IVМеждународный кинофестиваль им. В. Леонтьевой стал историей. У меня, как аккредитованного журналиста, нет, в общем, претензий к его организаторам. Все прошло достойно, были и замечательные фильмы, и интереснейшие творческие встречи с участниками фестиваля. Чего стоят одни только имена: Зинаида Кириенко, Валерий Баринов, Евгений Меньшов, Марина Яковлева, Анна Тараторкина, Лев Аннинский, Владимир Акопов – этот список можно продолжать и продолжать. Удалось побывать далеко не везде – невозможно объять необъятное.
Но главным впечатлением фестиваля останется – и надолго – фильм Вячеслава Златопольского «Дом ветра». Фильм – драма, любовь, притча. На этом кинопроизведении весь зал плакал, а потом внимательно слушал выступление Валерия Баринова, который играл в «Доме ветра» главную мужскую роль. Встреча с этим великим актером и человеком стала как бы второй серией фильма. По-моему, «Дом ветра» все-таки лучший фильм фестиваля, даже больше – я поставил бы его в один ряд с «Братом – 1,2» А.Балабанова, по силе художественного воздействия. Он не удостоился той чести, которой достоин, и в этом повторит и далее, кажется, судьбу «Брата». Это вносит некую горчинку в фестиваль, но что поделаешь: «любовь не бывает без боли».
Эту фразу, правда, по другому поводу, произнес на своем прощальном мастер-классе немецкий режиссер, создатель киноцикла «Обломов» Харальд Будде (соавтор Надин Цоллер). Это другое выдающееся явление фестиваля, хотя и получившее приз «За обращение к творчеству И.А.Гончарова», но также не отмеченное по достоинству. Кстати, только «Дом ветра» Х.Будде удостоил похвалы в своем выступлении.
Немецкий «Обломов» не был понят зрителем на фестивале, что и не удивительно. Это не фестивальный фильм – это артхауз, да еще его последнее слово – авангардизм. То есть авторское, интеллектуальное кино для «своей» публики, в данном случае немецкой и «обломовской». В Германии этот фильм находят трогательным и честным, он имеет хорошую прессу, но это у себя на родине…
Харальд Будде повел себя несколько безответственно, и очень рисковал, впрочем, как настоящий Обломов, согласившись представить авангардистский фильм на фестиваль массового кино в России. Видимо, он очень хотел привезти своего «Обломова» на родину И.А.Гончарова. Однако ему повезло – Обломовым вообще везет – его фильм все-таки нашел в Ульяновске своего зрителя – «Обломов-клуб».
Местные обломоведы оценили немецкого «Обломова», и понимают, для себя, что произошло, чему они стали свидетелями, когда в кинозале «Люмьера» в одиночестве с немецкими гостями смотрели последние кадры фильма.
А именно: первым фильмом нового авангардистского стиля на родине Обломова стал немецкий «Обломов»! В то время как сам этот стиль авторского кино только приходит в Россию, в ее столицы. Более того, авангардистский «Обломов» Х.Будде стал, кажется, вообще одним из первых таких фильмов в России. Второе, что они понимают для себя, – к нам приезжал настоящий, живой немецкий Обломов – Харальд Будде, и он приехал к нам по праву – на свою мифологическую родину. А мы его не узнали!
Можно сказать, состоялся исторический визит, и он будет иметь какие-то последствия, во всяком случае, в Германии. Немецкий режиссер обещал, что будет «много рассказывать» на своих творческих встречах в Берлине о своем путешествии на родину Обломова. Вот так неожиданно интересно подходим мы к 200-летнему юбилею И.А. Гончарова…
Харальд Будде, Надин Цоллер и “Обломов-клуб”
Любитель кино
“Дом ветра”, может быть, и засудили, но показанный фрагмент “Обломова” уж очень странен. пусть и авангард, но где же Обломов””? ТОлько в названии.
В.Каменев
За “Дом ветра” не проголосовали, наверное, так правильно сказать. Обломов в фильме присутствует, но это авангардный и немецкий Обломов, поэтому мы его не узнаем.