Деятельность предприятий ЖКХ давно уже стала одной из самых острых социально-экономических и, пожалуй, политических проблем большинства регионов России.Зайдите практически в любой подъезд-и увидите обшарпанные стены, блеклый свет одиноких лампочек, заколоченные фанерой окошки… Жилищный фонд Ульяновска вместе с инженерными -.етями характеризуется высокой степенью изношенности и аварийности, которая достигает 70-80 процентов. Но самое главное, что, при постоянном росте тарифов, невысоким остается качество предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг
Почему так происходит? И есть ли эффективные пути решения актуальных проблем в сфере ЖКХ? Об этом мы беседуем с заместителем председателя Комитета ЖКХ и энергетики города Ульяновска Андреем Павловым.
– Андрей Федорович, Вам – слово. Что можно сказать по поводу поставленных вопросов?
– К сожалению, состояние городской коммуналки Ульяновска оставляет желать лучшего. Это касается не только жилищного фонда, но и дорог, котельных, инженерных сетей, да и многого другого. В апреле Комитет ЖКХ города совместно с управляющими компаниями районов закончили сезонный осмотр жилья, что помогло составить картину состояния жилфонда, а также необходимого текущего и капитального ремонта муниципальных домов. Цифры получились следующие: по самым скромным подсчетам, на текущий ремонт необходимо 614 миллионов 304 тысячи рублей, а на капитальный -1 миллиард 710 миллионов рублей. Понятно, что столько денег жилищно-коммунальным службам никто не выделит, поскольку она практически равна половине годового бюджета Ульяновска. А из него, как вы знаете, кроме ремонта жилья, финансируются медицина, образование, оплачиваются льготы, субсидии и так далее.
– А что же делать? Ведь при нынешнем финансировании городского хозяйства только на при ведение в нормативное состояние ветхих инженерных сетей и ремонт жилфонда потребуется несколько десятилетий! Не ждать же, в самом деле, когда бюджет станет сверхпрофицитным, и денегхватит на все?
– Должен сказать, что работы по текущему ремонту жилья в Ульяновске не приостанавливались ни на минуту, но в последние несколько лет в бюджете изыскиваются средства на капитальный ремонт. Так, в 2002 году из городского бюджета на капитальный ремонт было выделено 11 миллионов 105 тысяч рублей, в 2003 году -14 миллионов 47 тысяч, в 2004-м – 7 миллионов 946 тысяч, в 2005-м – 3 миллиона 156 тысяч рублей, а в 2006 году – уже 23 миллиона 368 тысяч рублей. В текущем году на эти цели в городском бюджете предусмотрено 26 миллионов рублей.
Другое дело, что этих денег явно недостаточно. Ремонт некоторых зданий уже нельзя откладывать. На осмотр таких объектов выезжала комиссия, возглавляемая руководителями Ульяновской области и муниципального образования «город Ульяновск». Управлениям ЖКХ области предложено рассмотреть возможность со-финансирования работ по капитальному ремонту жилых домов. На уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных органов разработана программа «Комфортная среда обитания», по которой органы власти примут участие в финансировании капитального ремонта жилфонда.
– Некоторые центральные СМИ сообщили о том, что Министерство регионального развития уже составило план расхода «президентских» денег на реформу жилищно-коммунального комплекса России. Речь идет о 250 миллиардах рублей, которые Президент Владимир Путин обещал выделить на реформирование ЖКХ и переселение людей из ветхого жилья. Что вы скажете по этому поводу?
– В своем Послании Федеральному Собранию Владимир Путин предложил создать фонд реформирования ЖКХ, средства которого будут направляться на решение важнейших проблем коммуналки. В частности, не менее 100 млрд. рублей предназначаются на программу переселения граждан из аварийного жилья, а 150 млрд. рублей – на ремонт жилищного фонда.
В свою очередь министр Минрегионразвития Александр Яковлев подчеркнул, что для использования средств жилфонда необходимо финансовое участие и регионов, и муниципальных органов. По его словам, до сих пор при расселении жителей из ветхих и аварийных домов средства федерального и регионального бюджетов расходовались из расчета 50 на 50. Теперь подход будет дифференцированным.
Здесь необходимо сделать некоторое уточнение. В нашем городе, по решению Ульяновской Городской Думы, жильцы оплачивали капитальный ремонт только с 1999 года, а не всю жизнь, как пишут некоторые местные СМИ. Причем, сначала платили 20 копеек за квадратный метр, а в 2000 году эта цифра возросла до 40 копеек. Однако в 2003 году Постановлением Правительства России эту составляющую упразднили из платежей, предъявляемых населению. Сегодня на федеральном и региональном уровне приняты нормативные документы, которые определяют порядок начисления и включения в оплату средств на капитальный ремонт в размере 2 рублей 80 копеек с квадратного метра. Большинство собственников не готовы вносить своей доли, и поэтому муниципалитет тянет эту ношу на себе.
Министр Александр Яковлев отметил, что «жители или даже местные власти своими силами» не смогут справиться с этой проблемой. Остается надеяться, что федеральный центр и регион возьмет на себя долю расходов по капитальному ремонту жилого фонда муниципальных образований Российской Федерации, в том числи и в Ульяновске.
– На Бога, а теперь говорят, на власть, надейся, но и сам не плошай…
– А никто и не собирается сидеть сложа руки. Пути решения многих проблем в сфере ЖКХ хорошо известны: развитие, совершенствование и внедрение законодательной базы, конкуренции в сфере обслуживания жилищного фонда, привлечение инвестиций, в том числе частных, и так далее. Однако, чтобы теория переросла в практику, и реформа действительно эффективно работала, необходима совместная работа жильцов и управляющих компаний в управлении жильем и осуществлении контроля за работой подрядчиков, проявление инициативы в выборе любой формы управления своим домом, исполнения договорных обязательств всеми сторонами, а также более смелое привлечение в жилищно-коммунальную сферу инвестиций.
Понятно, что всем нам – и жильцам, и работникам жи-лищно-коммунальных служб – хочется улучшений:
привести в порядок дома, подъезды, дороги, дворы, озеленить и благоустроить город. Но денег, повторяю, в полном объеме на все не хватает. И это, пожалуй, самая острая проблема. Себестоимость содержания и текущего ремонта жилья давно превышает те объемы и суммы, которые оплачивает население, не говоря уже о капитальном ремонте.
– По новому Жилищному кодексу, собственник жилья должен производить ремонт за счет собственных средств. Как я понимаю, это касается только жильцов приватизированных квартир?
– Новый Жилищный кодекс Российской Федерации был принят в 2005 году. Одна из его статей определяет, что «доля собственника, в том числе и муниципалитета в многоквартирном доме, должна быть соразмерной доле общего имущества в жилом доме на проведение капитального ремонта». Другими словами, за капитальный ремонт собственники квартир должны
доплачивать. Мера эта крайне непопулярна, и пока не находит отклика у жильцов.
Под удар попадают управляющие компании, которые через подрядные организации пытаются охватить максимальный объем работ по текущему ремонту. Приходится надеяться только на свои силы. Поэтому часть управляющих компаний начинают потихоньку вкладывать свои средства в ремонт авансом под дальнейшие платежи населения. Другие берут кредиты: под установку приборов учета, энергосберегающие технологии, а также рассматривают привлечение инвестиций в жилой сектор.
Специфика ЖКХ такова, что пустяков здесь не бывает. Чтобы реформы по-настоящему заработали, я повторяю, нужно понимание и совместная работа жильцов и управляющих компаний, а также более смелое привлечение в жилищно-коммунальную сферу серьезных инвестиций.