ульяновске уже определены основные параметры программы. Выбраны 6 земельных участков. Под снос попадают 89 многоквартирных жилых домов (800 квартир). На этой территории планируется построить 230 тыс.кв.м. жилья. Отмечу, что программа реновации предусматривает как переселение граждан из сносимого аварийного жилищного фонда в рамках Федерального закона №185-ФЗ, так и переселение жителей за счёт застройщиков-инвесторов.

Хочу отметить, что программа реновации – это полное обустройство окружающей среды, строительство детских садов, магазинов, медицинских учреждений, если надо, учебных заведений, предприятий бытового обслуживания, многоуровневых паркингов для частного  автотранспорта.

IV.          Резервы бюджета (налоговый потенциал и финансовый контроль).

Еще раз хочу подчеркнуть – в 2013 году мы сконцентрируем все имеющиеся ресурсы на развитии человеческого капитала через создание комфортных условий для жизни: рост доходов, хорошие дороги, благоустроенные дворы, современные медицинские и образовательные услуги и культурную среду.

Мы понимаем, что данное решение создаёт определенные трудности для региональных точек роста, обеспечивающих экономическое развитие области. При общем росте расходных обязательств областного бюджета, увеличении объёма инвестиций они будут испытывать недостаток бюджетных финансов.

Хочу сразу ответить на возможную критику, что наш бюджет, выделяя социальное развитие, не гарантирует нам развития экономики, игнорирует  возможные негативные, связанные с кризисом сценарии.

Убежден, что это не так. Я уверен, что привлеченные нами рекордные инвестиции уже в следующем году трансформируются в дополнительные налоговые поступления, которые мы сможем направить, в том числе на исполнение наших обязательств перед инвесторами по развитию инфраструктуры.

Мы сохраним макроэкономическую стабильность, сохраним темпы развития экономики. Мы достигли того, что экономическое развитие области может осуществляться уже в полноценном автономном режиме и не зависеть от областного бюджетного финансирования. Альтернативой бюджетным инвестициям сегодня являются наши возросшие лоббисткие возможности по привлечению средств федерального бюджета, частных инвестиций, продвижению продукции региональных предприятий внутри России и за её пределы.

В условиях глобализации экономики, вступления в ВТО не меньшее значение будут иметь и еще два направления: интернационализация и интеграция

Это означает, что мы должны стать более успешными на российском и на зарубежных рынках, более интересными, максимально открытыми и для своих и для иностранных партнёров. Включаться во все мировые позитивные процессы. Все это обязательно конвертируется и в налоги, и в более высокий уровень и качество жизни. Все это потребует существенного повышения качества управления экономикой и финансами.

Отдельно отмечу, что рассматриваемый сегодня бюджет сохраняет преемственность. Считаю неправильным ежегодно коренным образом пересматривать ключевые цели и задачи. Тем более, что бюджетное планирование мы осуществляем на 3-х летний период. Поэтому основой для наших расходных обязательств останется выполнение сформулированных в прошлом году 12 основных задач. Я не останавливался на этом подробно, но они по-прежнему актуальны для нас, и нашли отражение в бюджете.

Уважаемые коллеги! Теперь несколько слов о том, где мы видим дополнительные резервы. Вошедшие в проект закона цифры по доходам – это не гарантия автоматического наполнения бюджета. Необходимо реализовать целый комплекс мероприятий по дополнительному наполнению бюджета и ужесточению налогово-финансовой дисциплины.

Во-первых, наращивание собственной доходной базы областного бюджета за счёт привлечения инвесторов и развития предпринимательства в регионе.

Здесь мы рассчитываем на новый, принятый совсем недавно, пакет законов, не имеющих аналогов в России. Он вступает в силу с 1 января 2013 года и касается особо значимых инвестиционных проектов.

По нашим оценкам, созданные условия за ближайшие пять лет позволят привлечь в регион до 350 млрд. рублей инвестиций, создать не менее 15 тысяч рабочих мест. Региональный бюджет получит 5-6 млрд. рублей дополнительных доходов. Эти средства – как от самих инвесторов, так и от возникающих вокруг них новых предприятий.

Названные цифры налоговых поступлений учитывают действующие льготы. Окончание действия льгот увеличат поступления налогов в казну до 10 раз. Замечу, что льготы по нашим самым первым реализованным проектам «Марс» и «Сабмиллер» завершаются в декабре 2014 года.

По-прежнему в центре нашей политики будет находиться и малый бизнес. В прошлом году налоги от малого и среднего бизнеса давали 7% доходов бюджета. В этом году они составят уже 9% налоговых поступлений или почти 2 млрд. рублей. До 2018 планируется увеличение этого показателя в 3 раза.

И еще одно направление – это обеспечение заказами и загрузка мощностей действующих предприятий.

Во-вторых, необходимо и дальше работать над повышением собираемости налогов и легализации доходов. Это огромный резерв.

По самым приблизительным оценкам только по трём налогам (НДФЛ, налог на имущество и земельный налог) региональная казна ежегодно недополучает около 3-3,5 млрд.рублей.

Проблема легализации доходов сегодня одна из самых острых. Эксперты говорят, что от 20 до 40 процентов зарплат выплачиваются по теневым схемам. Утаиваются и доходы от предпринимательской деятельности. Несмотря на  проводимые нами совместные с налоговыми и правоохранительными органами мероприятия, эффективность данной работы не велика. Так, ежегодно в области регистрируется всего лишь до 80 новых субъектов предпринимательской деятельности, выявленных в ходе рейдов. Таким образом, от общего количества выявленных нарушителей на учет ставится 5-6 процентов.

Та же самая проблема и с регистрацией недвижимого имущества, доходов от сдачи в аренду и оказания других видов услуг.

У нас уже действует План межведомственных мероприятий по увеличению доходной части консолидированного бюджета, а в настоящее время Министерство финансов дополняет его совместным с налоговыми и правоохранительными органами конкретными мероприятиями по ужесточению налоговой дисциплины и легализации теневых доходов.

Отмечу, что налоговым органам области уже поручено в обязательном порядке инициировать привлечение к выездным налоговым проверкам сотрудников органов внутренних дел, что позволит обеспечить более высокое качество и полноту сбора доказательной базы при выявлении схем ухода от уплаты налогов.

В-третьих, мы намерены продолжать работу по повышению эффективности управления государственной собственностью области. За счёт этого направления бюджет в 2013 году получит порядка полумиллиарда рублей, а за три года – 1,6 млрд. рублей.

Наконец, четвертое большое направление – это повышение эффективности расходов.

К сожалению, по-прежнему существенны объемы нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств. Так, по итогам прошлого года органами финансового контроля выявлено нарушений при использовании бюджетных средств на сумму чуть менее 2 млрд.рублей.

Отмечу, что более половины этой суммы, 1,35 млрд.рублей неэффективных расходов,  приходится на бюджеты муниципальных образований. И почти 1,1 млрд.рублей – это неэффективные расходы в образовании, еще 260 млн.рублей – в здравоохранении.

Эти суммы сопоставимы с теми, что заложены в бюджет на 2013 год на повышение зарплат бюджетникам.

Еще один момент, непосредственно связанный с расходами. Очевидно, что нас не может устраивать ситуация, когда при существенном увеличении финансирования по линии здравоохранения, образования, социальной политики качество услуг не меняется или меняется очень медленно. Механическое наращивание бюджетных расходов в этих сферах недопустимо.

Нужно думать и о дальнейшем реформировании самих отраслей, финансово поддерживая организации, оказывающие более качественные услуги, и о реформировании системы материального стимулирования работников. В 2013 году в бюджетных отраслях необходимо провести основную подготовительную работу по разработке системы и принципов «эффективного контракта», разработать «дорожные карты», определиться с пилотными учреждениями в каждой отрасли, показателями эффективности и нормативными документами, которые должны быть разработаны.

Наконец, отдельное внимание мы должны уделить качеству бюджетного управления. Необходимо выполнить требование федерального центра и с 2015 года полностью перейти на программно-целевой принцип финансирования расходов. Это невозможно без четкого понимания как те или иные расходные обязательства, изменение их объема будут способствовать достижению целей и показателей, прописанных в нашей стратегии и программах.

Уже в этом году мы утвердим порядок разработки, реализации и оценки эффективности региональных госпрограмм, сформируем и утвердим их перечень, а также завершим разработку бюджетной стратегии на период до 2030 года, которая будет увязана с долгосрочными целями социально-экономической политики. Наша задача – максимально плавно войти в этот процесс. Для этого у нас есть все условия.

Так на 2013 год запланировано финансирование 22 программ в объёме 4 млрд. рублей, что на 15,3% больше первоначально утверждённого бюджета на 2012 год.

Уважаемые коллеги!

Подводя итоги, могу сказать, что у нас есть полное понимание планов и задач на 2013 год и среднесрочную перспективу. Сейчас мы обязаны сделать максимум возможного, чтобы все планы обеспечить реальными ресурсами.

Наша политика должна выражаться в формуле: инвестируем в человека – инвестируем в развитие области. Это позволит нам сделать область конкурентоспособной, безопасной и комфортной для жизни, гостеприимной и открытой для всего нового. Уверен, что все вместе мы способны решать любые, даже самые трудные задачи!

Прошу депутатов ЗС поддержать внесённый на рассмотрение законопроект о бюджете и готов ответить на ваши вопросы.

 

Обращение Губернатора Ульяновской области к депутатам ЗСО в связи с внесением проекта закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2013 год и на плановый период до 2015 года» (в формате .rtf, 270 Кб)