Штрафы для пешеходов, нарушающих Правила дорожного движения, могут быть увеличены в разы и приравнены к водительским
На днях российские депутаты выступили с инициативой ужесточить ответственность за нарушение Правил дорожного движения пешеходами. По мнению парламентариев, штрафы для тех, кто передвигается на своих двоих, следует увеличить в несколько раз, чтобы они отвечали за свои правонарушения наравне с автомобилистами. Эксперты признают, что «пешеходная проблема» в стране давно перезрела: многие граждане перебегают оживленные магистрали в неположенных местах или на красный свет, большинство наездов на детей связано с их внезапным появлением на дороге из-за деревьев или припаркованных машин, а сотрудники ГИБДД на нарушения со стороны пешеходов обычно закрывают глаза. Однако отечественное законодательство выстроено так, что в случае ДТП виноватым, как правило, оказывается водитель. Начавшаяся этой осенью кампания по ужесточению наказаний для водителей добралась и до пешеходов. «Необходимо подумать над тем, чтобы увеличить ответственность со стороны пешеходов, а то у нас модно браться за автолюбителей, а Правила дорожного движения едины для всех», – заявил на днях заместитель председателя думского комитета по транспорту Александр Старовойтов. По действующему законодательству самое страшное наказание, которому можно подвергнуть пешехода за переход дороги в неположенном месте, – это штраф в 200 рублей. Штрафы же для водителей достигают 5 тыс. рублей, а планируется увеличить их до 50 тыс. рублей. По данным Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД РФ, в первом полугодии нынешнего года за нарушение Правил дорожного движения к административной ответственности привлекли 2 млн. 73 тыс. пешеходов – в 10 раз меньше, чем водителей (20 млн. 166 тыс.). Однако, по наблюдениям корреспондента «НИ», в подавляющем большинстве случаев сотрудники ГИБДД не наказывают пешеходов, даже если нарушение происходит на их глазах. «Дело не в размере штрафа, а в забюрократизированной процедуре его наложения. Инспектору ДПС крайне сложно привлечь к ответственности гражданина, который перешел дорогу в неположенном месте. Если у человека не окажется с собой паспорта, то сотруднику ГИБДД придется доставлять его в отделение полиции для установления личности, а на это уйдет как минимум несколько часов», – поясняет «НИ» координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По его мнению, изменит дорожную ситуацию только значительное упрощение процедуры наложения штрафа: «Инспекторы ДПС должны фиксировать на видео нарушение пешеходом ПДД, после чего прямо на месте оформлять электронное постановление об административном правонарушении». Многие пешеходы нарушают Правила не по злому умыслу, а по незнанию, и профилактическая работа с гражданами не ведется, посетовал в разговоре с «НИ» глава Союза пешеходов России Владимир Соколов: «Автоинспекторам некогда этим заниматься. По данным Российского союза автостраховщиков, в среднем в год происходит около 2,5 миллиона аварий с материальным ущербом, и инспекторы едва успевают их оформлять. Система «европротокола», согласно которой мелкую аварию можно оформить без вызова ГАИ, в нашей стране до сих пор не прижилась». Поэтому число аварий с участием пешеходов остается в России недопустимо высоким. По данным ГУОБДД МВД, за девять месяцев 2012 года в 43 385 ДТП с пострадавшими пешеходами на дорогах страны погибли 5323 человека и были ранены 40 412. На пешеходных переходах произошло 11 258 ДТП, в которых погибли 727 человек и пострадали 11 437. «Приблизительно 40% пострадавших – это дети и пенсионеры. Причем каждый четвертый из пострадавших пешеходов в России сбивается на «зебре», а в 90% случае виновными признаются водители. Какой смысл ужесточать наказание для пешеходов?» – недоумевает г-н Соколов. Представители ГИБДД полагают, что перекладывать вину исключительно на водителей не стоит. Не менее 30–40% наездов в зоне переходов происходит по вине самих пешеходов, заявил заместитель начальника управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти Алексей Сумин: «У пешеходов создается ощущение, что их всегда и везде должны пропускать. Хотя пешеход должен вначале убедиться, что его пропускают, а уже потом выходить на дорогу». И ГИБДД, и эксперты сходятся во мнении, что в первую очередь речь следует вести о повышении безопасности «зебр». «Мы неоднократно выступали с предложением установить перед каждым переходом «лежачего полицейского», однако нас до сих пор не услышали, – говорит Владимир Соколов. – Большинство переходов в стране не соответствуют нормативам, львиная доля дорожной инфраструктуры, которая была создана еще в советское время, морально устарела, она совершенно не соответствует современным реалиям. Из-за этого ежегодно гибнут и калечатся тысячи людей». Как показали результаты онлайн-опроса, проведенного ГИБДД России, 80% респондентов выступают за оснащение пешеходных переходов «лежачими полицейскими», особенно вблизи образовательных учреждений, и почти 90% считают, что пешеходов нужно строже наказывать за нарушения ПДД, в частности, за переход проезжей части вне зоны пешеходного перехода. Более трети голосовавших поддержали инициативу по проведению обязательных образовательных занятий с пешеходами-нарушителями. «Цифры говорят сами за себя, проблема существует, поэтому необходимо приложить максимум усилий для ее решения, – заявил «НИ» заместитель начальника Управления пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД МВД России Владимир Шевченко. – К сожалению, на сегодняшний день пешеходы остаются одной из наименее защищенных категорий участников дорожного движения, ежегодно треть от всех дорожных происшествий составляют наезды на них». Порой ДТП с участием пешеходов способствуют и торговые объекты, которые возведены таким образом, что совершенно не учитывают интересы пешеходов. Так произошло, к примеру, в Ульяновске, где недавно был запущен в эксплуатацию гипермаркет «Ашан»: там покупателям, которые не имеют машины, чтобы попасть в магазин, приходится, рискуя жизнью, пересекать многополосную оживленную магистраль. Надземный или подземный переход при строительстве предусмотрен не был. «К сожалению, бизнес чаще всего ориентируется на крупных покупателей, предпринимателей слабо интересуют бабушки с авоськами», – сетует глава Союза пешеходов Владимир Соколов. По его словам, еще более опасны бессветофорные пешеходные переходы на федеральных трассах, где травматизм и смертность особенно высоки. Забота о безопасности пешеходов – дело рук их самих, рассказывает «НИ» руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев: «Для детей было бы здорово изготовить стильные светоотражающие жилетки и специальные цветные стикеры. Думаю, что многие родители их бы с удовольствием приобрели для своих отпрысков». А для борьбы с недисциплинированными пешеходами г-н Канаев предлагает использовать общественное порицание: снимать на видео и пускать в эфир и в Интернет ролики с «подвигами» злостных пешеходов-нарушителей. Пора уходить от стереотипа, согласно которому человек, управляющий транспортным средством, является потенциальным убийцей, считает Сергей Канаев. Однако юристы указывают на то, что именно таким образом выстроено современное законодательство: в случае ДТП правда обычно оказывается на стороне пешехода. Ведь водитель, если он видит человека на проезжей части, должен предпринять все возможные меры для предотвращения столкновения. «К сожалению, этим подчас пользуются недобросовестные пешеходы, которые даже устраивают «подставы» для автомобилистов, – рассказал «НИ» адвокат Дмитрий Бодров. – В моей практике, к примеру, был случай: два водителя повздорили на автозаправке. Один из них, чтобы не дать проехать, даже лег на капот машины своего оппонента, а потом заявил в полицию о том, что имел место наезд на него. Поскольку первый автомобилист к тому времени уехал с АЗС, его посчитали скрывшимся с места ДТП. В итоге суд лишил человека прав». Пешеходные «подставы» получили на сегодняшний день массовое распространение, подтвердил «НИ» координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов: «Сплошь и рядом происходят случаи, когда пешеходы сами задевают зеркала проезжающих мимо автомобилей, либо намеренно падают на капот машинам, имитируя наезд. Потом «пострадавшие», как правило, начинают вымогать у автомобилистов деньги – за моральный ущерб и на лечение». Обезопасить себя от подобных «подстав» можно лишь при помощи установленного в салоне автомобиля видеорегистратора. У эколога Александра Брагина, перед машиной которого прямо на пешеходном переходе упал мужчина, видеорегистратора не было. «Я поначалу даже не понял, что произошло, – признался «НИ» г-н Брагин. – Передо мной на «зебре» упал человек. Я вышел из машины, спросил, что случилось. Мужчина ответил, что ему стало плохо. Тогда я отвез его в больницу. А вскоре узнал, что тот гражданин написал на меня заявление в правоохранительные органы – дескать, я его сбил на переходе». В итоге Александра Брагина лишили водительского удостоверения за «оставление места ДТП».
Михаил Белый
Ворошиловский стрелок
Вот это правильно, давно пора. Вы знаете как называют ульяновских пешеходов -“Трупоходами”. Главное чтобы это заработало. Для этого нужны определённые усилия со стороны ГИБДД .
старый дорожник
Кто бы ответил однозначно что значит “зона видимости” для пешехода ( это когда разрешается переходить проезжую часть не по переходу)? Это такое расплывчатое и вольнотолкуемое понятие, особенно для инспектора, который будет штрафовать!
Влад
“Причем каждый четвертый из пострадавших пешеходов в России сбивается на «зебре», а в 90% случае виновными признаются водители”. Т.е. реально водители виноваты только в 25%. Но наказывают почти всех. И забывают почему -то о необходимости отменить гражданскую, т.е. материвльную ответственность водителя не за нарушение, а за владение автомобилем.
Есть в Ульяновске “зебры” выход на которых возможен только через лужи и грязь. Вот пешеходы и выходят на проезжую часть вне “зебры”. Освещение установлено так, что подходящего к проезжей части пешехода не видно, если он без светоотражательных полос. Освещение у переходов включается одновременно с общим освещением, которое включается не по погоде, а по времени. В пасмурную погоду получается, что до часа подходы к переходам совсем не освещены.
ДАДА
Давно пора увеличить штрафы для пешеходов! Они совсем перестали правильно ходить!
ДАДАке
а сам-то типа правильно ходишь?
Аля
Правильно придумали! А то у нас пешеход ни за что не отвечает!
А про велосипедистов,
скейтбордистов и прочих роллеров забыли! Их тоже надо штрафовать нещадно. А с водителей, которые вышли из-за руля и стали пешеходами, надо ваще брать вдвое больше, чем с пешеходов, так как они нагло живут в 2 качествах – водителей и пешеходов, значит, вдвое виноваты!